Гиперактивный ребенок

Гиперактивные дети — это не выдумка врачей

Слишком подвижный ребенок — сущее наказание как для родителей, так и для всех окружающих. Однако чаще всего ребенок и сам не в состоянии контролировать свое поведение. Что делать при этом, рассказывает профессор Игорь Павлович БРЯЗГУНОВ.

Причины гиперактивности у детей

Дело тут, как правило, не в плохом характере или неправильном воспитании.

Ребенок часто становится неуправляемым из-за нарушений в центральной нервной системе. В настоящее время это состояние называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которым страдают около трети всех детей, причем в большинстве своем — мальчики.

Причинами заболевания могут быть:

  • наследственность
  • осложнения во время беременности матери или родов
  • болезни
  • неблагополучная обстановка в семье
  • плохие экологические условия

Название болезни говорит само за себя.

Подверженные ей дети не в состоянии сконцентрировать внимание на чем-либо. Они легко отвлекаются и не могут решить до конца ни одну из поставленных перед ними задач. Окружающих раздражает их невосприимчивость к замечаниям, суетливость, крайняя непоседливость и постоянная нацеленность на движение.

Такие ребятишки в основном:

  • плохо организованы
  • рассеянны
  • часто теряют свои вещи и не чувствуют опасности

Обычно они чрезмерно говорливы, не могут терпеливо слушать собеседника, постоянно его перебивают, навязывая свое мнение, торопятся ответить на вопрос, не дослушав его.

Признаки гиперактивности у детей

Признаки этого заболевания иногда можно заметить у ребенка еще в раннем возрасте. В этом случае лежащий в кроватке малыш:

  • практически не переставая, беспорядочно дергает руками и ногами
  • его настроение очень переменчиво: только что он смеялся и вдруг раскапризничался по ничтожному поводу
  • ребенок не может даже ненадолго сосредоточиться на игрушках, а когда с ним пытаются заниматься, он тут же отвлекается и теряет интерес к игре, книге или картинкам.

Некоторые дети с синдромом недостатка внимания и гиперактивностью плохо спят, долгое время страдают недержанием мочи.

В три года проблем с ребенком становится больше. У него интенсивно развивается речь, внимание, память, и на нервную систему ложится усиленная нагрузка.

Если детишки начинают ходить в детский сад, их психика подвергается новым испытаниям. Им трудно привыкнуть к незнакомой обстановке и строгому распорядку, к воспитателям, большому количеству детей, с которыми у них могут возникать трудности в общении.

Болезнь усиливается, когда ребенок идет в школу. На уроках от него требуется самоконтроль и самодисциплина, что этим детям дается с большим трудом. Даже имея способности, они плохо учатся — им мешает недостаток внимания и неутолимая потребность в движении.

Признаки заболевания могут пройти с годами, но порой они длятся до окончания школы и продолжаются во взрослой жизни. Следствием этого нередко становятся замкнутость, частые разводы, привычка к наркотикам и алкоголю.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь. В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие:

Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье.

Суперактивным детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны таким ребятишкам.

Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Все требования к ребенку должны соответствовать его способностям и возможностям.

Этим детям противопоказаны шлепки и прочие телесные наказания, зато они очень чувствительны к любому виду поощрения. Надо хвалить их за каждый положительный поступок или послушание, подчеркивать даже самые незначительные заслуги.

Пусть у ребенка появятся домашние обязанности, которые он будет ежедневно выполнять сам, но взрослым никогда не следует его в этом подменять.

Надо, чтобы у ребенка дома был оборудованный уголок для занятий. Там не должно быть зеркал и ярких предметов, которые могут его отвлекать. Очень хорошо, если у ребят появляется увлечение.

Такие дети требуют особого внимания к себе, и с ними надо проводить больше времени. Им очень полезны любые физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спорт и закаливание. Но соревнования и игры на результат их перевозбуждают, этого следует избегать.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Гиперактивный ребенок
www.pravda.ru

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Список использованной литературы.

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей — очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: — недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; — недостаток твердости и контроля в воспитании; — неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” — В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное — искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  • Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  • Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  • Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  • Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  • Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.
  • urok.1sept.ru

    Гиперактивный ребенок – что делать родителям? Советы психолога и рекомендации педагогам.

    В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

    Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

    Что такое гиперактивность

    Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

    При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

    Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

    • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

    Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

    • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

    Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

    • Двигательная активность сверх меры.

    Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

    Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

    С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

    В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

    Когда проявляется

    Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

    Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

    Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

    По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

    Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

    Норма или патология. Ложная гиперактивность

    Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

    С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

    Диагностика

    Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
    Диагностика включает в себя три этапа:

    1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
    2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
    3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

    После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

    Признаки

    Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

    1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
    2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
    3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
    4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
    5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
    6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
    7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
    8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
    9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
    10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
    11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

    Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

    Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

    Причины

    Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

    • Наследственность (генетическая предрасположенность)
    • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

    Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

    • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

    По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

    Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

    Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

    1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
    2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
    3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

    СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

    Лечение

    К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

    Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
    При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

    Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

    Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

    Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

    Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

    Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

    Особенности общения с такими детьми

    Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

    Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

    Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

    Что делать родителям, воспитателям и учителям

    Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

    Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

    Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

    Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

    Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

    ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
    При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

    Положительные качества гиперактивных детей

    Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

    • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

    Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

    • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

    Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

    • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

    Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

    • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

    Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

    Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

    Советы психологов

    Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

    Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

    1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
    2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
    3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
    4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

    Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

    Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

    Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

    Итак список мультфильмов:

    • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
    • «Маша больше не лентяйка»
    • «Вот какой рассеянный»
    • «Крылья, ноги, и хвосты»
    • «Петя Пяточкин»
    • «Обезьянки»
    • «Непослушный медвежонок»
    • «Нехочуха»
    • «Осьминожки»
    • «Непослушный котенок»
    • «Непоседа»

    Гиперактивный ребенок
    umnyash.com

    Гиперактивный ребенок

    Родители должны понимать: грамотные рекомендации о том, какое успокоительное можно давать детям, может предоставить только специалист, а бесконтрольный прием препаратов часто приводит к негативным последствиям. Перед покупкой успокаивающего средства необходимо тщательно изучить инструкцию по его применению, обращая особое внимание на побочное действие и возможные противопоказания. Правильный подход к выбору препарата и выполнение советов по взаимодействию с гиперактивными детьми помогут скорректировать поведение малыша, вернуть ему здоровый сон и облегчить процесс адаптации в коллективе.

    Содержание

    Понятие гиперактивности

    В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

    Симптомы СДВГ

    Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

    У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

    • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
    • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
    • игнорирование правил и норм поведения;
    • наличие проблем со сном;
    • задержка речевого развития и т.д.

    Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

    Провоцирующие факторы

    Осложнения течения беременности

    Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

    Нарушения нормального образа жизни беременной женщины

    На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

    Осложнения течения родов

    Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

    Диагностика синдрома гиперактивности у детей

    Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

    Сбор субъективной информации

    Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

    Проведение психологического обследования

    Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

    Проведение аппаратного обследования

    Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

    Гиперактивный ребенок в школе

    Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

    Как успокоить ребенка

    Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

    Советы родителям гиперактивных детей – что делать

    Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

    Корректно формулируйте запреты

    При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

    Четко ставьте задачи

    Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

    Будьте последовательны

    Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

    Контролируйте временные рамким

    Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

    Рекомендации родителям гиперактивных детей

    Соблюдайте распорядок дня

    Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

    Придерживайтесь позитивной модели общения

    Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

    Определите рамки и критерии поведения

    Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

    Создайте малышу комфортные условия

    Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

    Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

    Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

    Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

    Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка. Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

    Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!

    Читайте так же.

    Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

    Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

    Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

    Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

    Приступы мигрени у детей

    Приступы мигрени у детей

    Примерно 10% людей страдает от мигрени

    Ребенок не хочет гулять

    Ребенок не хочет гулять

    Гиперактивный ребенок
    tenoten-deti.ru

    Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка

    С одной стороны, хорошо, что взрослых настораживает неоднозначное поведение ребенка, но все таки правильный диагноз могут поставить только специалисты. Они предупреждают о том, что не надо спешить с выводами, о наличии гиперактивности можно говорить только в том случае, если у малыша имеются особые симптомы гиперактивного поведения. Чаще всего подобное поведение ребёнка трех — четырех лет свидетельствует о его индивидуальных психологических особенностях, особом характере или недостатках воспитания. Но если все же у родителей появляются причины для беспокойства, необходимо обратиться к специалисту, который четко определит, как воспитывать гиперактивного дошкольника.

    Что родителям надо знать о гиперактивности?

    По мнению специалистов, в основе этого синдрома лежат особенности нервной системы, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения и проявляются в поведенческих реакциях малыша. В психолого-педагогической практике выделены основные причины возникновения гиперактивности:

    • факторы генетики,
    • особенности построения и работы головного мозга,
    • травмы во время родов,
    • инфекционные заболевания, перенесенные в грудничковом возрасте.

    Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что в современном мире человеку приходится подстраиваться под быстрый ритм жизни, многочисленные стрессы, большие психические и физические нагрузки. Все это, безусловно отражается на здоровье будущей матери и, соответственно, ребенка. Женщине не всегда удается в полной мере посвятить себя вынашиванию младенца. Поэтому появлению у крохи признаков гиперактивности могут способствовать и социальные причины.

    Как распознать гиперактивность у детей дошкольного возраста?

    Важно: родителям необходимо помнить, что диагноз ребёнку может поставить только специалист и только в возрастной период 5–6 лет. Все разговоры о наличии гиперактивности у крохи в 2 года, 3 года, 4 года несостоятельны!

    Пусть родителей не пугает: у нас гиперактивный ребенок, что делать! В специальной литературе можно найти четкое описание синдрома, его симптомы и советы родителям по воспитанию детей. Гиперактивный ребенок хорошо изучен, выявлены все его отличительные особенности. К главным из них можно отнести такие поведенческие реакции, как:

    • чрезмерная подвижность, и даже отчаяние малыша в виде слез и капризов, когда у него не остается сил двигаться;
    • слишком много вопросов, многочисленная череда их даже по незначительному поводу. Но в отличие от обычного ребенка, гиперактивный задает вопросы, даже не дожидаясь и не выслушивая ответа взрослого;
    • высокая отвлекаемость от совершаемого действия, а значит, и слишком частая смена деятельности;
    • надоедливая активность в отношении со всеми окружающими и в любой обстановке;
    • проявление агрессивности на запреты и требования;
    • неумение сосредоточиться даже на интересном для малыша деле (мультики, рисование, игра);
    • желание охватить как можно больше объектов одновременно, неумение сконцентрироваться на каком-либо одном.

    Кроме того, родителям можно порекомендовать провести несложный тест, который в определенной мере может помочь им внимательнее приглядеться к своему чаду. Нужно ответить на вопросы да или нет по отношению к проявлениям ребенка.

    1. Малышу меньше пяти лет?
    2. Как ребенок занимается интересным делом (игрой, просмотром мультфильмов, рисованием)? Может ли он посвятить этому 5-10 минут?
    3. Сколько времени подряд спит ребенок во время ночного сна (более трех часов)?
    4. Малыш спокойно сидит на месте в течение некоторого времени?
    5. Во время еды ребенок спокойно ведет себя за столом?

    Если ребенок гиперактивный, то больше будет ответов — нет. Если у гиперактивного ребенка все признаки синдрома налицо, взрослым необходимо обсудить со специалистом дальнейшие действия по воспитанию такого малыша.

    Положение гиперактивного ребенка в социуме

    Вполне понятно, что неадекватное поведение малыша вызывает отрицательное отношение окружающих. Они могут делать ему замечания, наказывать, повышать голос, пытаться увещевать его. Однако, как правило, никакие уговоры и замечания не помогают. Чаще всего ребенок и сам испытывает определенные трудности в социуме, которые усложняют его жизнь:

    • эмоциональная нестабильность, когда от быстрых слез малыш переходит к громкому необоснованному смеху, может истощать его нервную систему;
    • своей чрезмерной активностью он вызывает недовольство сверстников и сам же от этого страдает;
    • плохая сосредоточенность мешает ребенку в успешном обучении сначала в детском саду, а потом и в школе;
    • нестабильность поведения приносит проблемы в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми;
    • по оценкам специалистов у гиперактивных детей присутствует искаженность восприятия, поэтому они часто получают неверную информацию.

    Так как диагноз синдрома гиперактивности может поставить только специалист, родителям, заподозрившим такие проявления у своего малыша, нужно обратиться к врачу. И если специалист подтвердит, что в семье растет гиперактивный ребенок, всем домашним полезно знать, что делать для правильного общения с ним.

    Важно: родителям будет полезно знать, что попутно с синдромом гиперактивности проявляется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Но наличие и как проявляется дисфункция должен определить невропатолог после специальной диагностики. Кроме того, синдром гиперактивности имеет еще одно название – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

    Правила общения с гиперактивным ребенком

    Диагноз специалистами поставлен! И у семьи сразу возникает вопрос: как воспитывать гиперактивного ребенка? Надо понимать, что малышу требуется внимательное и понимающее отношение не только со стороны близких, но всех окружающих людей. Чем раньше в семье начнут заниматься с малышом, тем быстрее появится положительный результат преодоления СДВГ. Конечно, можно дождаться того момента, когда гиперактивность практически исчезает (в 12-18 лет), однако психологические проблемы могут остаться надолго у ребенка. Поэтому близким людям необходимо понимать, как правильно общаться с гиперактивным ребенком. Специалисты предлагают четкие рекомендации в воспитании гиперактивного ребенка и что делать для его полноценного развития:

    • необходимо строить жизнь гиперактивного ребенка по четко составленному режиму дня, чтобы нервная система постоянно находилась в стабильном состоянии. Все режимные процессы должны происходить в одно и то же время. Особое внимание обратить на организацию дневного и ночного сна;
    • в семье должно быть исключено общение на повышенных тонах, которое может излишне возбуждать малыша. Родители должны разговаривать между собой и с ребенком спокойно, доброжелательно;
    • если вдруг возникает какая-либо непредвиденная семейная ситуация, взрослым не надо паниковать, впадать в отчаяние, тем самым нервировать малыша. Все события и действия обсуждать без него или в его присутствии уверенно, четко, чтобы создавать у ребенка состояние защищенности;
    • в доме близким необходимо постараться создать уютную атмосферу, располагающую к доброжелательному общению;
    • ни в коем случае не применять физические наказания по отношению не только к гиперактивному ребенку, но и к другим детям в семье;
    • нежелательно эмоционально перегружать малыша, например, во время праздничных мероприятий;
    • при проявлении капризов необходимо постараться отвлечь внимание малыша, без раздражения объяснить ему ситуацию. Если все же ребенка невозможно переубедить, особенно в общественном месте, например, при покупке игрушки, сладостей, лучше компромиссно обсудить с ним необходимость покупки;
    • хорошо действует на гиперактивного ребенка неспешная увлекательная прогулка. Зная, что любит малыш, лучше заранее продумать маршруты прогулки и наблюдения. Например, очень хорошо, если ребенок будет подолгу наблюдать за птицами, их повадками, слушать пение птиц. Взрослый может предложить научиться на слух определять, какая птичка поет. Такие неспешные прогулки успокаивают гиперактивного ребенка, учат его внимательности;
    • с гиперактивным ребенком нежелательно быть в многолюдных местах и массовых мероприятиях (концертах, гуляниях),все это может утомлять и провоцировать капризы малыша;
    • продумать в домашней обстановке игровой уголок, рабочую зону, место отдыха дошкольника, чтобы ничто не отвлекало его от занятий;
    • действенным средством снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития внимания, формирования волевой регуляции, умения общаться со сверстниками, могут стать разные виды игр, которые несложно организовать в домашней обстановке и обогатить семейный досуг.

    Игры для гиперактивных детей

    Важно: для организации игр с гиперактивными детьми родителям необходимо подобрать их по возрасту, в соответствии с психическим и физическим состоянием малыша, посоветоваться со специалистом, какова должна быть физическая и эмоциональная нагрузка.

    Можно предложить следующие рекомендации родителям по организации игр в домашних условиях:

    1. Монотонность игры преодолеть ребенку с наличием СДВГ достаточно трудно. Поэтому правила должны быть простыми, без сложных инструкций, с активными игровыми действиями.
    2. Учитывая быструю утомляемость детей, следить, чтобы игра была направлена на формирование какой-либо одной функции, например, только на внимание или только на мелкую моторику.
    3. Постепенно вводить усложнение игровых действий, тренировать две функции, затем последовательно три только после того, как будет отработан простейший навык. Например, после нескольких тренировок на внимание ввести отработку контроля за импульсивностью.
    4. Играть подряд в несколько игр с таким ребенком не стоит, следует делать перерыв, чередуя активную деятельность с малоподвижной. Например, на прогулке поиграли
    5. Вводить ребенка в групповые игры на развитие общения постепенно, после того, как он усвоит правила поведения в определенной игре. Например, в групповой подвижной игре «У медведя во бору» от детей требуется выполнение правила: игровые действия производятся только после произнесения речевки: «У медведя во бору грибы – ягоды беру! А медведь не спит, все на нас рычит!» Дети должны убегать по окончании слов. Гиперактивному ребенку будет трудно сдержать свою импульсивность и выполнить правило, но после отработки индивидуально такого навыка можно будет приглашать ребенка в игру с группкой сверстников.

    Подвижные игры на тренировку внимания, контроля за двигательной активностью и умения общаться

    Классические варианты игры с мячом

    • «Летает – не летает»,
    • «Бывает – не бывает»,
    • «Съедобное – несъедобное»,
    • «Скажи наоборот».

    В эти игры любят играть дети в детских садах. Они же подойдут и для домашних занятий с гиперактивным ребенком. Их лучше устраивать на улице, во время прогулки, поездки на дачу, чтобы была возможность для большого пространства. Взрослый бросает мяч ребенку с определенным заданием, а дошкольник должен ловить или не ловить мяч в зависимости от того, какое слово «летит» к нему. Например, в игре «Летает – не летает» при бросании мяча с «летающим» словом (самолет, птица), игрок должен поймать мяч. Если слово обозначает нелетающий предмет (дом, дерево), мяч не ловится. Аналогично проводятся остальные игры.

    Народная забава «Колпак»

    Игроки стоят друг против друга, произнося поочередно слова: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак! А если не треугольный – то это не мой колпак!» Суть игры состоит в том, чтобы постепенно слова заменять жестами, например, слово «колпак» заменяется легким похлопыванием ладошкой по лбу. Затем фраза повторяется и добавляется показ слова «мой» (ладонью к себе). Так происходит с каждом словом. В конечном итоге игроки общаются только жестами.

    «Запрещенное движение»

    Игроки договариваются, какое движение будет запрещено, например, приседание. Ведущий показывает любые движения, а ребенок повторяет их, кроме запрещенного действия. Чтобы сохранить интерес к игре, ее можно проводить под песенку «Веселых утят», постепенно убыстряя темп движений. После того как правила будут усвоены игроки меняются ролями.

    «Море волнуется»

    Старинная игра хорошо подойдет для индивидуальной тренировки у ребенка контроля действий. Интереснее, когда играют несколько человек. Ведущий отворачивается, а игроки со словами «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, на месте замри!» выполняют различные действия: кружатся, размахивают руками. По окончании слов все должны остановиться в «морской» позе: кораблика, чайки, рыбки. Ведущий отгадывает, какой морской объект изобразил игрок.

    Игры на концентрацию внимания и тренировку волевой регуляции

    «Найди отличия»

    «Дрессированный жучок»

    В этой игре хорошо тренируется волевая регуляция и умение доводить дело до конца. Взрослый готовит расчерченное игровое поле из 16 квадратиков, «жучка» (лучше яркого, например, божью коровку) можно вырезать из картинки или заменить фишкой. Ведущий называет количество клеток в разных направлениях, куда должна переставляться фишка. Дошкольник на первых порах ведет отсчет клеточек карандашом, после освоения навыка действия переводятся в мысленный план. Чтобы не потерять интерес ребенка к игре, каждый раз можно «дрессировать» разных насекомых: муху, кузнечика, улитку. Затем ведущим становится ребенок.

    «Игры с водой»

    Гиперактивный ребенок
    myintelligentkids.com

    Признаки гиперактивного ребенка – нужно ли беспокоится родителям?

    Гиперактивность

    новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.

    Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.

    Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.

    Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.

    Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.

    СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.

    • Довольно – таки ранняя развитость психомоторики. Ребёнок быстрее ровесников начинает переворачиваться, ползать, вставать. У него скорее развивается хватательный рефлекс.
    • Конечности находятся в постоянном движении. Младенец словно куда – то бежит.
    • Неуклюжесть. При развитой подвижности видны нарушения координации.
    • Повторные движения, например болтание ногами, переступания.
    • Плохой сон. Ребенок путает день с ночью.
    • Беспокойство, постоянный беспричинный плач, нежелание пеленаться. Любая одежда, сковывающая движения, им мешает.
    • Ранний отказ от дневного сна. Даже уставший ребёнок противится сну.
    • Повышенный мышечный тонус.
    • Обильные срыгивания после приема пищи.
    • Более сильная реакция на резкие звуки, яркий свет.

    Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.

    Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.

    В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.

    Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.

    Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.

    Признаки гиперактивности:

    Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:

    Недостаток внимания:

    • Затруднения в удержании внимания.
    • Ребёнок не слушает обращения.
    • Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
    • Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
    • Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.

    Двигательная расторможенность.

    • Ерзает на месте, барабанит пальцами.
    • Не спит днем.
    • Много говорит.

    Импульсивность.

    • Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
    • Прерывает разговоры других.
    • Тяжело сосредотачивает внимание.
    • Ему с трудом удается дождаться подарка.
    • Нет должного контроля за своими действиями.
    • На занятиях могут совершенно противоположные результаты.

    Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.

    В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:

    • Тревожные и постоянные движения в конечностях.
    • Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
    • С трудом удерживает внимание на предмете.
    • С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
    • Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
    • Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
    • Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
    • Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
    • Излишне болтливый.
    • Не слышит людей, которые к нему обращаются.
    • Ребенок нередко теряет свои вещи.
    • Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.

    Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.

    Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.

    Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.

    Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.

    Отличие активного ребенка от гиперактивного.

    Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.

    Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.

    Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.

    Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.

    Гиперактивные дети в школе.

    Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:

    • Сам процесс перехода к учебной деятельности. Именно этот период требует от малыша организованности, усидчивости, выполнение требований учителей.
    • Невнимательность. На уроке он постоянно занят своими делами, его трудно сосредоточить на занятии, удержать на одном месте, в связи с этим страдает письмо.
    • Спады и подъемы в учебном процессе сказываются на результативность.
    • Неусидчивы. При отсутствии движения они как бы впадают в состояние гиперактивности. Когда педагог требует сидеть прямо и решать задачу, то это для малыша является противоречием в требовании. Когда сверхактивный малыш думает, то ему необходимы какие – либо движения: качание на стуле, движение карандаша и т. д. Если он перестают двигаться, то страдает умственный процесс, теряется способность размышлять, думать. Для таких детей неподвижность – это что – то неестественное, несвойственное им.

    Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.

    Гиперактивный ребенок
    detki.guru

    CATEGORIES