Детское воровство

3 причины детского воровства, о которых стоит знать родителям

Экологичное родительство: Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников.Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей.

Кража — это крик о помощи

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным.

Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что делают плохо.)

Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения?

Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.

ТРИ ПРИЧИНЫ

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников.

Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей.

Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется.

Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.

Я условно выделяю три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

ХОЧЕТСЯ — ПЕРЕХОЧЕТСЯ

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее.

Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется».

При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.

РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).

Выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения.

В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю».

Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.

СПОСОБ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе.

Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости.

Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату. опубликовано econet.ru

Автор: Марина Кравцова

Детское воровство
econet.ru

Детское воровство

Дорогие друзья! Предлагаем вам очередную статью из рубрики “Вопрос-ответ” от психолога Лёли Тарасевич. Тема рубрики сегодня непростая – детское воровство. Что делать, если однажды вы обнаружили, что любимый ребёнок без спросу взял чужую вещь? Стоит ли всерьез обеспокоиться или не нужно делать из мухи слона? Почему такое происходит? Как правильно повести себя родителям? Как избежать повторения ситуации. Отвечает Лёля Тарасевич.

Вопрос

Добрый день, Лёля! Есть вопрос: сыну исполнилось 8. Недавно, возвращаясь вечером домой, увидела у него в руках части конструктора, которого у нас точно нет. После нескольких наводящих вопросов признался, что «сам не знает, как, случайно взял чужое». Спокойно поговорили, объяснила, что к чему. У нас семья верующая, поэтому то, что воровство – это грех, он знает. И для меня этот случай, не скрою, был очень неожиданным и неприятным. На следующий день утром ещё раз напомнила о том, что надо вернуть вещь владельцу. Вернул. Сказал, что незаметно подложил в портфель, и я уже не настаивала на том, чтоб с повинной признался. Но случай меня насторожил, потому что и старшая дочка в детстве из школы приносила бывало чужие вещи, теперь и этот также. Младший сын (почти 4) ещё неосознанно, наверное, но все равно может позволить себе взять чужое без спросу и без зазрения совести. Как правильно себя вести в этих случаях с детьми разного возраста и как научить не воровать? Спасибо.

Ответ

Детское воровство – тема табуированная. Навряд ли вы услышите обсуждения на детской площадке или дне рождения, мол, прикинь, мой Павлик ворует деньги из отцовского кошелька.

– Ой, да ладно тебе, не придирайся к пацану. Все в его возрасте воруют. Вон моя Машка тоже игрушки из сада цепляла постоянно чужие.

Нет, обычно это постыдная тайна, которую родители стараются забыть, как страшный сон, но нет-нет, да и проглядывают искоса – не проявится ли на челе их ребёнка печать совершенных преступлений, как на портрете Дориана Грея?

Попробуем разобраться, когда же «да ладно тебе, не придирайся к пацану», а когда пора бить в набат.

Чтобы понять, как действовать в каждом конкретном случае, мы сначала должны выяснить причину – почему украл, и только потом совершать какие-то действия. А узнать причину можно только через рот – словами, то есть. А значит, кричать, «вызывать милицию», обещать сдать в детский дом, отбивать ему руки или попу ремнем – абсолютно бесполезно и вообще вредно. Еще я слышала про психологические экзекуции типа рассказать ребенку про те страны, где за воровство руки отрубают или описать все ужасы тюрем для малолетних преступников. Ага, пускай будет неврастеником с дергающимся глазиком, лишь бы не воровал.

И вот мы с ребенком спокойно говорим и пытаемся нащупать причину. Какие же они бывают в зависимости от возраста?

1. Самая простая и самая «детская» – причинение добра. С 2 до 5 лет.

Это когда захотел маме подарок сделать и сделал – с прилавка забрал браслетик понравившийся. Или девочка в садике – невеста, уже почти жена, а до сих пор не окольцована, дай-ка у мамы колечко найду красивое, вот это, она его всё равно не носит, значит, оно ей и не нужно. А Маша будет жутко рада.

Обычно такие кражи совершают малыши еще в “несознанке”. Годика в три-четыре, они еще даже и не в курсе, что означает слово «кража» и уж тем более не понимают всех хитросплетений, деталей и нюансов. Им бы «свое-чужое» для начала осилить! Мамина еда – она моя? Мамина старая сумка – моя? А кольцо тогда почему не мое?

В данном случае наша роль – только просветительская. Мы рассказываем о законах, об их важности, о чувствах того человека, у которого вещь забрали. И вот совсем не обязательно бросаться громкими словами: воровство, кража, преступник, рецидивист, тюрьма для малолетних. Это просто разовая ситуация, которая по сути к воровству отношения не имеет, он просто не знал, что так нельзя.

2. Если очень хочется, но нельзя, то немножко можно. С 5 лет и долго дальше.

Это как раз та ситуация, которая описана в вопросе: так захотелось, так захотелось, что оно само как-то в руку запрыгнуло. Воля и самоконтроль полноценно формируются в человеке только ближе к 20 годам, поэтому не мудрено, что и в 5, и в 8, и в 11 такое может случится. Ребенок все знает про «нельзя» и даже готов это выполнять, но вот так случилось.

Если у нас это разовая акция, то достаточно доброжелательного разговора о правилах и – очень важно – предоставление выхода из сложившейся ситуации. То есть вернуть или возместить убыток придется. С покаянием или незаметно, самому или с вашей поддержкой – решать вам, но я за самые мягкие меры для первого раза. Делается это приватно – всегда! И еще одно правило: закрыли проблему, не возвращаемся к ней. Не нужно припоминать ребенку, всегда его подозревать и быть готовым к худшему. Скорее всего, юный преступник испытал огромный стресс от ситуации, даже если его не показал, и теперь сам будет следить, чтобы это не повторилось.

3. Недостаток любви. С 5 лет и долго дальше.

Родилась сестра/брат, и родители вдруг перестали меня любить. Постоянно ругают или еще хуже – не замечают. Или никто не рождался, но работа у них такая сложная и допоздна, а как приходят, так сидят по своим телефонам. Я им предлагал играть – устали, гулять – погода не та, читать – сам иди читай. Я и ныл, и истерики закатывал, что бы еще попробовать? И вот украл – и как всё тут завертелось, как закрутилось, бегают, икают, волосы дыбом, разговоры теперь только про меня: и с бабушкой, и с психологом, и между собой общаться начали.

Если не сменить всю семейную ситуацию, то вот из такой проблемы вполне может вылезти рецидив и испортится вся жизнь. Поэтому проводим качественный досуг с детьми, выделяем индивидуальное время каждому ребенку, проветриваем в нашем доме и создаем новую атмосферу.

4. Я – твое зеркало. С 5 лет и до самой старости.

Ребенок может зеркалить родительское поведение. Мы, взрослые, иногда даже не замечаем, как весело и с огоньком обсуждаем дома с супругами свою предприимчивость. Таскаем из офиса канцелярку домой, радуемся, если в магазине сдачи дали больше положенного, хвалимся друзьям, что предъявили после командировки чек на вдвое увеличенную сумму, чтобы потом «возместить представительские расходы». А потом вдруг расстраиваемся, что сын или дочка начинают свой бизнес-путь с отъема игрушек у населения детского сада.

Тут советы вполне себе логичны: следим за собой, начинаем с себя, вынимаем бревна из собственных глаз.

5. И мстя моя будет страшна. С 5 лет и вплоть до подросткового возраста.

Встречается воровство из мести, из желания наказать обидчика, причем этим «обидчиком» может оказаться кто угодно: одноклассник, получивший пятерку, хоть я знаю лучше, товарищ, пользующийся большей популярностью у друзей, более обеспеченный знакомый. У них есть то, чего нет у меня, это несправедливо! И пошел восстанавливать справедливость, сшитую по его индивидуальному заказу и по его личным лекалам.

Чаще всего к такому виду воровства прибегают дети с низкой самооценкой, не умеющие дружить, вытолкнутые детским социумом на обочину общественной жизни. Именно это и должно насторожить ответственного взрослого (будь то родитель, воспитатель, учитель, тренер), именно он должен поймать ситуацию за хвост и потушить этот самый хвост, пока не загорелось всё вокруг.

Это еще одна из тех ситуаций, на которые точно нельзя закрывать глаза: не пойманный мститель чувствует удовлетворение от своего поступка и может заиграться в эту опасную игру.

6. Финансы поют романсы. Начиная с 7 лет и долго.

Ну хочется ему, как и любому другому, конфету себе купить, мячик-попрыгун или игру на телефон. А денег нет. Остальные ребята могут, покупают, а я какой-то неполноценный. И это касается, кстати, любого достатка в семье, потому что и в очень обеспеченных семьях бывает, что у родителей деньги есть, а у ребенка нет.

Что делать? Выделять карманные деньги. Пускай немного, но у него должна быть некая финансовая свобода потратить их на то, что хочется, а не на то, что еще у мамы нужно выпросить.

7. Вымогательство. Обычно в школьном и подростковом возрасте.

Старшие ребята в школе сказали, что я им должен. За что должен? Не поздоровался, мимо прошел и честь не отдал, просто мимо шел, а, по их мнению, это было не положено.

Если ребенок крадет под действием чувства страха, то мы должны создать ему безопасное пространство, а только потом требовать соблюдения норм морали. Сменить школу, город, компанию, подключить учителей, психологов, директора – что хотите, лишь бы удовлетворить самую базовую потребность человека – в безопасности.

8. Повторюшка – дядя хрюшка. Подростки.

Ребенок может просто-напросто копировать поведение в компании. Считается крутым вынести что-то мелкое из магазина или там хвастаются все, что у родителей из кошелька вытащили купюру. Тогда и я, наверное, должен.

Ну мы ж ему говорили, что так нельзя, почему это не работает? Ну просто сейчас, в подростковом возрасте, работают законы социального подтверждения, и пока он сильнее ваших воспитательных: они делают = они в компании, я хочу быть в компании = я должен делать также. Еще и вот это ощущение, что если делать всем вместе, то и виноват только отчасти. Разделение вины помогает совершать то, на что один бы не решился.

Если уж мы подозреваем тлетворное влияние компании, то заранее подстилаем соломки – знакомимся с друзьями собственных детей, чаще приглашаем их в гости, выводим их порочного круга осторожно, чтобы никто и не догадался, особенно наше собственное чадо. И еще работаем с самооценкой – чем она выше, тем меньше влияния на нас оказывает окружение.

9. Поднимите мне авторитет. Подростки.

Тут как будто смешиваются финансовые причины и то самое социальное подтверждение. У всех в компании есть крутой телефон, а мне родители только кнопочный купили. Все носят брендовые кроссовки, а у меня кеды с рынка. И вот внутренний конфликт между «надо» и «очень хочется» разрешается в сторону воровства. Оно уже осознанное, конечно, но мы же помним – воля до конца сформируется позже, пока на нее полагаться стоит с оглядкой.

Тут крайне важно опять-таки смотреть на самооценку ребенка: в идеале она не должна зависеть от модели телефона, стоимости кроссовок и мнения сверстников. Поднимаем ее всеми подъемными кранами, которые нам доступны. Да, и друзей домой приглашать – но вы это с прошлого пункта и так помните.

10. Клептомания. В любом возрасте.

Нужно помнить, что клептомания – это заболевание, зависимость, а не разовая акция. А также ее отличает отсутствие цели – неважно, что украсть, неважно, у кого, важно только само действие. На клептомании останавливаться подробно не буду, просто кину в вас ссылкой на мою статью на эту тему. И пускай она вам не понадобится.

Детское воровство
www.nashideti.site

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Детское воровство: кто виноват и что делать?

Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания.

Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.

Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

Возраст имеет значение

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.

Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.

Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.

В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.

Почему дети воруют

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  • Неблагополучие в семье

При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.

  • Воровство детей как попытка самоутвердиться

Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей. С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.

  • Украл, чтобы отомстить

Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.

  • Ребенок не различает свои и чужие вещи

Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.

  • Неудовлетворенные потребности ребенка

Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.

  • Отсутствие понимания, что воровать нельзя

Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить “нет” ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.

  • Подражание или копирование поведения взрослых

Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.

  • Вымогательство со стороны детей старшего возраста

Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.

  • Клептомания

Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

Как поступить в случае детского воровства

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.
Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.

Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.

Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.

Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.

Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.

Детское воровство
21vu.ru

Ребенок ворует – как правильно реагировать на это?

Нет ничего легче, чем воспитывать чужих детей. Зато когда проблемы подкидывает собственное чадо, все оказывается не так просто. Зачастую родители уверены, что уж они-то прекрасно знают своего ребенка, и сюрпризов – тем более неприятных! – быть не может.

К сожалению, случается всякое, и одна из самых неприятных ситуаций — воровство. Что делать, если ребенок ворует у родителей – эту тему обсудим в статье.

Детское воровство

Эта тема актуальна не только для неблагополучных семей. Воруют и воспитанные дети, и дети из очень обеспеченных семей. Конечно, причины и мотивы у них разнятся.

В любом случае, важно вовремя выявить проблему и правильно отреагировать на нее, чтобы навсегда отучить ребенка от привычки брать чужое.

Для родителей подобная ситуация становится шоком. Но в большинстве случаев все не так страшно. Важно не пускать ситуацию на самотек, ведь детство – время, когда закладываются моральные основы для будущей жизни.

Детское воровство – проблема трудная, но решаемая. Если после первой кражи доступно и корректно объяснить ребенку, почему воровство недопустимо, и затем помочь ему избегать соблазнов, можно надеяться на успех.

Гораздо сложнее справиться с запущенным случаем, когда ребенок приобрел опыт многократного ненаказуемого воровства.

Возможные причины

Как отучить ребенка воровать?

Прежде всего, необходимо понять, почему дети воруют. Возможных причин много, рассмотрим основные.

Финансовые проблемы

У ребенка нет денег, но есть потребности. Или есть карманные деньги, но их не хватает. Ребенок начинает искать способ увеличить их количество.

Нехватка денег в семье увеличивает вероятность кражи, но не является определяющим фактором.

При правильном воспитании детям в голову не придет воровать. Но в отсутствие четких моральных установок ребенок способен на кражу, даже если он растет в обеспеченной семье.

Что делать, если ребенок ворует ?

Психологи советуют выдавать ребенку хотя бы минимальную сумму карманных денег. Это избавит его от чувства неполноценности.

Объясните ему невозможность получать все желаемое сразу, научите копить деньги на нужную вещь, формируйте финансовую грамотность.

Проблемы в семье

Воровство может стать протестом против недостатка любви. Родители слишком заняты, чтобы уделить внимание ребенку. Вполне возможно, он сыт, одет-обут и обеспечен игрушками, но лишен главного – уверенности в родительской любви.

В такой ситуации ребенок ворует деньги или вещи родителей не с целью наживы, а чтобы обратить на себя внимание, пусть и негативное.

Что делать?

Главная опасность ситуации в том, что она развивается. Начав красть у родителей и не получив своевременной помощи, ребенок продолжит воровать за пределами семьи.

Прежде всего – никакой агрессии. Задумайтесь над атмосферой в доме, найдите время для откровенного задушевного разговора. Дайте ребенку понять, как он вам дорог.

Подобную реакцию иногда вызывает детская ревность, что связано с появлением в семье младенца. Постарайтесь заранее подготовить старших детей к этому событию. Объясните, что малыш требует много внимания, но родители любят всех одинаково.

Подражание

Эта причина возможна в маргинальных семьях. Например, отец-алкоголик, давно утративший какие-либо принципы, способен не только подать пример воровства, но и учить этому детей.

Но и в относительно благополучных семьях родители, пусть и неосознанно, порой подают детям такой пример.

Если взрослые члены семьи обманули продавца в магазине, вынесли какие-то ценности с работы, втихую присвоили вещи соседей по даче, а затем все это одобрительно обсуждается в семейных разговорах – ребенок сделает свои выводы.

Что делать?

Главное для ребенка – пример семьи. Если родители курят, бесполезно объяснять детям про никотин, убивающий лошадь.

С воровством то же самое. Следите за своими поступками и словами, чтобы ребенок не пришел к выводу – красть можно, главное не попадаться.

Месть

Этот мотив встречается часто. Если ребенка обидели, а он не в силах открыто ответить, то в отместку крадется дорогая для обидчика вещь.

Для ребенка, достигшего школьного возраста, это опасный соблазн. Кража, оставшаяся безнаказанной, позволяет почувствовать удовлетворение – как же, он сумел отомстить. А дальше – по нарастающей.

Еще один вариант – месть из зависти. Почему у него есть дорогая вещь, а у меня нет? Кража – попытка повысить собственную самооценку.

Что делать?

Как правило, к этому способу прибегают слабохарактерные, не очень популярные дети. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за тем, как складываются его отношения в школе.

Хвалите, подбадривайте, развивайте его уверенность в собственных силах. Объясняйте, что значимость человека не зависит от стоимости его вещей.

Недостаток воспитания

Если родители растят маленького эгоиста, он искренне не понимает, почему он не может взять то, что хочется. Если родители не сумели ему объяснить недопустимость краж, то ребенок может украсть просто из желания владеть вещью.

При этом ему совершенно все равно, как чувствует себя тот, кого обокрали. Например, ребенок украл деньги у родителей, отложенные на важную покупку, и прогулял их с друзьями.

Что делать?

Объяснять разницу между своим и чужим нужно с раннего возраста. Разговаривайте с малышом, читайте тематические сказки, учите представлять себя на месте других людей.

Если маленький ребенок взял чужую вещь, объясните ему, как это плохо, и помогите вернуть хозяину. Тогда он вырастет, зная, что воровать нельзя.

Желание завоевать авторитет

Эта причина возникает у детей постарше, особенно у подростков.

Она может быть двоякой:

  1. Желание обладать статусной вещью – одеждой, планшетом и прочим. Для детей помладше – желание привлечь внимание с помощью красивой игрушки.
  2. Желание доказать свою «крутизну» друзьям.

Что делать?

Воспитывать в ребенке чувство уверенности в себе, чтобы ему не пришлось прибегать к подобным способам. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Объясняйте ему, что друзей нужно привлекать не дорогими вещами. И обязательно будьте в курсе того, с кем он дружит, позвольте ему приглашать друзей домой.

Страх

Очень тревожная, но, к сожалению, реальная причина. У ребенка могут вымогать деньги под угрозой расправы старшеклассники или дворовая шпана.

Что делать?

Если из дома начали пропадать вещи и деньги, и других подозреваемых нет, поговорите с ребенком. Спокойно и откровенно, без угроз и агрессии.

Если у вас доверительные отношения с детьми, вам удастся узнать правду. Ребенок может быть запуган и просто бояться обратиться к вам за помощью.

Клептомания

Эта болезнь, безусловно, существует, но у детей встречается редко. Если ребенок крадет без всякой цели, часто, ненужные вещи, можно подозревать заболевание.

Что делать?

Самим лечить бесполезно, необходима помощь квалифицированного детского психолога.

Советы психолога

Детское воровство становится шоком для родителей. Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей или окружающих? Очень важно правильно повести себя и не усугубить ситуацию еще больше.

Несколько общих советов от профессиональных психологов, которые применимы в любом случае:

  1. Занимайтесь воспитанием ребенка. Понятие «свое» и «чужое» закладывается с раннего детства, как и уважение к чужим вещам. А доверительные отношения помогут ребенку довериться вам, даже если он оступился.
  2. Обязательно выделяйте карманные деньги. Пусть небольшие, но обращение с ними – это азы финансовой грамотности.
  3. Начните с себя. Ребенок не должен иметь оснований сказать родителям «А вы сами?!».
  4. Не пойман – не вор. Необоснованные обвинения способны нанести вред психике и навсегда испортить ваши отношения. Если нет твердой уверенности, не бросайтесь обвинениями «Ты вор!», поговорите и вместе разберитесь в ситуации.
  5. Спокойствие, только спокойствие. Даже если ребенок в разговоре с вами дерзит и огрызается, он наверняка напуган. Упреки, крики, угрозы родителей только усилят негативный отклик.
  6. Это и ваша вина, и ответственность. Дайте ребенку понять, что вы готовы выслушать и помочь все исправить. Не скрывайте своего огорчения, но он должен знать, что вы не бросите его одного. Например, вы вместе отнесете украденную вещь.
  7. Избегайте публичности. Не выясняйте проблему прилюдно, не заставляйте извиняться в присутствии толпы свидетелей. Такое унижение не воспитывает, а вот сломать и озлобить может. Не позволяйте другим оскорблять вашего ребенка, твердо пообещав разобраться в ситуации и при необходимости наказать.
  8. Обязательно постарайтесь выяснить, почему ребенок ворует. От причины зависит ваша реакция и помощь.
  9. Уберите соблазны. Не оставляйте на виду деньги, присматривайте за детьми в магазине и в гостях.
  10. Реагируйте на факт любой кражи. Если малыш без спроса вынес из магазина копеечную конфетку, к этому необходимо отнестись серьезно. Важен факт кражи, а не стоимость. Беззаботное отношение мамы к украденному малышом леденцу может обернуться кражей смартфона подростком.
  11. Исключите насилие. Побои, угрозы, предсказания тюремного будущего, заявления типа «ты нам не сын (дочь)» способны только озлобить ребенка. Он будет воровать уже назло, ведь на нем все равно клеймо. Разве что станет хитрее.

Если факт кражи установлен, обговорен и последствия исправлены, не позволяйте ни себе, ни другим попрекать им ребенка в дальнейшем.

Если вы чувствуете, что не в силах справиться, найдите хорошего детского психолога.

Заключение

Тема детского воровства сложна и неприятна.

Будьте внимательны к детям, позаботьтесь о доверительной обстановке в семье, выделяйте карманные деньги и учите обращаться с ними – эти нехитрые правила помогут вам избежать подобных потрясений.

Детское воровство
its-kids.ru

Ребенок ворует: поиски причины и советы как правильно реагировать родителям (видео и 110 фото)

Если ребёнок ворует деньги – это сигнал тревоги. Многие люди не хотят привлекать внимание окружающих, поэтому игнорируют подобные выходки. Родители не хотят верить, что их чадо могло совершить подобный поступок.

Но нельзя закрывать даже на мелкое воровство. Нужно вовремя пресекать плохие поступки, чтобы они не переросли в большие проблемы.

Причины воровства

Если с самого раннего возраста родители не объяснили малышу что значит «моё» и «чужое», то это обязательно отразится на его поведении. Нужно провести чёткую грань, понимание того, что чужое брать нельзя. Иначе это станет причиной девиантного поведения в будущем.

Основные причины, почему воруют дети:

  • Недостаток воспитания. Взрослые вовремя не объяснили что хорошо, а что плохо;
  • Психологические проблемы – отсутствие внимания родителей, собственные комплексы, трудности общения со сверстниками.

Если сильно захотелось

Некоторые дети не в силах справиться с желанием присвоить понравившуюся вещь. Умом они понимают, что так поступать нельзя, но не могут удержаться.

Такое воровство не имеет серьёзного негативного подтекста и происходит крайне редко. Это скорее хулиганство, которое стоит вовремя пресекать.

Самоутверждение

Неблагополучные дети, при помощи воровства, стараются добиться расположения сверстников. Они могут накупить сладостей на украденные деньги и раздавать их друзьям. Либо купить новую дорогую игрушку, чтобы хвалиться ею. Таким образом, подросток привлекает внимание, чувствует себя значимым.

Подросток может решиться на воровство, не чувствуя любви и внимания дома. Благополучные семьи сверстников часто вызывают зависть и злость, из-за недостатка общения с близкими.

Самостоятельный выбор

Нужно стараться давать ребёнку свободу выбора. Пусть сам совершит несколько покупок под присмотром мамы. Главное, чтобы это был именно его выбор.

Получив свободу выбора, у него не возникнет желания вытащить из кошелька мамы несколько монет, чтобы потратить их на желанную конфету.

Психологические проблемы

Причиной воровства часто становится желание отомстить. Дети воруют у родителей чтобы позлить их. Трудности и проблемы подобного рода мучают подростка, и кража – явный сигнал тревоги. Не стоит закрывать на это глаза.

Школьные издевательства

Проблемы со сверстниками в школе – распространённая причина воровства. Совершить кражу школьника заставляют другие ученики. Чтобы откупиться от них, он готов на всё.

Плохая компания

Детское воровство
detkiexpert.ru

CATEGORIES