Как научить ребенка счету

Как научить ребёнка считать в уме

Большинство родителей озадачены вопросом раннего развития детей: какими навыками должен обладать малыш к приходу в школу? Входит ли в их число навык счёта в уме? Если да, то как его развивать? Существует немало разработок и методик, дающих ответы на эти вопросы. Рассмотрим самые интересные из них с примерами упражнений.

С какого возраста стоит обучать детей счёту в уме

В младшей группе детского сада малыши трёх лет за год в норме осваивают цифры от 0 до 5. Через год с этими же цифрами дети учатся считать в прямом и обратном порядке, усваивают счёт цифр до 10. Различные методики по улучшению математических способностей ребёнка в наши дни популярны как никогда. Мнения экспертов о том, с какого возраста стоит обучать детей устному счёту, разнятся: одни считают, что начинать стоит с 6–7 лет, однако есть немало методик для развития этого навыка у детей 3–4 лет. Сходятся они в одном: обучение детей счёту в уме определённо стоит начинать ещё до школы.

Устный счёт развивает память и внимание, интеллект и математическую смекалку

Знакомить малышей с цифрами можно с помощью произведений С. Маршака «Весёлый счёт», А. Барто «Арифметика», Б. Заходера «Как-то вечером к медведю…» и др.

Эффективные методики обучения счёту в уме

Ключевым в любой методике является заинтересованность ребёнка предметом, а интерес к подсчитыванию у малышей появляется довольно рано. Заботливый родитель и грамотный воспитатель могут пробудить его, добавив в привычные игры и режимные моменты элементы счёта: во время одевания можно сосчитать с малышом пуговицы на кофточке или кукол в коробке с игрушками. Со временем ребёнок сам будет проявлять к этому интерес, и останется только подобрать подходящие формы развития у него навыка устного счёта.

Нередко возникает проблема нехватки усидчивости или концентрации внимания у дошкольника. Здесь главное не перегрузить малыша предметом, а начинать с малого: если на начальных этапах ребёнку удалось сконцентрироваться на подсчёте ступенек крыльца хотя бы 5 минут в день, это уже успех. Помните, что в раннем возрасте обучение должно строиться в игровой форме, без принуждения.

Определите, какие занятия и игрушки нравятся ребёнку, и используйте это в обучении счёту

К началу обучения устному счёту с использованием операций сложения и вычитания родителям или воспитателям следует сформировать у ребёнка понятия «больше» и «меньше», а также научить пересчитыванию предметов в пределах пяти. Приведём примеры интересных методик обучения ребёнку счёту в уме.

Ментальная арифметика

Это направление пришло в нашу страну из-за рубежа и набирает всё большую популярность в России. Методика, истоки которой лежат в Японии XVI века, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 12 лет: чем раньше ребёнок начинает обучение, тем легче ему будет. Обучение, как правило, включает в себя 10 ступеней и в зависимости от количества занятий в неделю укладывается в 2–3 года.

Ментальный (от лат. mentalis) — интеллектуальный, связанный с умственной деятельностью.

С помощью абакуса можно не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и возводить их в степень и извлекать корни

На начальных этапах обучения дети используют специальные счёты — абакус, состоящие из прямоугольной рамки и косточек на спицах, разделённых полосой. Через некоторое время ребёнок учится представлять абакус в уме и мысленно выполнять на нём счётные операции. Принцип счёта на абакусе прост: желая прибавить определённое число, ребёнок пододвигает нужное количество косточек к планке ответа. На схеме ниже рассмотрим несколько простых примеров счёта, которые можно отработать с детьми.

При сложении нижние косточки — единицы — поднимаем, верхнюю — пятёрку — опускаем, если нужно вычесть число, то действуем наоборот

Ментальная арифметика помогает ребёнку освоить пространственное понимание числа, которое можно не просто абстрактно представить, но и буквально осязать, потрогав косточки на абакусе.

Косточки абакуса специально имеют не круглую, а немного заострённую форму, что способствует развитию мелкой моторики детей

После решения простых примеров дети переходят к работе с формулами на абакусе, а затем осваивают следующую ступень — счёт в уме. Кроме развития непосредственно математических способностей, ментальная арифметика стимулирует воображение и способствует межполушарному взаимодействию головного мозга. В результате ребёнок научится считать в уме быстрее калькулятора и одновременно читать стихи или петь. Разнообразные задания для самостоятельных занятий с малышами можно найти на портале Ментальная арифметика, посвящённому данной методике.

Методика Полякова по обучению счёту в уме

Интересную методику для развития навыков устного счёта разработал Поляков С. Н. — советский и российский инженер, посвятивший более 10 лет раннему обучению детей чтению и счёту. Свою методику автор описывает так:

На первом этапе обучения устному счёту необходимо научить ребёнка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Поляков С. Н.

http://7steps-to-book.com/methods/eval/

Начать заниматься по методике Полякова можно с детьми двух–трёх лет

Методика содержит примерно 40–45 уроков по 10–20 минут и подойдёт дошкольникам с 3 лет, если они могут пересчитать предметы в пределах пяти. Её достоинство в том, что ребёнок учится мыслить сразу группами чисел, а не пытается пересчитывать предметы по одному.

Таблица: задания первого урока по методике Полякова (фрагмент)

В качестве кубиков можно использовать продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний» или «learning bricks»

Методика обучения счёту по Монтессори

Известный педагог и автор собственной методики Мария Монтессори также немало внимания уделила развитию у детей навыков счёта. Методика также опирается на эмпирические и игровые формы работы, а используемые материалы обязательно должны быть яркими и удобными, чтобы ребёнок с удовольствием ими пользовался. Также важна практическая применимость полученных знаний для малыша. Монтессори приводит пример с разменом монет, что, безусловно, интересно каждому дошкольнику, ведь деньги — неотъемлемая часть повседневной жизни. Покажите ребёнку, умеющему пересчитывать предметы в пределах 10, монетку в 10 рублей. А затем дайте 10 монет достоинством в 1 рубль. Объясните, как в большой монетке «помещается» 10 маленьких. Далее можно усложнить задачу монетами в 2 и 5 рублей.

В другом интересном упражнении используются для наглядности деревянные бруски разной длины от 1 дм до 1 м, окрашенные в синий и красный цвета отрезками по 10 см. Ребёнку предлагается разложить бруски в порядке увеличения длины, а затем назвать каждый цифрой, соответствующей количеству цветных отрезков в нём.

Самый короткий брусок состоит из одного цветного отрезка и получает название «один», а самый длинный — «десять»

Достоинства этой методики в том, что ребёнок при обучении счёту задействует свои осязательные и зрительные анализаторы, учится чувствовать число.

Как не стоит обучать детей счёту

Отдельно стоит сказать о довольно распространённых методиках обучения счёту дошкольников, которые удобны родителям и воспитателям для объяснения, но имеют низкую эффективность, поскольку формируют у малыша привычку считать медленно и не способствуют умственному развитию. Например:

  • Не стоит учить ребёнка приёмам сложения и вычитания по единице: чтобы к 5 прибавить 2, нужно первым шагом к 5 прибавить 1, а вторым шагом прибавить ещё 1. Когда речь пойдёт о двузначных и трёхзначных числах, обучающемуся придётся тратить очень много времени на счёт.
  • Счёт на пальцах также не столь эффективен, хотя и удобен: пока малыш их считает, он не задействует механизмы запоминания результатов счёта. А зачем? Пальцы всегда при себе, можно снова ими воспользоваться. Однако намного лучше если у ребёнка в памяти откладываются результаты операций с целыми числовыми группами, когда он пытается складывать и вычитать числа по памяти, не глядя на предметы.

Намного лучше позволить ребёнку считать на осязаемых предметах, которые взрослый может по желанию убирать или добавлять

Как научить ребенка счету
babyzzz.ru

Как научить ребенка считать?

Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в период 1,5-2,5 лет в процессе игры. Нередко это бессознательный процесс, и малыш может сносно считать до 5, просто запомнив порядок произношения цифр. После 3-х лет настает пора развития навыка количественного счета, и здесь задача родителей – не упустить момент и заинтересовать ребенка основами математики.

Учимся считать – первые шаги в обучении

Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у “ученика” желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.

  • Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ – поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки. Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10.
  • Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой – медведи. И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры “2”, “5” и т.д.
  • Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.

В каком возрасте появляется навык счёта чисел?

Прежде чем браться всерьёз за изучение первых приемов счёта, необходимо знать, в каком возрасте ребенок будет готов к занятиям и сможет оптимально воспринимать новую для него информацию в такой непростой дисциплине.

– До 3 лет. Психологи и педагоги раннего развития утверждают, что мозг двухлетнего ребенка уже способен запоминать счёт. В 2-3 года малыш осознает элементарный порядковый счёт, который подразумевает показывание пальчиком на предметы и считание их по порядку – одно яблоко, два яблоки и т.п.

– 3-4 года. По достижению трех лет ребенок уже осознанно подходит к процессу счёта. Он может посчитать, сколько конфет необходимо для всех членов семьи, отнимать лишнее, складывать малые группы предметов.

– 4-5 лет. В 4 года малыш уже на наглядных материалах может выполнять несложные приемы счёта. Ближе к 5 годам можно учить ребенка считать в уме. Пятилеткам уже, как правило, не интересно считать в пределах 10. Настало самое время научить ребенка считать до 20. Мозг подросшего чада уже способен осмысливать абстрактные понятия. Счёт в уме под силу освоить дошкольнику, и проще познакомиться с ним сейчас, чем в начальной школе.

– 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже в силах начать учить понятия десяток. Как только ваш будущий ученик поймет, где нужно прибавлять “цать”, то очень быстро он освоит дальнейший счёт. Не за горами 1 класс. До школы желательно научить ребенка считать до 100, чтобы ему было легче усваивать математический материал. Более того, в возрасте 7 лет ребенок уже будет совершать мелкие покупки и вместе со счетом нужно научить считать деньги, чтобы первоклассник знал, сколько ему после покупки мороженого положено сдачи.

Упражнения для быстрого запоминания счёта

Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

Упражнение 1.

Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

“Сколько пальчиков у нас?

Продолжаем на другой –

Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять? О-го-го!”

Упражнение 2.

Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

Упражнение 3.

Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”! Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

Вместо мяча подойдет конструктор – стоим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

Как научить ребенка счету
rebenokmama.ru

Как научить ребенка считать в уме – плюсы и минусы разных методик

Устный счет – навык, необходимый для развития мозга. Кроме того, он необходим каждому человеку в его обычной жизни. Но не всем детям счет дается легко и просто, чтобы научить ребенка считать в уме, родителям нужно набраться терпения и подойти к решению проблемы творчески. Ведь известно, что дети лучше всего запоминают то, что им показывают в процессе игр

Возраст для обучения счета

Идеальный возраст для обучения счета – 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка активно развивается. Таким образом, желательно, начинать обучение еще до поступления в школу.

Основные правила обучения:

  • Заниматься нужно регулярно, но продолжительность занятий должна быть невелика. Лучше провести три занятия в день по 5-7 минут, чем заниматься трижды в неделю по часу. Короткие занятия не перегружают ребёнка, поэтому он сохраняет интерес.
  • Не стоит давать детям слишком сложные задания. Если у ребенка не получается, нельзя его ругать. Возможно, ему слишком тяжело дается усвоение информации, поэтому при неудаче стоит немного отступить, и давать ребенку более простые задания.
  • Желательно, закреплять выученное в повседневной жизни. На прогулке – посчитать машины или птичек, которые сидят на дереве. Дома поручить ребенку посчитать, сколько тарелок нужно поставить на стол, когда семья садится обедать и пр.
  • Соблюдать очередность процессов, они идут в следующем порядке – этап привыкания, этап понимания и этап запоминания.

Очень важно, не торопить ребенка, а если у него что-то не получается, то не раздражаться. Терпенье – очень важный момент в обучении, так как раздражительность родителей или их пренебрежительное отношение к успехам ребенка отбивает желание учиться.

Что такое ментальная арифметика

Существуют разные способы обучения детей счету. Разберёмся, что такое ментальная арифметика. Это оригинальная методика развития интеллекта, которая применяется в Японии несколько тысяч лет. Именно в стране восходящего солнца придумали уникальные счеты, которые получили название абакус. Именно этот инструмент используется при обучении.

Обычное обучение счету основано на памяти, то есть детей просто обучают запоминать, сколько получится, если сложить два числа. Если счет в пределах 10 легко осваивают практически все дети, то работы с большими числами вызывает большие затруднения.

Интересно! Ментальная арифметика – это методика, при помощи которой активизируется сразу оба полушария мозга, одно из которых отвечает за логическое мышление, а второе – за творческое. При правильном обучении методике дети учатся складывать в уме большие числа.

Заниматься ментальной арифметикой рекомендуют детям в возрасте от 4 до 16 лет, но, разумеется, у каждой возрастной группы своя методика обучения. Но лучше начинать учить ребенка в дошкольном возрасте.

Базовым инструментом обучения являются счеты абакус. По внешнему виду они похожи на обычные счеты, но они отличаются количеством костяшек. На первых занятиях дети просто рассматривают счеты, играют, передвигая костяшки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики. Причем детей обучают работать со счетами обеими руками, чтобы были задействованы оба полушария.

Обучение ведется в группах, занятия приводят 1-2 раза в неделю. Один уровень обучения занимает около 4 месяцев, всего таких уровней – 12. Обучение должны вести специалисты, так как неправильно применённая методика, не только не даст нужно результата, но и может принести вред.

Методика Зайцева

Методика Зайцева предлагает обучать ребенка счету в возрасте 4 лет, в этом возрасте у детей возникает интерес, особенно в том случае, если информацию ему предоставляют в игровой форме. Начинать нужно с того, что ребенку показывают карточки с цифрами и называют их. Автор методики разработал набор карточек «Стосчет». В карточках представлены цифры и их количественный состав. Карточки представляют собой таблички из 5 столбиков и 2 строк, цифры обозначаются количеством закрашенных ячеек.

При переходе к изучению десятков, для обозначения цифр используются две карточки с закрашенными ячейками, одна обозначает первую цифру двузначного числа, другая – вторую. На словах методика может показаться слишком сложно, но на практике дети очень быстро понимают, что от них требуется.

Таблички для обучения счету необходимо расположить карточки в комнате, где живет ребенок, на уровне его глаз. Каждый раз, после изучения новой цифры, вывешивается новая карточка. Таким образом, со временем образуется ряд карточек, по которым ребенок может наглядно видеть, как располагаются цифры в числовом ряду.

После того, как ребенок хорошо усвоит цифры первого десятка, можно будет приступать к обучению выполнению простых арифметических действий – сложению и вычитание. Примеры решаются в том же ряду карточек, ребенок просто проходит вдоль ряда вперед или назад, выбирая заданное в примере число.

На изучение счета в пределах десяти, обычно, уходи немного времени. После этого можно переходить ко второй части методики – обучению счету в пределах 100. После изучения этого раздела, переходят к следующим частям:

  • получению навыков счета, в том числе и изучение умножения;
  • изучение чисел в пределах 1000;
  • получение первых понятий геометрии и стереометрии.

Методика Полякова

Методика Полякова предлагает начинать занятия с ребёнком в дошкольном возрасте, в тот период, когда ребенок уже начал обращать внимание на книги, буквы и цифры.

Основана методика на целостности детского мышления. Автор не советует учить ребенка прибавлять или вычитать по одной единице, нужно сразу показать, как оперировать целыми цифрами. То есть, необходимо учить считать 3 + 3, а не 3 + 1 + 1 +1. Понятно, что в первом случае результат будет получен быстрее.

Методика предполагает задействовать сразу два вида памяти – зрительную и тактильную, занятия строятся на игре с кубиками с цифрами. Занятия проводят индивидуально или в небольших (2-3 человека) группах, причем, как отмечают педагоги, эффект от групповых занятий выше, так как присутствует соревновательный момент.

Занятия должны продолжаться около 15 минут, Поляков не рекомендует останавливаться исключительно на счете, педагог рекомендует комбинировать их с занятиями по обучению чтению и письму.

Начинать необходимо с запоминания счета в пределах 10. Тренировки рекомендуется проводить в самых разных метах, то есть, не только во время занятий, но и в быту – во время игры, еды, прогулок и пр. одновременно ребенок должен усвоить такие понятия, как «больше» и «меньше».

Для обучения счету используют небольшие кубики, прямоугольные фишки с цифрами и коробки с выемками под кубики. Суть методики – в запоминании ребенком формы числа, которая создается из кубиков и пустых клеточек.

Начинают занятие с использованием двух кубиков. Их приставляют и убирают разными способами, пока ребёнок твердо не усвоит, из чего состоит число «два». После чего переходят к изучению числа 3. При изучении чётных чисел, малыша нужно научить делить кубики поровну.

Решение примеров проводится с использованием тех же кубиков, а также, сказочных персонажей. Поляков в своей методике использует гномов, но можно выбрать и других героев сказок – принцессу, супергероя и пр.

Цель занятий – сформировать у ребенка зрительный образ чисел, основанный на основе количества предметов (кубиков) и доведенном до автоматизма определении количества без пересчета.

Методика Монтессори

Методика Монтессори основана на пробуждении интереса ребенка. Задача обучающего – понять, что именно интересует ребенка и создать условия, в которых ребенок может развиваться, получая знания.

Методика предполагает проведение групповых занятий, причем в группу могут входить дети разного возраста, более старшие в процессе занятий опекают младших.

При обучении счете по данной методике ребенку необходимо использовать тактильные ощущения, то есть, чувствовать цифры пальчиками, а не только видеть их визуально. Материалы для обучения должны быть удобными, яркими и привлекающими внимание.

Пример занятия по изучению счета по Монтессори:

  • для обучения требуется игральный кубик, стеклянные шарики и фетровый коврик;
  • занятие начинается с броска игрового кубика;
  • затем ребенок смотрит, сколько точек выпало на кубике и выкладывает на стол столько же стеклянных шариков. Так проводится обучение сопоставление количества нарисованных точек и реальных предметов;
  • затем на коврике выкладывают по порядку карточки с цифрами и напротив каждой карточки ребенку предлагается поставить игральный кубик с соответствующим количеством точек. В этом случае проводится обучение сопоставления абстрактной цифры и конкретного количества точек;
  • это упражнение включает в себя сочетание первых двух. Необходимо выложить цифру, кубик с соответствующим количеством точек и такое же количество шариков.

Таким образом, в процессе обучения точек ребенок одновременно задействует зрительные и тактильные эмоции. А разнообразные задачи, которые ставятся перед малышом, не позволяют ему заскучать.

Считаем в пределах 10

Родителям стоит обучить ребенка счету в пределах 10 еще до школы. Методик «Считаем в пределах 10» довольно много, родители могут выбрать ту из них, которая подходит их ребенку. Вот несколько советов по обучению:

  • начать стоит с усвоения понятий «много», «мало» «несколько»;
  • затем нужно усвоить понятия «столько же», «поровну», «больше» и «меньше»;
  • следующий этап – обучение выделению предметных комплексов, и перечислению предметов, входящих в комплекс с обозначением объединяющего их принципа. К примеру, из корзины с игрушками нужно выбрать только машинки.

Овладение счетом, как правило, происходит в возрасте 4-6 лет:

  • в 4 года ребенка знакомят с цифрами первой пятерки и их образованием, обучают прямому счету до пяти, а потом и до 10;
  • пятилетнего ребенка знакомят с числовым рядом, он должен понять, что у каждого числа свое место. Причем, каждое последующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему;
  • далее можно учить ребенка считать двойками, тройками и пятерками.

Для обучения сложению и вычитанию используют наглядные предметы. Основа упражнений на вычитание – удаление из группы части предметов. На сложение – прибавление части предметов к группе.

Считаем в уме в пределах 20

После того, как счёт в пределах десяти будет твердо усвоен, можно переходить к следующему шагу. Эти шагом будет программа – считаем в уме в пределах 20.

Начинать нужно с изучения чисел второго десятка и порядка их расположения. Пока не будет усвоен этот материал, двигаться дальше нельзя. После чего, необходимо подготовить счетный материал – 20 одинаковых предметов. Например, небольших кубиков, счетных палочек, шариков и пр.;

Раскладывают предметы (к примеру, кубики) в два ряда по 10 штук. Первый ряд – числа первого десятка, второй – числа второго. Раскладывают их так, чтобы цифра 1 располагалась под цифрой 11, 2 под 12 и так далее. Так будет проще запомнить названия чисел второго десятка.

. Важно чтобы ребенок уяснил, что двузначное число состоит из десятков и единиц. Для этого также потребуются кубики или другой наглядный материал.

Выкладывают десяток кубиков (это десяток) и прибавляют к ним, к примеру, два кубика. Выполняют это действие, проговаривая фразу «десять плюс два равно двенадцать». Таким же образом составляют другие числа. После того, как ребенок усвоит правила сложения, можно перейти к вычитанию. Проводится оно по тому же принципу.

Тренировки

Чтобы ребенок быстрее усвоил счёт, нужны регулярные тренировки. Не нужно приурочивать их к специально выделенному времени. Тренироваться можно практически в любой обстановке.

  • На прогулке считать, камешки, веточки, листики.
  • Просите ребенка при игре в песочнице слепить определенное количество «куличиков», а потом убрать часть из них.
  • В магазине можно считать упаковки творожка или йогурта, которые мама складывает в корзинку.
  • Дома можно предложить ребёнку посчитать ложки, чашки и другие бытовые предметы.

Как научить ребенка счету
4allwomen.ru

Как научить ребенка считать до 10

Научить ребенка считать до 10 может каждая мама. Для этого не обязательно бежать в элитный развивающий центр к именитым педагогам. Важно понять, в каком возрасте оптимально это делать и какими методическими приемами лучше всего пользоваться, чтобы обучение счету проходило естественно, и ребенок получал новые знания с интересом.

Научить ребенка считать до 10 можно за несколько этапов.

Начинать знакомить ребенка с цифрами можно с 1, 5 — 2 лет. В этом возрасте на первый план в обучении выходят действия с предметами, цифры пока не используем. Кушаем — считаем ложечки, купаемся — считаем игрушки, одеваемся — считаем пальчики, идем на прогулку — считаем ступеньки, накрываем на стол — считаем тарелки и вилки, едем в лифте — следим за циферками на экране, считаем этажи и т.п.

Второй этап — знакомство с цифрами. Называем количество предметов — показываем соответствующую цифру.

Дальше можно учить детей писать цифры и выполнять простые арифметические действия с ними.

Учим детей считать до 10: простые советы

  • Чтобы научить ребенка считать до 10, начните с малого: освойте счет от 1 до 5.

Предложите поближе познакомиться с собственными пальчиками. На руке их пять.

steshka.ru

Назовите все поименно, используя количественные (один, два, три и т.д.) и порядковые (первый, второй, третий и т.д.) числительные.

  • Потренируйтесь считать в обратном порядке.

Загибаем пальчики и считаем от 1 до пяти, разгибаем и считаем от 4 до 1.

  • Когда и с этим все начнет получатся, беритесь за вторую ручку и учите ребенка считать до 10.

Для закрепления счета до десяти — пальчики на ножках вам в помощь!

  • Ненавязчиво вводите математические задачки в повседневную жизнь.

Главное, превратить все в игру, заинтересовать ребенка, учить его считать до десяти между делом.

  • Знакомство с понятием «ноль».

Малышу сложно понять, что такое «ноль», осознать, что это такая же цифра, как 1, 2, 3 и т.п. А вот значение слова «пусто», ребенок понимает, т.к. жизненный опыт уже есть. Было 3 конфеты, мы их съели. Что осталось? Ничего — пусто, ноль.

От усердного зазубривания цифр толку мало. Важно помочь ребенку не просто механически называть цифры по порядку, а понимать произносимые значения, соотносить их с количеством предметов, развивать математическое мышление.

Как минимум 2 раза в день во время дневной прогулки вы будете проходить по лестнице: чем не способ закрепить навыки счета до 10?

  • Определяем количество «на глаз».

Полезно давать ребенку упражнения на определение «больше-меньше». Разложите печеньки (или другие предметы) по кучкам. В одной кучке два печенья, во второй — три, в третьей — четыре. Попросите определить «на глаз», где количество предметов больше, не пересчитывая.

  • Чаще употребляйте цифровые примеры в речи.

Упражнения с цифрами: счет до 10

  • Чаще используйте счет в обратном порядке.

Самое важное, что должен понять ребенок при обучении счету до 10, это то, что каждая цифра меньше последующей и больше предыдущей цифры на один.

  • Очень полезное упражнение — считать двойками.

Это подготовка к изучению таблицы умножения.

  • Упражнение«Цифры заблудились».

Разложите перед ребенком карточки с изображением цифр и предложите расставить их в правильном порядке.

  • Учите ребенка раскладывать числа на составляющие.

Состав числа: основа счета в пределах первого десятка. Зная состав числа, малыш с легкостью освоит сложение и вычитание в пределах 10, а позже и с переходом через десяток.

У нас пять яблок, давай угостим куклу, зайку и мишку. А теперь попробуй по-другому распределить яблоки между игрушками. Так, мы покажем ребенку разные варианты разложения числа на составляющие (состав числа 5).

  • Играйте с деньгами (муляжами денег).

Чаще играйте в магазин: покупайте, считайте сдачу, меняйте и пр. Легендарный педагог Мария Монтессори отмечала, что самые лучшие результаты в обучении детей счету показывали занятия с деньгами.

Игры и пособия для обучения детей счету до 10

1. Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера.

Не нужно усаживать малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться считать до десяти». Так вы только вызовите нежелание заниматься и нелюбовь к учебе в дальнейшем, что сослужит вам плохую службу перед школой. Действуйте мудрее и хитрее. Опирайтесь на те виды деятельности, которые нравятся малышу. Любит играть с конструктором? Окей, будем считать детальки, а заодно можно и знание цветов потренировать, и моторику развить, и зрительную память, и усидчивость.

2. Играем в магазин без денег.

Любите играть в магазин? Используйте вместо денег конструктор. «Цену» товара обозначьте карточками-подсказками. Пробиваем товар на кассе и рассчитываемся детальками конструктора, собранными в определенной последовательности. «Продвинутый уровень» — это когда учитывается еще и «номинал»деталек. Например, 2 двойные + 1 одинарная + 3 тройные.

3. Играем в домино.

Можно прикрепить к машинкам цифры и «грузить» доминошки в соответствии с «грузоподъемностью» транспорта.

4. Выкладываем дорожки.

golos.io

Из счетных палочек или любого другого игрового материала выкладывайте дорожки, а затем считайте и подбирайте нужную цифру. Если использовать однородный материал, можно научить по длине дорожки определять, какая цифра больше или меньше — визуально ребенку будет очень легко это сделать.

baby-journal.eu

5. Пронумеруйте спичечные коробки и предложите ребенку разложить спички, фасолинки, пуговицы по домикам.

6. Старайтесь задействовать осязание, обоняние и слух — все вместе.

www.maam.ru

7. Придумывайте игры, где ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их.

Уважаемые читатели. Расскажите, как вам удалось научить ребенка считать до 10, в каком возрасте вы начали знакомство с цифрами?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Как научить ребенка счету
rastishka.by

Простые приемы, как быстро научить ребенка считать до 10, 20 и 100

До поступления в школу рекомендуется научить малыша считать. У многих родителей возникают с этим трудности. Для обучения ребенка счету не нужны особые педагогические навыки.

Важно создать определенные условия и выполнять ряд правил. Существуют разные методы того, как научить ребенка считать.

Когда начинать?

Оба подхода являются неверными: в первом случае можно не успеть обучить малыша азам счета к школе, а во втором – не получится быстро достигнуть хороших результатов. Начинать заниматься с ребенком нужно с 1,5-2 лет. Явные результаты можно увидеть именно с этого возраста.

До 1,5 лет необходимо тренировать мелкую моторику, которая способствует интеллектуальному развитию малыша. С этой целью нужно занимать детей играми, которые задействуют пальцы («Куй-куй-башмачок», «Сорока-ворона»). К счету цифр, мозг ребенка в этом возрасте еще не готов. Надо активно заниматься развитием образности мышления.

Запоминаем цифры

Есть множество методов запоминания цифр. Сегодня в детских магазинах продаются специальные карточки. Обучать счету легко в повседневной жизни, используя возможности окружающего мира.

Находясь в очереди в поликлинике либо на рынке, необходимо считать с ребенком людей и соотносить полученное число с изображенным на карточке. Также малышу будет интересно сравнивать, у кого на одежде больше пуговиц: у него или у мамы.

Научить различать цифры можно при помощи пятиминутных занятий. Они должны быть запланированными и проходить регулярно. Ребенку необходимо быстро показывать карточки, на которых изображены цифры и соответствующее количество кружков. Параллельно следует называть число. Такое занятие эффективно, когда малыш внимателен и сосредоточен.

Постепенно он начнет понимать цифры, соотносить их с количеством. После этого занятие можно усложнить – разложить перед ребенком карточки в любом порядке и попросить его подавать те, которые соответствуют услышанному им числу. Полезно нарисовать на листах бумаги красочные цифры и развесить их на видных местах по всей квартире.

Полезно приобрести магниты на холодильник. С ними легко проводить развивающие занятия, проявляя много фантазии.

Можно собрать из конструктора паровоз, поставив в него цифры, обозначающие порядковые номера вагонов. Также полезны специальные обучающие книжки и мультфильмы по счету. Лепка цифр из пластилина, теста, кинетического песка даст толчок к развитию и обучению арифметике.

Учимся быстро считать в 4-5 лет

Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.

Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:

  • поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
  • усвоит состав чисел, основы счета;
  • будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
  • сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.

До 10

Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.

Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.

Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:

  • игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
  • игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
  • чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
  • просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
  • игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.

Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).

Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.

До 20

Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.

Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.

До 100

Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.

Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.

Как научить ребенка счету
momjournal.ru

CATEGORIES