Индивидуальное обучение ребенка на дому

Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти

Законодательно закреплено право человека на получение среднего образования. Это означает, что любой ребенок, не зависимо от его национальности, вероисповедания, половой принадлежности, а также физических возможностей, должен иметь доступ к образованию. То есть даже при невозможности посещать обычную школу, дети обязаны обучаться. Часто выходом из данной ситуации становится домашнее обучение в школе, но о том, что это такое, знают далеко не все. При наличии проблемы, когда малыш не может посещать занятия, родители начинают искать альтернативу учебе в школе.

Что такое домашнее обучение в школе?

Существует несколько видов получения образования в домашних условиях, из которых можно выбрать наиболее приемлемый вариант для конкретного ребенка. Все они регулируются на законодательном уровне.

Официальное название и понятие

Домашним обучением называют особый способ получения образования. Его особенность – изучение общеобразовательных дисциплин вне школьных стен (например, дома, в медицинских учреждениях или специализированных образовательных центрах). То есть ребенок изучает все важные предметы (математику, язык, литературу, физику и другие), получает учебники, пишет контрольные работы, но при этом не посещает школьные занятия.

Каким законом регулируется?

В России возможность получения надомного школьного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 года. Данный законодательный документ определяет, что образование в РФ может быть получено 2 способами:

  1. В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Это государственные и частные школы, а также профильные учебные заведения разного уровня аккредитации.
  2. Вне таких организаций. Это может быть семейное или самообразование.

В других случаях возможно также семейное обучение. Оно осуществляется вне школы и возможно по желанию обучающихся в случае согласия их законных представителей (родителей, опекунов).

Виды обучения

Имеется несколько вариантов учебы на дому. При этом ученик или его родители выбирают наиболее подходящий вариант:

  1. Учеба в семье. Ее главная особенность – курирование учебного процесса родителями или другими взрослыми членами семьи. При этом ученик осваивает программу школы, не посещая ее. Школьные предметы преподают сами родители или приглашенные учителя.
  2. Домашнее обучение с частичным посещением школьных занятий. Такой вид подходит для детей, которые часто находятся на лечении в медицинских учреждениях. То есть, ученик школы может посещать занятия по возможности.
  3. Школьное надомное обучение. Это вид учебы, когда с ребенком занимаются школьные учителя на дому – преподают дисциплины, осуществляют проверку знаний, проводят аттестации.

  • Дистанционное обучение. Такой способ хорош для ребят, которые находятся далеко от школы. Для его осуществления необходим компьютер и доступ к интернету.
  • Экстернат. Этот вариант предназначен для детей с высокими интеллектуальными способностями. Обучение они проходят сами, появляясь в школе лишь для сдачи экзаменов (часто на несколько лет вперед).
  • Преимущества и недостатки обучения в настоящее время, по отзывам родителей

    Получение образования на дому имеет ряд преимуществ, а также недостатков. Из плюсов следует выделить:

    1. Возможность детей с ограниченными возможностями обучаться в обычной, а не специализированной школе.
    2. Дети не отстают от школьной программы, если долгое время отсутствовали на занятиях по причине нахождения на лечении или реабилитации.
    3. Удобный график.
    4. Снижение риска влияния плохой компании сверстников.
    5. Нет принуждения со стороны учителей.
    6. Возможность углубленного изучения любимых предметов.
    7. Снижение риска общего ухудшения физического здоровья или психического состояния.
    8. Возможность ускоренного прохождения школьной программы.

    К тому же надомное обучение является нестандартным. Поэтому подходит для особенных детей. Но такой вариант образования имеет и недостатки:

    • вся ответственность ложится на плечи родителей;
    • нет жесткой дисциплины (для некоторых детей это плюс);
    • возможность появления комплексов;
    • отсутствие некоторых предметов (физкультуры, музыки, ОБЖД);
    • плохая социализация из-за отсутствия общения со сверстниками;
    • недостаточный багаж знаний родителей (соответственно – низкий уровень образования детей);
    • недобросовестное обучение учителями-надомниками (вследствие отсутствия материальной или личной мотивации).

    Определить, как действует данная система на практике, помогают отзывы родителей, которые сталкивались с ней в отношении своих детей. Вот некоторые из них:

    Анна, Ростов-на-Дону: «Для своего сына я оформила домашнее обучение. Причина – неврологические особенности. Первые 2 года он учился в школе, но все время возникали проблемы. Это отражалось на его оценках. Пытались наладить контакт с учительницей, но не получилось. Теперь осваиваем основные предметы дома по школьной программе. Но по таким предметам, как пение, рисование и физкультура, нет аттестации».

    Валентина, Питер: «Сейчас обучением дома никого не удивишь. Родители часто идут на поводу у детей и оставляют их учиться дома, даже если нет медицинских показателей. С моей дочкой в класс ходит девочка, которая до 5 класса обучалась дома. Все уроки ей преподавала мать, педагог по образованию. Девочка вроде не глупая, но очень замкнутая. Как по мне, здесь сказались годы, проведенные дома без общения со сверстниками».

    Андрей, Москва: «Наш сын отличается от других детей. Он психически нормальный, очень сознательный, но обучение в школе не задалось – возникали разногласия с учителями. Они называли его тугодумом, а по математике были сплошные двойки. Попробовали экстернат. Все изменилось, а математика стала любимым предметом. Единственный минус – меньше стимулов, чем в школе».

    Как перейти и что для этого нужно?

    Чтобы перейти на такой вид учебы, необходимо выполнить определенный алгоритм действий.

    Когда ребенка стоит перевести на такое обучение?

    Существует множество причин, по которым ребенка переводят на домашнее или семейное обучение. Самые распространенные из них:

    1. Невозможность посещения школы в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью.
    2. Постоянное пребывание в условиях стационарного лечения или периодическое прохождение реабилитаций.
    3. Наличие проблем с учителями или сверстниками.
    4. Высокий уровень интеллектуальных способностей ученика.
    5. Постоянная смена школ в связи с частыми переездами родителей, что негативно сказывается на ребенке.
    6. Нежелание родителей, чтобы их ребенок обучался в определенной школе по моральным, идеологическим или другим причинам.

    Алгоритм перехода

    Алгоритм действий для перевода ребенка на обучение в домашних условиях практически всегда одинаковый:

    1. Для начала следует определиться с видом надомного обучения.
    2. Если перевести нужно ребенка-инвалида, то родители должны собрать требующийся пакет документов (медицинские заключения, справки).
    3. Если ответ комиссии будет положительным, то следует написать заявление на имя директора выбранной школы.
    4. Составление рабочей обучающей программы. При этом будут выбраны преподаватели, которые смогут проводить индивидуальные занятия дома.

    Если у ребенка нет проблем со здоровьем, мешающим ему посещать школу, для перехода на надомное обучение достаточно заявления. После этого собирают комиссию, на заседание которой приглашается ребенок и выносится окончательное решение. Ниже приведена примерная форма заявления.

    Обучающие программы и условия

    Индивидуальный план домашнего обучения составляют на основе учебного плана школы, к которой прикреплен ученик. При этом учитываются медицинские рекомендации и санитарные требования, а также индивидуальные особенности учащегося.

    В программу обязательно включаются основные предметы, указывается минимальный перечень контрольных и практических работ, сроки проведения аттестаций. Такой план занятий утверждается распорядительным актом директора школы.

    Как проверяются знания школьника?

    Индивидуальное обучение ребенка на дому
    kaknazvat.com

    Домашнее обучение вместо школы: кому подойдёт и как устроено

    «Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» — спрашивали мы однажды утром, особо не надеясь на положительный ответ. Современным детям повезло больше: родители теперь могут выбрать для них домашнее образование. Но многие продолжают сомневаться, так ли это эффективно и не вредно ли для ребёнка. Разбираем варианты, плюсы и минусы.

    В этом году, по данным «МК», более 100 тысяч российских детей не пошли 1 сентября в традиционные школы, а председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находятся 10% учащихся. В качестве основной причины родители называют низкое качество школьного обучения, распространённые случаи агрессии со стороны сверстников и, увы, учителей. Но не ходить в школу — не значит не учиться. Давайте разбираться вместе.

    Варианты домашнего обучения

    Сейчас в России существует два вида обучения вне школы:

    Дистанционное (заочное) — школьное обучение «на расстоянии» с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Не считается отдельным видом обучения, это просто заочная форма, при которой занятия с преподавателем проходят по видеосвязи, а выполненные задания ученик передаёт в электронном виде. При этом аттестация проводится очно. Такой формат используют в государственных школах для обучения детей в отдалённых регионах, детей с проблемами со здоровьем, а также в частных платных школах.

    Семейное, самостоятельное — отдельная форма внешкольного образования, при котором вся ответственность ложится на плечи семьи или ученика-старшеклассника. Здесь тоже несколько вариантов:

    • Хоумскулинг — ученик всё равно должен быть прикреплён к учебному заведению, но только для прохождения аттестаций, весь процесс обучения родители организуют самостоятельно.
    • Анскулинг — ученик не прикрепляется к школе и не сдаёт аттестации, вплоть до ОГЭ в 9 классе.
    • Альтернативные школы — это могут быть как офлайн-школы различных систем и методик, так и онлайн-школы. Ученик там проходит обучение, там же сдает аттестации.

    По законам РФ, родители ребёнка несут ответственность за его среднее образование, но могут выбирать любой формат обучения.

    Как организовать домашнее обучение

    Чтобы перевести ребёнка из обычной школы на домашнее обучение, родителям необходимо отказаться от стандартной формы образования, подав специальное заявление. Форму можно скачать в интернете или попросить в администрации школы.

    Ребёнку на домашнем обучении всё равно придётся проходить аттестации. Родители могут заключить договор со своей школой на условиях экстерната, либо найти другую школу, имеющую соответствующую лицензию, с удобным графиком аттестаций. Чтобы получить домашнее образование, можно:

    • обучать ребёнка своими силами;
    • помочь ученику 9–11 классов учиться самостоятельно;
    • заниматься с преподавателями школы очно и онлайн;
    • обратиться к репетиторам.

    На сайте Tutor.ru опросили родителей, дети которых получают образование вне стен школы, какой вариант предпочли они. Большинство мам и пап младших школьников либо занимаются с малышами самостоятельно, либо обращаются к репетиторам. В этом возрасте ребёнку, как правило, сложно заниматься онлайн, поэтому чаще всего преподаватель приезжает домой. Мама при этом получает бонус — несколько часов свободного времени.

    Критерием выбора репетитора для младшего школьника обычно выступает доверие к преподавателю, его способность наладить общий язык с ребёнком, привить навыки усидчивости и умение сосредоточиться на занятиях. Но наши наблюдения показывают, что среди молодых родителей постепенно увеличивается спрос на онлайн-обучение. Это представители поколения Z, «люди с кнопкой на пальце», уже ставшие родителями.

    Чем старше ребёнок — тем выше требования к репетитору. Подход меняется: нужен профессионал, готовый работать на результат, развивать способности и давать знания за рамками школьной программы. Такие преподаватели всё чаще работают через интернет — это позволяет как минимум экономить время. Уже появились преподаватели, специализирующиеся только на онлайн-обучении.

    Онлайн-обучение: преимущества

    1. Доступ к лучшим профессионалам

    Если в двух столицах достаточно частных репетиторов высокого уровня, то в городах поменьше с этим зачастую возникают проблемы. Особенно если ребёнок участвует в олимпиадах или собирается поступать в престижный вуз. Онлайн стирает границы между городами и даже между странами. Вы сможете учиться у «своего» преподавателя, даже если зимуете на полюсе.

    2. Экономия времени и денег

    • Не надо никуда ехать, достаточно включить компьютер, ноутбук или планшет.
    • Не надо покупать форму, ученик на занятии может присутствовать в любой комфортной одежде.
    • Не надо тратить время на дорогу в школу и обратно, а также деньги на проезд.
    • Канцелярских товаров требуется меньше.

    3. Психологический комфорт

    • Индивидуальный темп занятий.
    • Уровень обучения может быть значительно выше школьного.
    • Занятия идут из дома, из любимого кресла, за любимым компьютером или оттуда, где комфортно в данный момент.
    • Не нужно общаться с теми, с кем не хочется общаться.
    • Ребёнок не узнает, что такое буллинг и «нелюбовь» учителя.

    4. Полная свобода

    • На домашнем обучении, особенно при работе через онлайн-каналы, вы спокойно можете уехать на «зимовку», в отпуск или отправить ребёнка к бабушке.
    • Это отличный выход, если ребёнок серьёзно занимается спортом или творчеством и редко бывает свободен.

    Онлайн-обучение: недостатки

    1. Социальная изоляция

    Действительно, общение через интернет вряд ли заменит реальные контакты со сверстниками, ведь именно с помощью общения ребёнок получает свой личный жизненный опыт.

    Как избежать. Старайтесь сделать так, чтобы ребёнок часто общался со сверстниками — во дворе, в дополнительных кружках. Следите, чтобы у него были друзья, с которыми он проводит достаточно времени.

    2. Отсутствие самоорганизации

    Такое бывает. Если школьников окружает мощная система контроля — от родителей до пропускной системы с оповещением, — то на дому ученикам приходится самостоятельно организовывать себя, и не всегда это происходит успешно.

    Как избежать. Лучше как можно раньше начинать учить ребёнка самостоятельно организовывать своё время, и главным фактором будет ваш пример. Если вы твердите, что нужно учиться, а сами всё свободное время проводите на диване за просмотром сериалов, то ребёнок тоже полюбит «филонить».

    3. Сложности с восприятием информации

    Школьникам младших классов бывает трудно удерживать внимание и учиться только через учебники и экран монитора. Особенно часто с этим сталкиваются преподаватели иностранных языков.

    Индивидуальное обучение ребенка на дому
    mel.fm

    Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 “Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении”

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    от 7 августа 2018 г. N 05-283

    ОБ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ

    Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

    Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).

    Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому” и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому” и составляла в I – III (IV) классах – до 8 часов; в IV (V) – VII (VIII) – до 10 часов; в VII (IX) – до 11 часов.

    Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.

    В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

    На основании вышеизложенного рекомендуем:

    органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;

    органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

    Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (yavkina@obrnadzor.gov.ru) информацию согласно таблице:

    Организация обучения на дому

    Субъект Российской Федерации

    Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:

    Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому

    получающих образование на дому, из них:

    по форме “приходящий на дом учитель”

    Только с применением дистанционных образовательных технологий

    По комбинированной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)

    legalacts.ru

    Рассказываем, как перевести ребенка на домашнее обучение 1061

    Пн, 17 февраля 2020, 18:45

    Виды обучения на дому. Преимущества и ограничения. Процедура оформления документов.

    Сегодня в России все большую популярность набирает домашнее образование. Еще несколько лет назад обучать школьника дома было возможно лишь в случаях, если ребенок имел подтвержденную инвалидность или проживал в отдаленной местности. Сейчас для этого достаточно желания учащегося и его родителей. Так, если в 2010 году на домашнем обучении находились порядка 15 тысяч школьников. Сегодня – более 150 тысяч человек. По мнению экспертов, в ближайшем будущем количество таких детей будет только увеличиваться.

    Получение образования вне школьных стен предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Сразу успокоим: получающие образование на дому школьники на общих основаниях сдают экзамены после 9-го и 11 класса и имеют равные условия при поступлении в специальные и высшие учебные заведения.

    В инструкции Центров защиты прав граждан мы расскажем, какие существуют виды домашнего обучения и как перевести ребенка на такой вид образования, если в этом возникла необходимость.

    ЧТО ГОВОРИТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ

    Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений прописаны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, а также в Письме Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» № НТ-1139/08.

    СТАТЬЯ 17. В ней расписаны формы получения образования. Знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается также совмещение обучения в школе и на дому: часть предметов можно изучать в школе, а другие осваивать на дому. Оценивать усвоенный материал в любом случае будет школа на промежуточных и итоговых аттестациях.

    СТАТЬЯ 44. Здесь закреплено преимущественное право родителей на выбор формы обучения детей. А также их ответственность за получение ребенком общего образования.

    СТАТЬЯ 63. Именно в этой статье указывается, что общее образование может быть получено как в школе, так и вне школы, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. При выборе родителями (или законными представителями) формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Так же как и на получение образования в целом.

    ВИДЫ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Сегодня в России существуют три формы домашнего образования:

    НАДОМНОЕ. Применяется строго по медицинским или педагогическим показаниям, установленным психолого-медико-педагогической комиссией.

    СЕМЕЙНОЕ. Применяется по различным семейным обстоятельствам. Закон не конкретизирует, каков характер таких обстоятельств. Поэтому главная роль в принятии такого решения отводится родителям. Его еще называют «самообразованием» или «домашним образованием».

    ДИСТАНЦИОННОЕ. Применяется в специальных учебных учреждениях, специализирующихся исключительно на удаленном образовании.

    Каждый из видов образования имеет свои преимущества и ограничения. Перед тем как принять решение забрать ребенка из школы, родители должны учесть особенности нового формата обучения.

    НАДОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Надомное образование – вид домашнего обучения, который предусмотрен для тех, кто не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Чаще всего это дети с инвалидностью либо находящиеся на длительной реабилитации после серьезных операций, травм или других недугов.

    Обучение на дому при этом может проходить как по общей школьной программе, так и по индивидуальному, составленному с учетом возможностей и способностей ребенка, учебному плану. Если состояние здоровья позволяет, продолжительность занятия соответствует школьным стандартам – 30-45 минут. В отдельных случаях урок может быть сокращен до 20 минут или пролонгирован до 2 часов.

    Такой вид обучения без проблем позволяет получить стандартный аттестат о среднем или общем образовании. За получение образования в такой форме ответственность несет школа.

    ПРОЦЕДУРА ПЕРЕВОДА НА НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Перевести ребенка на надомную форму обучения несложно. Но подготовку к этому процессу и сбор всех необходимых документов родителям желательно начать заблаговременно.

    Что необходимо сделать:

    1. Взять справку у участкового педиатра о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в надомном обучении. Помните: педиатр только выдает такую справку, а само решение принимает комиссия медико-социальной экспертизы. Если у ребенка есть серьезное хроническое заболевание или присвоена инвалидность, значит, решение комиссии уже состоялось. И с оформлением медсправки проблем не возникнет.

    Если обучение на дому связано с временной травмой или периодом реабилитации, педиатр делает в справке пометку о длительности периода обучения на дому.

    2. Написать заявление директору школы, где учится ребенок. Параллельно направить уведомление о переводе на надомное обучение в территориальный департамент / отдел образования. Согласия от местных органов образования в таком случае не потребуется, вы просто уведомляете чиновников о том, как будет обучаться ваш ребенок в дальнейшем.

    Если ребенок еще не пошел в первый класс, родители пишут заявление о решении обучать его на дому в департамент / отдел образования. Отдел образования должен будет предоставить родителям перечень школ, куда будет прикреплен учащийся для сдачи промежуточных аттестаций, тестов и итоговых экзаменов.

    3. При необходимости составления индивидуальной программы обучения родители (или законные представители ребенка) совместно с завучем или директором школы вправе подобрать индивидуальный учебный план. В нем обязательно должны быть прописаны необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.

    4. На основании заявления и медицинской справки в школе составляется приказ, где указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, а также программа обучения, периодичность проверки знаний в течение всего года (промежуточных аттестаций, тестов и экзаменов).

    5. Получить журнал, в котором учителя будут отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. В конце учебного года журнал сдается в образовательное учреждение.

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи. Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ.

    При этом образовательное учреждение со своей стороны обязано:

    – обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;

    – в случае необходимости оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;

    – проводить аттестации – как промежуточные, так и итоговые;

    – после итоговой аттестации выдать документ о получении среднего школьного образования.

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Основные преимущества надомного обучения:

    – дает возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах;

    – позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

    Основные недостатки надомного обучения:

    – такой формой обучения нельзя воспользоваться, если у ребенка просто слабое здоровье, но нет медицинских показаний для перевода на надомное обучение;

    – в учебный план включаются только основные дисциплины. По прочим «необязательным» предметам ребенок, скорее всего, будет не аттестован;

    – часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении «надомников»;

    – практически полное отсутствие социализации, которую ребенку дает нахождение в стенах школы.

    СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Семейное образование – вид домашнего обучения для тех, кто по семейным обстоятельствам, с учетом желания ребенка и преимущественного права родителей, предпочитает давать образование учащемуся на дому.

    В данном случае эта заинтересованность вызвана обстоятельствами, не связанными с медицинскими показаниями.

    На домашнее образование детей чаще всего переводят по следующим причинам:

    частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, искусством и т. д. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в различных спортшколах, из-за соревнований и конкурсов не могут ежедневно посещать обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9-го или 11 класса;

    высокий уровень умственных способностей. Поскольку общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках просто неинтересно. Зачастую такие дети стагнируют. Это негативно сказывается на процессе учебы и на жизни в целом. Семейное образование поможет этого избежать;

    характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье ребенка. Избежать этого отчасти помогает самообразование;

    религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу. В этом случае обучение на дому поможет избежать подобного рода разногласий и даст ребенку возможность получить образование;

    конфликты с педагогами или сверстниками, делающие невыносимым нахождение ребенка в данном коллективе.

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Многие дети очень болезненно переносят отрыв от коллектива. Поэтому при переводе здорового ребенка на домашнее (семейное) образование необходимо в первую очередь учитывать его интересы. Ответственность за полученные знания несут родители ребенка!

    Семейный вид образования предусматривает как самостоятельную форму обучения детей их родителями, так и возможность приглашать на дом репетиторов или даже учителей из школы, к которой ученик приписан. Однако стоит помнить, что школьные учителя в данном случае будут оказывать услуги на возмездной основе, то есть за деньги, как репетиторы. А сдавать промежуточные и итоговые аттестации для подтверждения своих знаний ребенок будет наравне с другими учениками, в той же школе, из которой его забрали родители.

    Особенности сдачи промежуточной аттестации:

    – сдается по всем предметам за четверть, полугодие или учебный год в целом;

    – форма: устная, письменная (тест, контрольная, реферат) или комбинированная;

    – сроки сдачи устанавливаются школой, принимающей аттестацию.

    Особенности сдачи государственной итоговой аттестации:

    – в 9 классе – в форме ОГЭ (основного государственного экзамена);

    – в 11 классе – в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена);

    – сдается вместе со всеми учащимися в сроки, установленные для ОГЭ и ЕГЭ;

    – допуск к экзамену осуществляется, если выставлены оценки за промежуточную аттестацию.

    ПРОЦЕДУРА ПЕРЕВОДА НА СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Чтобы перевести ребенка на домашний вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

    1. Определиться со школой, к которой будет прикреплен ребенок. Адрес регистрации в данном случае значения не имеет. Вы можете забрать ребенка из той школы, в которой он учился раньше, и прикрепить к другой.

    2. Изучить Устав выбранного учебного заведения. В нем обязательно должен быть пункт о возможности получения семейного (домашнего) образования.

    3. Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором ранее учился ребенок, о переводе на семейное образование. Уведомить территориальный департамент / отдел образования. Заявление в департамент носит уведомительный характер (то есть ответ вам не придет).

    4. Школа должна издать приказ о переводе ребенка на домашнюю форму обучения.

    5. Школа должна подготовить и заключить с родителями договор, где прописаны все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указываются количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках (если без этого не обойтись) и т. д.

    При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Методическая поддержка оказывается в соответствии с образовательной программой учреждения, к которому прикреплен несовершеннолетний.

    Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

    При семейном образовании законом предусмотрены:

    – возможность перевода ребенка не только из школы для обучения на дому, но и обратно. Причем в любом классе;

    – обеспечение учащегося всеми необходимыми учебниками;

    – консультативная помощь учителей, которые в случае необходимости должны оказывать ученику помощь;

    – ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ. По усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, родители могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. В зависимости от субъекта РФ, где выплаты предусмотрены, размер компенсации может отличаться.

    Уточнять информацию по поводу наличия выплат и их размера следует в местном департаменте образования.

    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Основные преимущества семейного обучения:

    – это полноценная форма получения образования;

    – это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы – от выбора программы до выбора школы для аттестаций;

    – позволяет давать ребенку качественные знания и углубленное изучение отдельных предметов с учетом его интересов и потребностей;

    – можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

    Основные недостатки семейного обучения:

    – не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают временными и финансовыми ресурсами, чтобы отладить учебный процесс;

    – семейное образование в России пока в новинку. Ребенку приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Дистанционное образование – вид домашнего обучения с помощью интернет-коммуникации и компьютерных технологий, который предусмотрен для детей, способных самостоятельно контролировать свой учебный процесс.

    Главная особенность дистанционного образования состоит в том, что все контакты с преподавателями (или их большая часть) происходят удаленно, через интернет. Например, через Skype или другие аналогичные программы. Как правило, единого плана получения знания в таком виде обучения нет. Так же как и специальной методической литературы.

    В России этот вид домашнего обучения развит менее всего. Тем не менее сегодня такой вид обучения закреплен на законодательном уровне. А в стране уже начинают появляться частные школы, которые специализируются именно на дистанционном обучении учеников.

    Записываться в такие школы или нет – выбор родителей и конкретного ребенка. Наибольший интерес этот вид обучения вызывает у молодых родителей. Такой вид образования подходит для детей, способных к самоконтролю и имеющих целью действительно учиться и получить образование самостоятельно. А также для тех, кто по семейным или жизненным обстоятельствам часто переезжает (в том числе и в другие страны).

    В ходе и в конце обучения ученик проходит все необходимые аттестации, после чего получает диплом о среднем образовании и свободно может поступать в колледж или вуз.

    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Основные преимущества дистанционного обучения:

    – более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию;

    – возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков;

    – возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна;

    – больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т. д;

    – выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов;

    – отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии;

    – при семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

    Основные недостатки дистанционного обучения:

    – далеко не все школы могут работать по дистанционному принципу. Чаще всего это частные и платные школы;

    – необходимость постоянного или повышенного контроля со стороны родителей;

    – ребенок находится в контингенте школы и должен подчиняться ее правилам: посещать консультации и экзамены в строго определенные даты, выполнять задания по установленному графику и так далее;

    – живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку;

    – практически полное отсутствие социальной адаптации. Особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий.

    Индивидуальное обучение ребенка на дому
    spravedlivo.center

    CATEGORIES