Девиантное поведение

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, или морали

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии и, является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на

ü делинквентное (допреступное)

ü аморальное (безнравственное)

ü криминальное (преступное)

Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Беккер Г., Степанов В.Г).

Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних — наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе — дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б. Филонов (1999) подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

Причины девиантного поведения:

Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

3. Желание отомстить.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.

Психология девиаций.

Еще Аристотель писал, что подростковый возраст – это ряд «пубертатных трансформаций». Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

М. Мид (1928), изучавшая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, убедительно доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста – факт нашей цивилизации. Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую.

Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия.

Младшему подростку свойственна выраженная эмоциональная неустойчивость, конфликтность и агрессивность, застенчивость и максимализм, склонность к риску, самоиспытаниям. Поскольку у 37% младших подростков отмечается парциальное присутствие психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния мотивов и потребностей.

В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако исследователи отмечают, что определенные качества в структуре личности подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития (фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств способствуют их проявлению.

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной. Однако это лишь один из аспектов отклоняющегося поведения.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.

Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации.

№ 37. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Пути коррекции

Особенность нашего времени такова, что при высок темпе жизни родители (особенно мать) часто не могут уделить должное внимание детям. Последствия такого дефицита очень разнообразны. Дети с особенным темпераментом дают реакцию в виде гиперактивности.

Выделяют три группы:

· Дети с двигательными дисфункциями и нарушениями восприятия;

· Дети с нарушениями при сохранности моторики и восприятия;

· Дети с комбинированными нарушениями.

Поведенческие особенности: беспокойство, невротические привычки, нарушение сна, аппетита, тики, назойливые движения, двигательная активность, неловкость и т.д.

В школьном обучении: меньшая эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Трудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать свое поведение.

Дезадаптирующие особенности поведения свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезе произвольных форм поведения.

Связь с темпераментом: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, реакция «от» над реакцией «к» – как удаление или приближение к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакций.

Причины:

Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в 17-25 лет. Негативные настроения и плохая адаптированность в большей степени определяются средой, прежде всего, общесемейной значение стратегии воспитания (прежде всего материнского): либо компенсирующие, либо провоцирующие нежелательные симптомы (проявления).

Ребенок становится «трудным», не потому что у него снижена интеллектуальная активность, а потому что нарушена структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями и, прежде всего, с матерью.

Особенности эмоциональной сферы.

Важным для понимания природы гиперактивного поведения являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

1. Возбудимы или внутренне напряжены, характерны: смена настроения, переживание чувства страха, проявление тревожности, негативизма.

2. Бедны эмоциональными ощущениями: не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

Часто неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми является причиной такого поведения.

Актуальная и доминирующая тема для ребенка (особенно дошкольника) – любовь матери (любит? – не любит?).

Для гиперактивного ребенка чрезвычайно важен физический и эмоциональный контакт с матерью. Дети имеют в этом огромный дефицит! В силу своей повышенной активности, они как бы сами уходят, отстраняются от таких контактов, а на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов, чаще всего возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм.

Гиперактивность –понятие психопатологическое, т.е. отражающее болезненное проявление двигательной активности ребенка.

Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение, и с трудом поддается контролю извне. В результате, вся его неумелая энергия, оказываясь нецеленаправленной, растрачивается впустую. В каком-то смысле поведение гиперактивных детей приближается к «полевому» (непосредственно зависящему оттого, что находится в поле зрения), характерному для детей с более тяжелыми нарушениями произвольной регуляции. В то же время их действия более осмысленны и управляемы, хотя разобщены между собой.

Среди этих детей много «левшей» и тех, кто в равной степени пользуется и правой и левой рукой. Часто причиной может быть гипоксия в утробе матери или родовая травма, или асфиксия. Особые дети – с алкогольным синдромом плода.

Рекомендации к диагностике и коррекции:

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа психолог группирует полученные сведения в следующие четыре раздела:

· Информация об истории развития гиперактивного ребенка и состоянии его здоровья;

· Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, группа д\с, другие учреждения);

· Особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, в семье, в д\с, школе и д.р.);

· Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На этом основании дается общая оценка уровня развития, описание сущности его трудностей, степень их сложности и группы и т.д. Создается коррекционная программа или предложение по психотерапии.

В дошкольном возрасте основные проблемы сосредоточены в сфере общения.

Диагностические симптомы гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчиться и извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр, и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью внимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит то одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в д\с, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет.

№ 38. Психическое развитие ребенка в условиях социальной депривации.

Понятие депривации.

Термин «депривация», вошедший в психологический сло­варь в се­редине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные фено­мены представляют собой многооб­разные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нор­мального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека. В силу различных обстоятельств человечество неоднократ­но сталкивалось с депривационными феноменами и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересного явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия.

В определении депривации говорится о процессе блоки­рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­сятся потребность в двигательной активности, в новых впе­чатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмо­циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невоз­можность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

В данном случае следует подчеркнуть два принципиальны момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительно го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребно та человека. Первые же суть явления субъективные, внутрение, присущие сознанию. И то и другое находится в причин­но-следственных отношениях, но единство не означает их тож­дества.

studopedia.ru

Девиантное поведение

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением современная социология подразумевает поступок или действия человека, которые не соответствуют установленным официально или сложившимся фактически в конкретном обществе стандартам или нормам с одной стороны, а с другой стороны — это социальное явление, которое выражается в массовых формах деятельности человека, которые, в свою очередь, не соответствуют установленным официально или сложившимся фактически в конкретном обществе стандартам или нормам.

Виды дивиаций

Исходным понятием в понимании девиантного поведения является понятие социальной нормы, понимающейся как предел (мера) допустимого (дозволенного) в поведении или деятельности человека, обеспечивающих поддерживание социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивными, направленными на преодоление устаревших стандартов или норм и связанными с социальным творчеством, которые способствуют качественным изменениям в социальной системе;
  • негативными — дисфункциональными, дезорганизующими социальную систему и ведущими ее к разрушению, приводящими к девиантному поведению.

Готовые работы на аналогичную тему

К позитивным девиациям можно отнести резко индивидуализированное поведение, которое характерно для оригинального творческого мышления и может оцениваться социумом как чудачество, отклонение от нормы, но при этом быть полезным обществу. К признакам позитивных девиаций можно отнести аскетизм, гениальность, святость, новаторство.

Негативные девиации бывают двух типов:

  • отклонения, направленные на причинение вреда другим (агрессивные, преступные, противоправные действия);
  • отклонения, которые наносят вред самой личности (наркомания, алкоголизм, самоубийство и др.).

Можно сказать, что девиантное поведение — это социальный выбор, при котором цель социального поведения несоизмерима с реалиями возможностей ее достижения, индивиды могут воспользоваться другими средствами для достижения своих целей. К примеру, некоторыми индивидами выбираются социально запрещенные средства, а иной раз и противозаконные в погоне за богатством или властью, в результате чего становятся преступниками или правонарушителями. Другой вид отклонения от норм проявляется в открытом неповиновении и протесте, демонстративном неприятии ценностей и стандартов, принятых в обществе, что свойственно для революционеров, террористов, религиозных экстремистов и других подобных групп людей, которые активно противостоят обществу, внутри которого живут.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Во всех случаях такого рода девиация оказывается результатом неспособности или нежелания индивида адаптироваться к обществу и его требованиям, т.е. свидетельствует об относительном или полном провале социализации.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение является относительным, поскольку соизмеряется лишь с культурными нормами определенной группы людей. Например, преступники считают, что нормальный вид заработка – это вымогательство, однако основная часть населения считает подобное поведение девиантным. Это касаемо также некоторых видов социального поведения: в одном обществе они считаются девиантными, в другом — нет. К формам девиантного поведения, как правило, относятся алкоголизм, наркотическая зависимость, уголовная преступность, проституция, азартные игры, психические расстройства, самоубийства.

Одной из признанных современными социологами стала типология девиантного поведения, которая разработана Р.Мертоном, основывавшимся на представлениях о девиации как результате аномии, т.е. разрушении базовых элементов культуры, прежде всего с точки зрения этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основана на представлении о девиации как о разрыве между культурными целями и одобряемыми социумом способами их достижения. Исходя из этого Мертоном выделяются 4 типа девиации:

  • инновация, которой предполагается согласие с целями общества, но в тоже время отрицание принятых в обществе способов их достижения (к этой категории можно отнести создателей «финансовых пирамид», великих ученых, шантажистов, проституток);
  • ритуализм, который связан с отрицанием целей самого общества и преувеличением до абсурда значения способов их достижения (к этой категории людей можно отнести бюрократа, требующего, чтобы каждый документ тщательно заполняли, не единожды проверяли, подшивали в нескольких экземплярах, но при этом забыто главное — цель);
  • ретретизм (иначе говоря, бегство от действительности), выражаемое в отказе от социально одобренных целей и способов их достижения (к этой категории относят алкоголиков, наркоманов, бомжей и др.);
  • бунт, который отрицает цели и способы, но при этом стремится заменить их на новые (сюда можно отнести революционеров, стремящихся сломать на корню все общественные отношения).

Единственный тип недевиантного поведения, по мнению Мертона, — конформное поведение, которое выражается в согласии с целями и средствами их достижения. В своей типологии Мертон акцентирует внимание на том, что девиация — не продукт абсолютно негативного отношения к принятым в обществе нормам и стандартам. К примеру, вором не отвергается социально одобряемая цель — материальное благополучие, он возможно и стремится к ней с тем же рвением, что и молодой человек, который озабочен служебной карьерой. Но при этом вор — это девиант.

Причины девиантного поведения

Некоторые причины девиантного поведения несут в себе не социальный характер, а биопсихический. Примером может явиться склонность к алкоголизму или наркомании, которая может передаться от родителей к детям. Социология девиантного поведения выделяет несколько направлений, которые объясняют причины его возникновения. Так, Мертоном используется понятие аномии (т.е. состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже перестали соответствовать реальным отношениям, а новые пока еще не утвердились), Причиной девиантного поведения, по его мнению, была несогласованность целей, которые выдвигались обществом, и средств, которые это общество предлагало для их достижения. В рамках направления, которое базируется на теории конфликта, утверждают, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, когда они основываются на нормах другой культуры. К примеру, преступника рассматривают как носителя некой субкультуры, которая по своей сути конфликтна по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Некоторые современные отечественные социологи считают, что источниками девиации стали социальное неравенство в обществе, различные возможности удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Однако различные формы девиантного поведения взаимосвязаны между собой, при этом один негатив усиливается другим. К примеру, алкоголизм может способствовать усилению хулиганства.

Маргинализация — одна из причин девиаций. Главный ее признак — это разрыв социальных связей, причем в классическом варианте сначала рвутся экономические и социальные связи, а потом уже и духовные. Характерной чертой социального поведения маргиналов стало снижение уровней социальных ожиданий и социальных потребностей. Следствием маргинализации становится примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в быту, производстве, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различных социальных патологий: алкоголизма, наркотической зависимости, ростом психических заболеваний, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество представляют особый образ жизни (например, отказ от участия в общественно полезном труде, ориентацию лишь на нетрудовые доходы), на сегодняшний день получили достаточно широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность от девиаций подобного рода заключается в том, что данный слой населения часто выступает в роли посредника при распространении наркотиков, совершении краж и других преступлений.

Девиантное поведение в современном обществе обладает некоторыми особенностями. Оно все в большей степени становится рисковым и рациональным. Основным отличием девиантов, которые сознательно идут на риск, от авантюристов, которые делают опору на профессионализм, является вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самореализации, самоактуализации и самоутверждению личности.

Зачастую девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, которое характеризуется внутренней борьбой и внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирается прежде всего теми, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной ситуации, чья индивидуальность подавлена, личностные стремления блокированы. Эти люди не в состоянии сделать карьеру и изменить свой социальный статус, поскольку считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если проявления того или иного вида девиации приобретают устойчивый характер, становятся нормой поведения для многих, то общество должно пересмотреть принципы, которые стимулируют отклоняющееся поведение либо провести переоценку социальных норм. Иначе девиантное поведение может стать нормой для нашего общества. Во избежание широкого распространения деструктивной девиации нужно:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство в соответствии с новой социальной реальностью;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

spravochnick.ru

Девиация

Добавлено в закладки: 0

Что такое девиация? Описание и определение понятия.

Девиация – это «отклонение». Девиация сама собой по сути является нарушением норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Другими словами если индивид не идёт «в ногу» с обществом, то это вполне можно называть девиацией. Формами девиации могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят в преступление.

Девиация — это поведение, которое нарушает какие-то социальные или культурные нормы в существующем обществе, вызывая настороженное или враждебно настроенное отношение окружающих (некоторое отклонение бывают допустимы в пределах нормы) Девиантное поведение — с уверенностью можно сказать социальный выбор: когда цели социального поведения не совпадают с настоящими возможностями их достижения, индивиды могут использовать другие способы, чтобы достигать своих целей. К примеру, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью пользуются социально запрещенными средствами, а часто и противозаконные и по этому становятся или же правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение, то есть протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим схожим с ними группам людей, которые активно борются против общества, внутри которого находятся. Во всех возможных случаях девиация выступает следствием неспособности или нежелания индивидов приспосабливаться к обществу и его требованиям, можно сказать по другому, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Рассмотрим, более детально, что значит девиация. Девиантное поведение и его типы

В каждом обществе появляются люди — выдающиеся и «простые», — которые нарушают существующие в нем нормы — моральные, правовые, эстетические. Девиантное (отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов. Иначе говоря, у девиантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, революционные или инновационные действия и так далее. Девиантными субъектами являются гедонисты, революционеры, молодые аскеты, святые, психически больные, гении и так далее. Так или иначе тот, кто выделяется становится своего рода белой вороной, а значит, его, скорее всего не примут в обществе, как авторитет.

Особенности девиации

К примеру, рассмотрим социальную связь студента с родителями в течение учебы в вузе. Родители от него ждут хорошей учебы, которую сложно совмещать с ролями работника, спортсмена, влюбленного и так далее. Студент начинает неудовлетворительно учиться, то есть девиантно. Для того, чтобы преодолеть такую девиантность, есть несколько возможностей. Прежде всего, возможно изменить собственные потребности, что окажет влияние на оценку других людей и нормы регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиваться удовлетворительной. Затем можно изменить предмет потребности и смягчить тем самым напряженность в социальной связи. К примеру, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи в отношении учебы в вузе. И, наконец, студент может из дома уйти, перестать ориентироваться на собственных родителей и начать ориентироваться на своих подруг и друзей.

Конформизм и девиация – два противоположных вида поведения, один из которых ориентируется лишь на действующего, а другой — и на общество, в котором он проживает. Между девиантной и конформной мотивацией действий людей расположена индифферентная. Она отличается отсутствием как отчужденной, так и конформной ориентацией на ситуацию и предметы, которые превращаются в этом случае в нейтральные.

Девиация в себя включает три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (правовая, нравственная, политическая); 2) оценивающего организации, человека, группы; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются правовые и моральные нормы. Они различаются в различных видах обществ, поэтому поведение, которое является девиантным в одном обществе, не будет в другом таковым.

К примеру, в буржуазном обществе, которое ориентируется на личный успех, поступки типа подвигов Александра Матросова или Павки Корчагина являются девиантными. А в советском обществе, которое ориентируется на интересы государства, они считались официально героическими. Противоречие меж ориентацией на индивида и ориентацией на общество является характерным для всей истории человечества, оно нашло собственное выражение в двух противоположных видах личностей: индивидуалистском и коллективистском.

Типы девиантного поведения

1. Личность заботится о сохранении и установлении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить в подчиненное положение его. Это часто обуславливается девиантным поведением и мотивацией. Так зачастую поступают члены преступных групп.

2. Личность уступает другим, им подчиняется. В этих случаях она может становиться на путь девиантного поведения и мотивации, в особенности в отношении к личности сильной и активной. Так, пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии в большевистском руководстве было причиной девиантности большинства людей.

Классификация девиантного поведения зависимо от отношения к стандартам (нормам, потребностям, ценностям,) разработана в обществе Мертоном (в 1910 г.), который выделял такие виды девиантного поведения:

Нормальность (тотальный конформизм) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, который получил хорошее образование, имеет престижную работу, продвигается по карьерной лестнице и так далее. Такое поведение реализует как свои потребности, так и ориентируется на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный вид недевиантного поведения, в отношении к которому выделяются разные виды девиации.

Инновационное поведение означает, с одной стороны, согласие с целями собственной жизнедеятельности, которые одобряются в этом обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует одобряемым общественно средствам их достижения. Инноваторы применяют новые, девиантные, нестандартные средства достижения полезных общественно целей. В постсоветской России много инноваторов занялись строительством финансовых «пирамид», приватизацией государственной собственности, вымогательством («рэкетом») и так далее.

Ритуализм до абсурда доводит нормы и принципы этого общества. Ритуалист — бюрократ, который требует выполнения всех формальностей от просителя, и забастовщики, которые работают «по правилам», что вызывает остановку самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) — это тип девиантного поведения, при котором человек отвергает и пути (издержки, средства, время) достижения, и сами одобряемые обществом цели. Такое девиантное поведение присуще пьяницам, бомжам, монахам, наркоманам и так далее.

Революция (бунт) — форма девиантного поведения, которая не лишь отрицает устаревшие пути поведения и цели, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли средства и цели буржуазно-демократического общества, которые складывались в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой политической, идеологической, социальной и экономической основе.

Из сказанного видно, что девиация и конформизм — два противоположных типа поведения, которые предполагают взаимно и исключают одно другое. Из описания видов девиации видно, что она не является лишь негативным типом поведения людей, как это может на первый взгляд показаться. Юрий Деточки в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы с «теневиками» и спекулянтами — крал у них автомобили, и перечислял в детские дома средства от продажи.

Этапы становления девиантного поведения

  • появление культурной нормы (к примеру, ориентации на обогащение в постсоветской России);
  • появление социального слоя, который этой норме следует (к примеру, предпринимателей);
  • превращение в девиантные форм деятельности, которые не ведут к обогащению (к примеру, в нашем случае, нищенской жизни многих служащих и рабочих);
  • признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других;
  • переоценка этой культурной нормы, признание относительности.

Формы, понятие, теории девиантного поведения

Под отклоняющимся (девиантным) поведением понимают в широком смысле всякие поступки или действия людей, которые не соответствуют неписаным и писаным нормам, причем как отрицательные, так и положительные. Это могут быть одобряемые культурно отклонения, к примеру, героизм, сверхгениальность, альтруизм, самопожертвование, трудоголизм и так далее и неодобряемые культурно отклонения, начиная от безбилетного проезда и заканчивая убийствами и прочими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением понимают такие отклонения от нормы (от закона), которые за собой влекут уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков в социологии получила название — делинквентное поведение. Девиантное поведение — относительно, так как имеет отношение к ценностям, моральным нормам этой группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, которая выражена в юридических законах общества.

Принято отличать вторичную и первичную девиацию. Первичным называют отклонение, которое соответствует в целом нормам, принятым в обществе, и является настолько терпимым и незначительным, что окружение индивида его девиантом не квалифицирует, и он не считает себя таковым. Под вторичным отклонением подразумевают поведение, которое отклоняется в значительной степени от норм, которые существуют в группе, и потому определяется как девиантное, и личность идентифицируют, как девиант.

Причины девиации

Психологическую теорию девиации развил 3. Фрейд. Он поясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «дегенеративностью», «умственными дефектами», «психопатией» и «слабоумием», как бы запрограммированностью отклонений.

Основания социологической теории девиации положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, главной причиной девиации является аномия – состояние дезорганизации общества, когда нормы, ценности, социальные связи отсутствуют, противоречат друг другу или ослабевают. Все это дезорганизует людей, нарушает стабильность общества, и в итоге появляются различные типы девиаций.

  • конформность – вид поведения, который предполагает соответствие средствам осуществления и принятым в обществе целям;
  • инновация — индивид разделяет одобряемые социально цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, при этом средства не обязательно должны быть криминальными, они просто в данный момент времени непривычные для этого общества;
  • ритуализм – предусматривает отрицание целей, которые провозглашены обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (к примеру, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм уже никто не верил, но ритуалы, которые связаны с ним, стали чем-то вроде привычек и сохранялись еще в обществе);
  • ретрицизм – отказ от целей и средств, которые приняты обществом как «бегство от действительности», социальный нигилизм (наркоманы, бродяги, алкоголики, которые живут в обществе, но не принадлежат ему);
  • бунт, мятеж – отрицание старых принятых социально средств и целей с одновременной заменой их новыми (радикальные экстремисты, революционеры).

В каждой личности есть в той или иной степени все перечисленные виды, но преобладает какой-то один.

Отметим один интересный феномен проявления отклоняющегося (девиантного) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, при помощи которых люди оправдывают осуществление каких- нибудь запретных желании и действии без открытого вызова имеющимся моральным нормам.

Среди других теорий, которые объясняют происхождение девиаций, возможно выделить:

  • теорию подражания французского социолога Г. Тарда. Люди по его мнению, становятся преступниками, так как с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она является для них референтной группой;
  • теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая идею Г. Тарда, он подчеркнул, что в девиантном поведении индивида многое зависит от его окружения, то есть. от того, кто именно учит его и чему. Поэтому, чем дольше пребывает индивид в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяют под общим названием «теория культурного переноса девиации»;
  • теорию стигматизации (от Греч, stigma – клеймо), или навешивание ярлыков, авторы которой американские социологи Г. Беккер, Э. Лемерт. В согласии с этой теорией девиацию определяют не столько поведение или содержание конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» ярлыка «нарушителя» установленных норм на человека и применением санкций против него.

Таковы главные исследовательские подходы к изучению причин распространения и появления девиантного поведения.

Формы и виды девиации

  • употребление наркотиков;
  • пьянство и алкоголизм;
  • проституция;
  • самоубийство;
  • преступность.

Как считают специалисты, существование у части людей в современном обществе девиантного поведения неизбежно, его невозможно просто искоренить. При этом они замечают, что девиации возникают закономерно в обществах, которые переживают трансформацию, где у людей на фоне усиления кризисных явлений увеличивается неудовлетворенность собственным положением, что вызывает чувство невостребованности, социальной неудовлетворенности, отчуждения от общества. Это чувство депривации в некоторых случаях может вызвать появление среди населения пессимистических настроений и его деморализованность (растерянность, упадок духа).

Согласно данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна деморализованность в той или иной степени. Типичным реакциями на аномию являются коррупция, безразличие к средствам достижения цели, экстремизм, цинизм. Механизм девиантного поведения раскрывают через анализ особенностей личности, взаимодействия нормативного регулирования, отношения личности к реальной жизненной конфликтной ситуации и норме.

Девиантное поведение
biznes-prost.ru

Девиантное поведение и Девиация в психологии — что это с научной точки зрения?

Что вызывает девиантность и девиантное поведение у человека? Девиантное поведение означает поведение, не соответствущее социальным нормам и ценностям. Отклоняющееся поведение вызывает негативную реакцию у окружающих.

Каждый из нас хоть раз задумывался о череде своих поступков: правильно ли это с нравственной точки зрения, приняты ли данные нормы в обществе. Психологи и социологи давно определили такое понятие, как девиантное поведение.

Девиантное поведение — это действия человека, либо людей, имеющие отклоняющиеся от норм признаки. Социальные психологи обобщили знания о таком поведении в целую систему и уверены, что девиантность – одновременно общественное и пссихологичское явление, имеющее место еще в глубокой древности.

Девиантное поведение и Девиация в психологии — что это с научной точки зрения?

До конца XVIII века в Европе попросту не существовало понятия «психически больной». Были специальные учреждения — работные дома, где содержались девианты: бродяги, мелкие воришки, попрошайки, карманники. И даже алхимики

Это была группа людей, которые не могут или не желают адаптироваться к социальному режиму — и тем самым мешают его нормальному функционированию. Место, в которое их помещали, было типичным исправительным учреждением. Но никто не называл этих людей больными. Скорее, это были просто маргиналы, иногда — преступники или «чудаки».

Кирилл Журавлев — психолог и философ

Описание понятия девиантности

Не все, что официально не принято, является девиантным. А вот переход в зону недозволенного, даже преступного — и есть поведение вне норм. Исходным фактором здесь ученые считают социальные нормы. Именно от них отталкиваются в оценке того или иного типа поведения, поступков, слов, действий. В разных ситуациях меры допустимого неодинаковы.

В социальной системе есть ряд основополагающих моментов, по которым довольно просто определить имеющиеся отклонения от нормы, либо приемлемое поведение.

Факторы делятся на пару разделов:

  1. Прогрессивные (позитивные). В этом случае поведение направлено на преодоление закостенелых взглядов или даже стандартов. Притом социальная система меняется в качественном плане и это не плохо.
  2. Негатив, который выливается из дисфункций, подрывающих социальную систему поступков. Это действует разрушающие и приводит к реализации факторов отклонения от принятых норм. В этом случае девиантное поведение нежелательно.

Каждый человек сталкивается с выбором: вести ему себя так нет. Все мы знаем принятые в обществе нормы и действуем исходя из них. Поэтому очень важно иметь представления о нормах и граничащих с ними факторах и стараться не преступать черту.

В примерах это выглядит весьма просто. Ряд людей, в погоне за славой и деньгами, не считаются с главными человеческими принципами добра, человечности, порядочности, взаимопомощи, правды. Такие индивидуумы способны преступить закон, поступать вразрез с интересами честных людей.

Открытое неповиновение властям и протесты – еще один фактор, побуждающий совершать нелицеприятные поступки. Революционные и даже террористические, а также экстремистские поступки наказуемы. Это свидетельствует о том, что человек пошел не против системы, а против общества и против себя.

Чаще всего девиантному поведению подвержены незрелые личности, не имеющие достаточного опыта общения, положительных оценок со стороны окружающих. По воле своей физиологии они всегда в состоянии протеста. Речь идет о не социализированных, неадаптивных личностях. Чаще всего это подростки.

Особенности девиантного поведения подростков

Девиантное поведение подростков

Большинство юношей и девушек, находящихся в переходном возрасте, проявляют свой протест в отношении к какому-либо явлению, требованиям родителей, старших в школе, общества в целом. Но не всё из этого можно считать девиантным поведением. Только когда окружающих и, по большей части, близких людей настораживают некоторые поступки, способные граничить с нелицеприятными проступками, угрожающими правам и свободам других людей.

Девиантное поведение детей и подростков – особые разделы психологии и социологии. Ученые определяют даже групповые девиации, когда небольшие социальные группы действуют, отклоняясь от норм и правил, принятых в социуме.

Некоторые поступки исходят из свойств личности юного человека, а также его воспитания. Когда родителям некогда заниматься обучением или даже стандартным контролем над деятельностью своего ребенка, он быстро отбивается от рук. Отсюда и преступные деяния, и участие в деятельности неформальных группировок. Именно их лидеры призваны направлять за собой неокрепшие детские умы.

Девиантное поведение подростков – своеобразный сигнал о наличии тех или иных особенностей личности, которые могут развиться вовсе не в благоприятную сторону. Впрочем, не все девиации безнадежны и угрожающи. Часто они лишь толчок к нормальному развитию, привлечению внимания к своим проблемам взрослых и, особенно, родителей.

Подростками, поступающими так, движут особенности их личности, развития, воспитания, опыта, знаний, возможности общения с широким кругом сверстников или старших. Исходя из этого, каждый юноша или девушка буде поступать в одной и той же ситуации по-разному.

В зависимости от индивидуальных особенностей и жизненных обстоятельств, отклонения от норм могут проявляться по-разному. В часто повторяющихся ситуациях особенности поведения закрепляются, входят в привычку. Часто подросток просто учится приспосабливаться к «среде обитания», не соотнося себя с важными нормами и правилами.

Ненормальное, неадекватное, асоциальное поведение подростков кроется и еще в ряде факторов. В их числе неудовлетворенность жизнью, нехватка средств, непонимание в рядах сверстников и родителей. От этого возникает психологический дискомфорт. Он приводит к стрессовым состояниям, отрицательным психическим реакциям и, как следствие, девиантному поведению. Ребенок буквально одурманивает себя агрессивной музыкой, алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и т.д. Это одна из крайних форм девиации.

Таких подростков называют «трудными». С ними сложно в общении, они угловаты, грубы, замкнуты, недоверчивы. Для контакта требуется огромное количество времени и усилий. И даже в этом случае можно не добиться нужного результата. Только настой педагога на его «волну» может вызвать доверие.

Девиации подростков и детей в возрасте, пограничном пубертатному периоду — очень сложное явление. Оно насыщенно целым комплексом факторов, отражающихся на поведении. В итоге, нарушаются оптимальные процессы социализации, дети становятся «неуправляемыми», возможнд бродяжничество, неординарные и даже преступные поступки, асоциальная деятельность.

Виды и типы девиантного поведения

В этом секторе знаний о девиациях целый набор разноплановых характеристик. Виды девиантного поведения весьма разнообразны. Одна их группа соотносится с интересами индивидуумов, другая – с частью социума, третья – с общественными параметрами и типами норм, которые нарушены.

Основные виды девиантного поведения делятся на:

  1. Деструктивизм. Он выражается в проявлениях мазохизма, конформизма. Человек причиняет себе вред осознанно, на основе имеющихся у него суждений о ситуациях и поступках других людей.
  2. Асоциальные факторы. Они отражаются на семье, друзьях, ближайшем окружении человека. К таковым относятся алкоголизм, наркомания, попытки суицида.
  3. Преступное поведение. Это нарушение закона в любой его части и трактовке. Сюда же относятся пересечение черты морали. Но чаще психологи соотносят такой тип с имеющими место грабежами, убийствами и т.д.

Девиантное поведение имеет несколько форм: поступки (от раза к разу) и целенаправленная деятельность (постоянное занятие проституцией или вымогательство). Сюда же исследователи относят образ жизни. Он тоже может быть преступным. Его ведут представители организованных мафиозных сообществ.

Среди всех разновидностей девиантного поведения наиболее опасна преступность. Все начинается еще в рядах молодежи и, со временем, эти склонности укореняются, приобретая сложный и неблагоприятный характер.

Пьянство, азартные игры, склонность к суицидальным явлениям – тоже прерогатива более юного возраста. Согласно статистике, практически 90% молодых людей начинают принимать спиртное в 13-15 лет.

К самоубийствам приводят конфликтные ситуации в семье и социальной группе, несчастная любовь. Не менее сильнодействующий фактор здесь – агония наркомана, последствия глубокого запоя, «белая горячка». Кстати, не всегда вышеназванные факторы напрямую влияют на решение о самоубийстве. Согласно исследованиям, их количество возрастает в обществе в периоды экономических кризисов, резких потрясений.

Самое интересное, что отмечают криминалисты и психологи – это то, что преступник считает свое поведение нормой. Он оправдывает себя с точки зрения нужды в тех средствах, которые вымогает или забирает силой. И даже мысли о том, что деньги можно заработать честно, не посещают его. Ему нужно все, сразу и много.

Кстати, не во всех обществах нормы поведения одинаковы. То, что у нас является отклонением, в далеком африканском племени «Мумбаев» принято.

Наиболее доступную типологию девиаций представил социолог Мертон. Он определил это понятие, как разрушение культурных ценностей и этических норм.

По Мертону возможных девиаций четыре:

  1. Отрицание общепринятых норм достижения целей: успех, финансовое благополучие, признание. Примером этого типа служат проститутки, денежные махинаторы, вымогатели.
  2. Преувеличение значения способов достижения целей. К примеру, скрупулёзно погрузившийся в свою деятельность, чиновник требует исполнять предписания безукоризненно, сквозь бюрократические проволочки, часто забывая о целях своего пребывания в данном кресле.
  3. Противостояние целям, одобренным обществом. Это выражается в бомжевании, запоях.
  4. Бунтарский настрой — соотносится со стремлением к ломке стереотипов, сложившихся в социуме отношений. Такими способами пользуются революционеры.

Недевиантное, значит конформное поведение. В этом случае человек всегда соглашается с нормами, целями и средствами, которыми пользуются социальные группы в его окружении. Девиация по Мертону – это доведенная до абсурда идея, следование своим интересам, не соизмеряясь с принятыми ценностями.

Признаки

Вышеназванные признаки можно встретить довольно часто, как в школьной группе, так и в домашнем поведении подростков и вполне взрослых людей. Разумеется, все проявления агрессии – это девиантность. Перепады настроения больше свойственны неуравновешенным, неуверенным в себе личностям. Скрытность, как черта характера, не всегда играет злую шутку в судьбе индивидуума. В разумных пределах это качество бывает полезным.

Примеры

В качестве позитивных девиаций можно привести историю гениального физика Альберта Эйнштейна. Этот человек настолько был беспомощным в быту, что невозможно представить, как ему удавалось выработать столь передовые идеи. Каждый скажет, что Энштейн полностью отдавался любимому делу так, что у него не оставалось возможности чему-то научиться в быту. Те, кто возразит, тоже найдутся. Ведь множество талантливых и даже гениальных людей вполне прекрасно справлялись с готовкой ужина или уборкой комнат.

Еще примеры – Сальвадор Дали, Ван Гог. Их жизнь тоже не стала образчиком угрозы подрыва общественных устоев. Но сам образ жизни, значительно отличающийся от основной массы людей этого общества, говорит об отклоняющимся поведении. Эти люди утратили возможность воплощать ожидаемые стандарты, культура их деятельности в социуме скорее дезорганизована.

Причины

Что касается этого аспекта, ученые выделяют несколько направлений. Причины девиаций кроются не только в социальных факторах, но и биопсихологических. Наркомания, чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков часто имеют наследуемый характер. И тот же алкоголизм может стать побуждающим к преступному поведению (грабежи, маргинальные явления).

В частности, склонность к бродяжничеству связана с разрывом социальных связей, невозможностью получить доступ к элементарным благам. Причиной такого образа жизни, как маргинализм, ученые называют и снижение уровня социальных ожиданий, желание уйти в себя и одновременно вызывать жалость окружающих.

Еще одна группа причин девиантного поведения – социальные патологии, психические заболевания. Отсюда и то же бродяжничество, попрошайничество, нежелание работать, либо чрезмерный трудоголизм. Кстати, те же попрошайки часто становятся связующим звеном между наркодиллерами и зависимыми гражданами.

Ученые различают и еще ряд нюансов, касающихся отклонений от норм. Есть девиантное и делинквентное поведение. Первое — просто не соответствие требованиям социума. А вот делинквентность связана уже с преступными наклонностями. Это правонарушения, странные поступки в отношении сверстников, агрессия, приводящая к плачевным последствиям: хулиганство, участие в потасовках. Причинами таковых явлений также могут стать употребление наркотиков, алкогольное опьянение, нестабильные психические состояния.

Профилактика

Для начала детей с девиантным поведением необходимо быстро брать на контроль. Этим должны заниматься педагоги и родители. Нельзя оставлять без внимания ненормальное поведение, либо действовать силовыми методами. Чем раньше будет выявлена склонность к девиации и проведена работа, тем вероятнее положительный исход дела, наличие здоровой личности.

Важно выявлять группы риска. Для этого применяются методики скрининговых обследований учащихся, различные тестирования. Не секрет, что в группах риска – подростки из неблагополучных семей, многодетных и попавших в трудные жизненные ситуации. Именно им нужно уделять большое внимание в ходе профилактики асоциального поведения. И это не только беседы на заданные темы, но и реальная помощь, в том числе психологическая.

Меры должны быть направлены не только на улучшения условий жизни, но и мотивацию ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек. В данном случае все зависит от причин девиации. Если они кроются в психических недугах или факторах наследственного алкоголизма, поможет только доктор.

Лечение, коррекция

Коррекцией девиантного поведения у человека должны заниматься квалифицированные специалисты, способные не просто исправить имеющиеся проблемы, но и сделать так, чтобы впредь такие ситуации не повторялись. Не стоит внушать подростку, что он «трудный». Большинство патологий исходят из психологических убеждений.

Вся коррекционная деятельность должна исходить из особенностей данной личности. Важно применять индивидуальные подходы, не следуя шаблонным методам. Только в таком случае можно завоевать доверие девианта и начать плодотворно корректировать отклоняющееся поведение.

В такой работе желательно делать упор на положительные черты личности и качества характера. Очень важно замечать и укоренять такие характеристики, как:

  1. Бережливость.
  2. Аккуратность.
  3. Доброжелательность.
  4. Снисхождение.
  5. Порядочность.

Эмоционально неустойчивые люди очень тяжелы в общении. Важно внушить им, что с ними это не так. С ними легко и просто разговаривать, дружить и даже доверять совсем маленькие секреты.

Когда имеет место психическое заболевание, важно убедить человека обратиться к соответствующим специалистам. Это же правило качается лечения наркомании и алкоголизма.

Как избавиться от девиации?

Важно избегать конфликтных ситуаций. Избавление от девиантных явлений неразрывно связано с коллективной работой психологов, педагогов, родителей подростка. Только целенаправленные беседы, положительные эмоции, доброта, постоянное общение. Такие составляющие могут стать неизменной причиной успеха в борьбе с отклонениями поведения детей и взрослых людей.

Не стоит провоцировать человека на агрессию, а все ситуации, так или иначе связанные с ее проявлениями, сводить на нет. Часто требуется помощь психологов и психиатров. Важно не впадать в панику, думая, что такие обращения способны повлиять на судьбу ребенка, делая его предметом насмешек.

Обращения к специалистам этого класса практически всегда анонимны. Распространение конфиденциальной информации врачом карается по закону, даже если она касается самого факта обращения к доктору соответствующей специализации.

Заключение

Явление девиации само по себе имеет древние корни. Еще античные философы и ученые отмечали некоторые отклонения от норм в поведении тех или иных групп подростков. Между тем, в современном обществе четко даны определения понятия девиантного поведения, оно ранжировано на типы, есть понимание, как избавиться от негативных факторов.

В данном деле все в руках родителей и педагогов подростков, попавших под влияние или по иным причинам ведущих себя неадекватно. Только терпение, применение грамотных подходов, профилактические меры способны направить человека в нужное русло.

А вы сталкивались с девиантными подростками, замечали их манеру поведения? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Семичаевская Мария · 18 фев, 2019

Девиантное поведение
psymod.ru

Девиантное поведение и его признаки

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта.

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Абстиненция — это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
— формируется половое влечение,
— резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
— неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении:
— мальчики менее общительны,
— девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. [16]

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

• возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

• проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

• рецидивы противозаконных действий;

• накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

• включение в группу с асоциальным поведением;

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

Девиантное поведение
nsportal.ru

Отклоняющееся поведение

Этот урок является последним в рамках цикла восьмого класса. Мы поговорим об отклоняющемся поведении. На прошлых занятиях мы говорили о том, что человек живёт, согласуясь с социальными и правовыми нормами. Но, к сожалению, не всегда он поступает по праву, так, как того ждут окружающие. И сегодня мы обсудим, почему существует отклоняющееся поведение и каким оно бывает.

Тема: Социальная сфера

Урок: Отклоняющееся поведение

1. Отклоняющееся (девиантное) поведение

Из названия понятно, что речь идёт о наших поведенческих фактах и стереотипах, которые не соответствуют социальным нормам морали и нравственности либо правовым нормам, влекущих за собой тот или иной уровень ответственности.

2. Пример девиантного поведения

Так или иначе, мы говорим о ситуациях, которые возникают в человеческой жизни постоянно. К примеру, молодая девушка вошла в общественный транспорт и села на свободное место. Она здорова и полна сил, просто её захотелось посидеть. Тут заходит пожилой человек, но девушке не хочется уступать место. Она закрыла глаза и сделала вид, что спит. В действительности, конечно, это обман и в какой-то степени самообман. Девушка делает вид, что спит, для окружающих, и думает, что этот сон кажется естественным. Конечно, окружающие понимают, что девушка поступает не очень красиво. Она и сама это понимает. Она нарушает социальные нормы морали и нравственности. Но так делают многие. Не уступить место в общественном транспорте – это мелочь, но французы говорят: «Бог – в мелочах». Вот из таких мелочей постепенно складывается вся семантика жизни. Кто-то перебежал дорогу в неположенном месте, а кто-то превысил скорость и т. д. Это вроде бы мелочи, не опасные для жизни, но если взять все эти мелочи вместе, то наша жизнь окажется неудобной. Мальчик не уступал место в транспорте. Теперь он стал старше, у него болят ноги, но места ему никто не уступает. Люди, воспитанные в этих традициях, не будут уступать место пожилому человеку, они не будут вежливо вести себя с окружающими, не будут придерживаться негласных моральных принципов.

3. Уровни отклоняющегося поведения

Такой мир будет неудобен, и так скажет каждый нормальный человек. Уровней отклоняющегося поведения можно выделить довольно много. Наиболее яркими из них являются личное, групповое и государственное отклоняющееся поведение. Личное отклоняющееся поведение гражданина – это когда какой-то человек самостоятельно ведёт асоциальную жизнь. Может быть, не целиком, ведь найти человека абсолютно плохого, не вписывающегося в социум, довольно сложно. Так или иначе, но некоторые действия такого человека будут согласовываться с принципами морали и нравственности. По крайней мере, остальные люди будут искать это в поведении асоциального человека. Но иногда для некоторых людей такая жизнь является нормой.

Если мы говорим о групповом отклоняющемся поведении, то мы можем привести в пример спортивных болельщиков, которые ведут себя противоправно, кричат, затевают драки.

Рис. 1. Агрессивные футбольные болельщики (Источник)

Некоторым болельщикам, замеченным за разжиганием конфликтов во время или после игры, запрещено покидать свою страну. К примеру, английские футбольные фанаты – страшное явление, знаменитое во всём мире.

Самый опасный тип отклоняющегося поведения – государственное. Представим ситуацию, когда некий государственный орган ведёт себя, не согласовываясь с правовыми нормами. Например, дорожная полиция берёт взятки с обычных участников дорожного движения.

Рис. 2. Взяточничество в государственных структурах (Источник)

Это самый страшный тип отклоняющегося поведения, потому что он нарушает нормальную жизнедеятельность общества в целом.

4. Чудаки

На уроке мы говорили о том, что отклоняющееся поведение – это поведение, не согласующееся с нормами морали, этики, то есть с социальными нормами. Как правило, это несёт в себе негативный оттенок. Мы говорим о вредных привычках, о вредном поведении того или иного человека или социальных групп, которые влекут за собой негативные последствия. Но есть тип отклоняющегося поведения, который не только не несёт в себе отрицательного заряда, но, наоборот, заставляет нас улыбнуться.

Если человек ведёт некий образ жизни, который не совсем понятен окружающим. Таких людей называют странными или чудаками. К примеру, можно вспомнить, как жил великий философ, изобретатель, живописец Леонардо да Винчи.

Рис. 3. Леонардо да Винчи (Источник)

Он спал по пятнадцать минут в час, чтобы остальные сорок пять минут работать. Таким образом, он работал практически двадцать четыре часа в сутки.

Можно привести множество примеров того, как на протяжении истории человечества некоторые люди вели себя очень нестандартным образом. Возникает вполне логичный вопрос, почему именно они так себя ведут, ведь существует давно устоявшийся стереотип поведения, согласно которому живёт большинство людей. К примеру, мы рисуем человека стандартно, а этот необычный человек совсем по-другому.

Рис. 4. Рисунок, нарисованный обычным человеком (Источник)

Рис. 5. Рисунок, нарисованный человеком с позитивной девиацией (Источник)

И мы говорим о таком «чудак-человек». Но проходит время, и мы понимаем, такое поведение было не какой-то глупостью или прихотью странного человека, а являлось особым. Совершено уникальным взглядом, теперь ставшим для всех понятным.

Чудаки – хороший пример отклоняющего поведения. Было бы замечательно, если бы в мире было больше чудаков. Так сложилась наша история, что чем сильнее были добрые чудачества этих странных людей, тем больший вклад они внесли в развитие нас как людей.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения и/или осуждения.

Американский социолог Роберт Мертон (1910–2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия – это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения. Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т. е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

— инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

— ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

— ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т. п.);

— бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить, исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий, в частности ростом числа психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

5. Формы отклоняющегося поведения

Исходя из разговора об уровнях отклоняющегося поведения, можно говорить о его формах. Мы можем разделить его на общественно неопасное и общественно опасное поведение.

К первой группе можно отнести личное и групповое отклоняющееся поведение, когда нарушение общественных норм присутствует, но не угрожает окружающим и не приносит им вреда.

С другой стороны, есть общественно опасная форма, которую мы называем преступлением. И эта форма несёт за собой меры государственного принуждения.

Причин отклоняющегося поведения крайне много. Это могут быть и недостатки в воспитании, и жизненные обстоятельства, и вредные привычки. И самой опасной причиной, как бы банально это не звучало, являются именно вредные привычки. И хоть эта проблемы поднимается постоянно, о ней слышал каждый, но число людей, принимающих алкоголь и наркотики, постоянно растёт. Это означает, что одних разговоров мало и общество делает что-то не так. Видимо, так устроен человек: его манит то, что является запретным плодом.

6. Вредные привычки

Если человеку с детства запрещено что-то, то он при первой же возможности будет стремиться попробовать это. Ребёнок, чтобы казаться старше, будет копировать взрослых. А взрослые иногда курят и выпивают.

Рис. 7. Пример девиантного поведения (Источник)

Это очень плохой стереотип поведения. Если человек становится на путь абсолютного копирования, значит, он рано или поздно просто потеряет себя. На предыдущих занятиях мы говорили, что каждый человек играет некую социальную роль, согласуясь со своим социальным статусом. И пытаясь играть чью-то роль, человек легко может проиграть свою жизнь. А алкоголь, наркотики и курение – самый простой способ сделать это как можно скорее.

Любой разговор об отклоняющемся поведении рано или поздно приводит к разговору о страшной проблеме наших дней – наркомании. И, опять-таки, это просто слова. Видимо, чтобы человек понял, насколько это опасно, он должен как-то соприкоснуться, как-то пережить это зло. Если человек раз в жизни попал в по-настоящему опасную ситуацию, сильно испугался, то к нему приходит понимание, что такую ситуацию в следующий раз лучше обойти. Но все мы люди. На протяжении более тридцати уроков мы говорили о том, кто такой человек, как он устроен и как устроено человеческое общество. Мы говорили, что мы прошли очень долгий путь от древнего человека, по сути, животного, до сложного структурированного общества, которое во многом сейчас не подвластно нашему пониманию (хотя сейчас проблемами общества занимаются более углублённо, чем на заре становления общества). И главный вывод, который мы можем сделать – мы люди, мы вырвались из природы, так, значит, нужно нести в себе эти человеческие качества. И если что-то вас пытается сковать, вы должны найти в себе человеческие силы, чтобы это преодолеть.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

2. Энциклопедия Экономиста (Источник).

3. Учебные материалы (Источник).

Домашнее задание

1.Приведите примеры позитивного и негативного девиантного поведения.

2. Перечислите типы девиантного поведения Мертона.

3. * В чём заключается польза для общества от людей, придерживающихся принципов позитивного девиантного поведения? Свои мысли изложите в форме эссе.

Девиантное поведение
interneturok.ru

CATEGORIES