Агрессивный ребенок — как научить дошкольника выражать эмоции

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Автор: Кожохина Кристина Сергеевна

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

Причины агрессии дошкольников.

На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:

1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.

Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.

Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.

Т.о., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

— обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

— обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

— отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

— формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Как перевести гнев в мирное русло:

Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.

Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.

Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.

Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.

1. Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.

2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.

3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.

4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.

5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

6. Выражение своего гнева через рисунки.

Агрессия аутичных детей:

Самоагрессия. Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт. В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип. Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка.

Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается.

Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

Циклические агрессивные разряды. Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену. Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект. Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.

Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается.

Агрессия по отношению к близким. Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии.

Генерализованная агрессия. Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются. Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море. Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение.

solncesvet.ru

Агрессивный ребенок: причины, коррекция поведения, помощь

Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?

Агрессивный ребенок: норма и патология

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

  • Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
  • Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.

В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?

  • Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
  • Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
  • Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.

В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.

Ребенок нервный, агрессивный и непослушный

Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.

Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?

  • контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
  • внимания и любви со стороны родителей;
  • ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
  • уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.

Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?

Почему ребенок агрессивный без причины?

Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво. Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:

  • Возрастные изменения.

Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы. Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия. Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.

  • Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.

Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере. Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи. Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Агрессивный ребенок - как научить дошкольника выражать эмоции
medaboutme.ru

Как научить ребенка выражать свои эмоции и избавляться от злости

Почему одни люди, когда злятся, ведут себя корректно, а другие кидаются с кулаками на обидчика? Одни переносят обиду спокойно, а другие мстят? Потому что одни умеют контролировать свои эмоции и справляться с ними, а другие нет. Очень важно объяснить ребенку, что все люди злятся, обижаются, ревнуют, завидуют, в общем, испытывают негативные эмоции. И либо человек будет контролировать свои эмоции, либо уже эти эмоции будут руководить человеком. От того, как мы научимся выражать свои чувства и эмоции, зависят наши отношения с окружающими. А эти отношения очень важны, т.к. мы живем в обществе среди людей.

Человек испытывает огромное количество чувств и эмоций, которые очень часто не умеет контролировать. Самые эмоционально неустойчивые – это дети. Дети не умеют себя контролировать. Чего-то сильно захотел – взял и сделал, не задумываясь о последствиях. Разозлился – закричал. Испугался – заплакал. Ит.п.

Постепенно человек эмоционально созревает и учится контролировать свои чувства и эмоции. И уже если он разозлился, то он не кинется драться, а может себя сдержать. Не начнет кричать и громко выражать недовольство, сдержится.

Есть люди, которые остаются эмоционально незрелыми до старости, они не умеют сдерживать своих желаний, чувств и эмоций. Они ведут себя как подростки всю жизнь – захотел-сделал, при этом не думая о том, что испытывают окружающие от проявления его бурных чувств.

Таких людей называют инфантильными, незрелыми, т.е. это взрослые дети.

Всему в этой жизни надо учиться. В том числе и проявлять свои эмоции и чувства. Если вы научите этому своего ребенка, то ему не придется столкнуться в жизни с тем, что реакция других людей на неумелое проявление эмоций может быть очень негативной и даже жестокой.

В первую очередь необходимо научить ребенка выражать свои чувства словами. Умение говорить, описывать свои ощущения, очень важны. Когда у человека достаточно слов, нет необходимости кидаться с кулаками. Ведь, как правило, бросаются с кулаками те, кто не могут выразить свою злость и раздражение словом. А злость и раздражение требуют выхода, поверьте. И выход тут один – что-то пнуть или кого-то толкнуть. Чаще всего выбирают второе, т.к. набрасываются на раздражающего.

Поощряйте к беседам, постоянно говорите с ребенком, читайте ему книги, стимулируйте всячески его к разговорам о своем внутреннем состоянии. Выговариваясь, человек освобождается от угнетающего состояния, а это, в свою очередь, расслабляет, успокаивает, и нет уже повода для негативных реакций. Именно с вами он должен этому научиться.

Дети не умеют притворяться, сразу видно, что они расстроены. Заметили – принимайтесь за беседу. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок выговорился по полной. Наша дочь, обычно, когда она рассержена, создает вокруг себя много шума. Громко топает, кладет вещи и закрывает дверцы. Всячески привлекает к себе внимание.

Чувство злости нам всем знакомо, последствия и подавно. Когда-то я прочитала в книге, что злость материальна. Она как ветер, его не видно, но все чувствуют. Когда в моем присутствии кто-то злится, я это чувствую. От злости можно избавиться, если осознать, что она в нас есть и не прятать и не скрывать ее. Когда я злюсь, начинаю мысленно повторять:

— Я злюсь, я злюсь. Я успокаиваюсь и отпускаю свою злость. Иди, злость, к себе.

Мне это метод помогает очень хорошо. Раз помогает мне, и ребенку поможет.

Самовнушение , вещь полезная. Мы мысленно программируем себя на что-то желанное. В данном случае на успокоение.

И я говорю своему ребенку:

— Ты злишься сейчас – это нормально. Все люди злятся, только одни, когда злятся, ломают вещи (как ты сейчас) и дерутся. А другие выражают свою злость по-другому. Вот сейчас ты сломала игрушку и больше у тебя ее не будет. Это сделала злость, и кому от этого хуже? Тем, на кого ты разозлилась, или тебе?

— Мне, у меня нет игрушки.

— Значит, надо как-то успокоить свою злость, чтобы не причинять себе еще больших неприятностей. Представь, что твоя злость живая и сидит у тебя в животе. И ей плохо там, вот она тебя и злит. А ты ее выпусти. Пусть идет к себе.

— Иди злость к себе, я тебя не держу.

Так ребенок не ищет виноватых вокруг, а просто успокаивается. Он понимает, что можно реагировать по-разному. Очень трудно жить тем людям, которые выискивают виноватых. Этот виноват – обидел, тот виноват – разозлил. А плохо от нашей злости и неумения ее выразить только нам. Нам и учиться избавляться, нам учиться реагировать спокойно. Умение сказать самому себе – успокойся, тоже труд. Чем раньше научите этому своего ребенка, тем легче будет ему жить.

ddu20grodno.schools.by

Как справиться с детской агрессией

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Агрессивный ребенок - как научить дошкольника выражать эмоции
opsihoze.ru

Конфликты и буллинг

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Конфликты и буллинг
  • Детская агрессия: причины и профилактика

«Не кричи, а сделай глубокий вдох». Как научить ребенка управлять своими эмоциями

Пятилетний ребенок боится темноты, семиклассник стесняется выходить к доске, а выпускник с ужасом ждет ЕГЭ. Детство — это сплошные переживания. Все больше исследований доказывает, что умение контролировать свои эмоции во время взлетов и падений — это ключ к успехам в учебе и общении с людьми.

Научившись справляться с эмоциями, ребенок сможет преодолеть разочарования и выдержать тяжелые жизненные испытания, сумеет, если нужно, обратиться за помощью и будет знать, как правильно вести себя в сложных ситуациях. Навыки самоконтроля пригодятся на игровой площадке, помогут сфокусироваться во время урока в классе и научат разрешать конфликты.

Психолог и директор-основатель Йельского центра эмоционального интеллекта Марк Брэкетт считает, что далеко не все взрослые умеют управлять своими эмоциями, хотя именно они учат этому своих детей.

Более того, многие родители унаследовали нездоровые стратегии — крик, подавление или игнорирование своих чувств.

И теперь взрослые рискуют передать эти эмоциональные паттерны своим детям.

Брэкетт говорит, что следить за эмоциями — не значит зацикливаться на своем настроении или мелочах. Скорее это инструмент, который помогает преодолевать жизненные трудности с максимальной пользой для себя и минимальными потерями. Хорошая новость заключается в том, что этим навыкам можно научиться и это никогда не поздно.

Пять стратегий для управления чувствами

В своей новой книге «Разрешите себе чувствовать» Брэкетт описывает метод контроля над эмоциями, состоящий из пяти шагов — распознавание, понимание, маркировка, выражение и управление, а также стратегию, разработанную исследователями Йельского центра эмоционального интеллекта. Метод внедрили в более чем 2000 школ. Он помог тысячам семей осознать свои эмоции и научиться продуктивно и безболезненно жить с ними.

Вот пять шагов, которые помогут родителям отработать эти навыки дома.

Распознать эмоции. Сначала нужно научиться распознавать как свои эмоции, так и других людей. Это поможет развить способность понимания чувств. Предположим, говорит Брэкетт, вы забираете сына из школы и видите, что он обижен. Заметить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, и осознать свою реакцию на него — первый шаг.

Брэкетт и его коллега Робин Стерн разработали приложение для измерения настроения (Mood Meter App), которое включает в себя сотни оттенков чувств и стратегии, которые помогут детям и взрослым распознавать эмоции и правильно справляться с ними.

Найти источник. Далее, советует Брэкетт, попробуйте добраться до причины эмоции, но не гадайте. Действуйте, как детектив — задавайте наводящие вопросы: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Почему это произошло?».

Прислушивайтесь к подсказкам и ищите общие закономерности. Например, если ребенок жалуется на какую-то несправедливость, то он, скорее всего, испытывает гнев. Если обмануты его ожидания, то он, скорее всего, разочарован.

Назовите эмоцию. Брэкетт говорит, что в нейробиологии действует принцип: «Если вы сможете это назвать, то и приручите». Если у вас есть словарный запас для обозначения эмоций — исследователи называют его «эмоциональной гранулярностью» — вам легче ими управлять. Предложите детям выйти за рамки слов, которые они чаще всего используют для обозначения чувств («мне грустно» или «я обиделся»). Пусть они точно опишут, что с ними происходит: они раздражены, разочарованы, расстроены, обеспокоены или обрадованы? Способность описать, что мы чувствуем — путь к решению наших проблем.

Выражайте свои чувства. В нашем обществе принято проявлять положительные эмоции и подавлять отрицательные. Спросите себя, регулярно ли вы выражаете полный спектр эмоций, включая такие неприятные, как разочарование и чувство вины перед своими детьми.

Если родители честны в своих чувствах (в пределах разумного), дети тоже начинают свободно выражать их.

Управляйте эмоциями. Наиболее сложный из пяти этапов. Для родителей маленьких детей Брэкетт предлагает ввести «позитивный внутренний диалог» — полезную стратегию в трудные моменты. Например, если вы испытываете разочарование, можно облегчить душу, сказав громко: «Так, папа справится! Прежде всего, я сделаю глубокий вдох, чтобы успокоиться». Подростков полезно научить видеть позитивное даже в негативных ситуациях, пытаться понять других людей («Может быть, она была груба с тобой, потому что переживает из-за соревнований?»).

Как бы поступила «лучшая версия меня»?

Родители знают: важно не то, что мы говорим, а то, что делаем. Даже самые мягкие и доброжелательные взрослые иногда еле сдерживают эмоции и готовы вот-вот сорваться, особенно если они устали или перегружены. Когда эмоции накаляются, Брэкетт предлагает родителям взять паузу, сделать вдох, чтобы замедлить реакцию «бей или беги», а затем спросить себя: «Как бы мое “лучшее я” среагировало в этой ситуации?» Другими словами, как бы идеальный родитель — добрый, ласковый и терпеливый — повел бы себя прямо сейчас?

Какой он, лучший родитель? Узнать это поможет полезное упражнение. Мысленно перемотайте жизнь вперед на 20 лет и представьте, каким дети запомнят вас. И подумайте — каким бы вы хотели увидеть себя в их глазах?

— Реагируя через призму нашего «лучшего я», мы выбираем наиболее полезные стратегии, — говорит Брэкетт и добавляет: — Даже если мы просто будем помнить о нашей репутации, мы будем стараться вести себя лучше.

Дети также могут открыть свое «лучшее я». Они могут описать его и представить, как бы «лучший я» вел себя в классе, на игровой площадке или с братьями и сестрами. Потом, когда это будет необходимо, родители напомнят им об этом образе.

Агрессивный ребенок - как научить дошкольника выражать эмоции
www.pravmir.ru

Причины детской агрессивности. Как помочь ребёнку справиться с агрессией

Агрессивное поведение детей — одна из актуальных проблем, с которой родители обращаются к психологу. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению определённой цели подростка.

Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди оказались вдруг «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права?

Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Как помочь родителям найти наиболее рациональный путь эффективного воспитания? Опрос старшеклассников показывает, что если появляется препятствие, то неиспользованный «эмоциональный пар», не найдя нужного выхода, обычно направляется по ложному пути и проявляет себя в состоянии тревоги (30% учащихся), чрезмерном курении (30% учащихся), в изнурительной работе (15% учащихся), болях в желудочно-кишечном тракте (10% учащихся).

Плохое самочувствие, боль — это, как правило, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать, искоренять, а понять её причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения.

Давайте посмотрим, кто больше всех страдает от агрессивного поведения?

Правильно, сам ребёнок. Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Часто проблемы агрессивности подростка вырастают из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем месте и соответствующем возрасте.

Итак, причины детской агрессивности могут быть следующими.

  1. Заболевание центральной нервной системы. Эту причину нужно исключить в первую очередь. Неспровоцированная агрессивность, ассоциальность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, могут быть одним из симптомов тяжёлых расстройств. С этой проблемой родители сталкиваются уже в раннем детстве ребёнка. В этом случае необходимо обследование и последующее лечение ребёнка у психоневролога, психиатра.
  2. Агрессивность как средство психологической защиты. Такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьёзного и тяжёлого нарушения — отсутствия «базового доверия к миру». Такой ребёнок может ощущать себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой».
  3. Различные нарушения семейного воспитания. Наиболее распространёнными из них являются чрезмерная строгость, запугивание ребёнка, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Безусловно, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Также различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты, способствуют закреплению агрессивного поведения у детей.

Отсутствие чётких правил, недостаточность или размытость ограничений, приводят к тому, что ребёнок не может научиться контролировать собственное поведение.

В семьях, в которых дети привыкли добиваться и получать преимущественно негативное внимание, ребёнок может использовать агрессию как способ заявить о себе и получить признание. Такие дети, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.

  1. Нарушенная исследовательская активность ребёнка. Ткнуть в бок собаку, ударить сверстника и с любопытством смотреть, что будет, такой род «исследований» часто встречается у маленьких детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Причина эмоциональных нарушений может носить как биологический характер так и социальный.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности;
  2. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Оказать помощь подростку родители могут, выполняя следующие рекомендации.

  • Контролировать свои негативные эмоциональные состояния. Это самый лучший способ научить самоконтролю ребёнка, который даёт вам шанс постепенно, год за годом обучить его зрелым способам выражения гнева — словесным и, по возможности, мягким.
  • Овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • Минимизировать внимание, которое получает демонстративное агрессивное поведение ребёнка, найти способы оказать внимание ребёнку в тех ситуациях, когда он ведёт себя мирно, подчёркивая удачные моменты в его поведении.
  • Говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений».
  • «Активно слушать» его.
  • Не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка.
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Проявлять уважение к мнению ребёнка, позволять ему самому принимать решения.

Куда хуже ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологу хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить её на себя же самих. Они кусают себя, закусывают губу или расчёсывают совершенно здоровую кожу до крови, грызут ногти. Гнев, заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение. Ребёнок действительно не осознаёт, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать. Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно.

Родителям стоит признать за ребёнком право на сильные эмоции, такие как гнев, ревность, обида, и терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с тобою происходит. Важно научить ребёнка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или при помощи действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребёнка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить. Зная язык своих чувств, ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен или зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Способы выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах;
  • умение направлять гнев на объект, при этом не уклоняясь в стороны от основной жалобы;
  • стремление найти конструктивное решение;
  • выражать гнев в косвенной форме.

Итак, агрессивное асоциальное поведение формируется не сразу, а за годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессию лишь тогда, когда она принимает открытые формы. Нам надо быть взрослее ребёнка: не обижайтесь, не драматизируйте ситуацию, а постарайтесь помочь ему сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения. Слово «агрессивность» так прочно слилось в русском языке с агрессорами и вызывает тяжёлые ассоциации. А если назвать её: напористостью, предприимчивостью, активностью, презрением к опасности, упорством в достижении цели? Под таким именем легче принять её, признав не только неизбежность, но и полезность в социально приемлемых формах. Тогда подростку не составит труда с вашей помощью самодисциплинироваться, т.е. научиться управлять своими желаниями и порывами.

  1. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. — М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  2. М. Чибисова. «Такие разные драчуны. Консультирование родителей агрессивных детей», «Школьный психолог». 2014. №1. С. — 18.
samopoznanie.ru
CATEGORIES