Как повысить самооценку ребенку

Как повысить самооценку моему ребёнку

Дети не рождаются с низкой самооценкой, они себя не оценивают, а просто растут, живут, развиваются. Оценивать и сравнивать их начинают родители, дедушки и бабушки. А потом или гордятся своим вундеркиндом, чем завышают ему самооценку, или стыдятся за своего отстающего от других ребёнка, чем самооценку ему занижают.

И понеслось — догнать и перегнать: школы раннего развития, курсы иностранных языков, кружки и секции. Всё это хорошо. Но часто это не столько забота о ребёнке, сколько удовлетворение родительских амбиций.

Как повысить самооценку, от чего она зависит?

Самооценка — это оценка ребёнком своих качеств, своих умений, своего места среди других детей. Самооценка начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет.

Не всегда родители интересуются тем, как себя ощущает ребёнок. Все проблемы, комплексы и якоря взрослых людей выросли из их детства от неправильного воспитания. И наоборот, девушке, у которой в детстве и отрочестве была адекватная самооценка, вряд ли придётся задаваться в дальнейшем вопросом: Как повысить самооценку женщине? Всё это очень взаимосвязано.

Мама — это самый важный человек для любого ребенка. Именно её отношение к ребенку и её безусловная любовь поддерживает в нем чувство уверенности в себе и окружающем мире. Здоровая атмосфера в семье и дошкольном коллективе формируют адекватную самооценку у детей. Истеричная мама и неадекватный папа не могут дать своему ребенку чувство защищённости и безопасности, а значит, и ребёнок будет расти с заниженной самооценкой — считает системно- векторная психология Юрия Бурлана.

Низкая самооценка — опасная штука, она может сыграть плохую роль, мешая полноценной реализации в социуме. Поэтому родители прежде всего должны разобраться с собой, а затем уже помогать своему ребенку повысить самооценку и уверенность в себе.

Какие дети страдают от заниженной самооценки?

Есть дети, которые от природы не очень уверены в себе и своих силах. Нерешительные, обидчивые, стеснительные. Они часто отказываются от новых видов деятельности, считают, что не справятся с заданием. Они медлительны, рассудительны, неторопливы. Очень аккуратные, любят порядок и чистоту. Надёжные, ответственные. Сам процесс обучения приносит им удовольствие (так заложено в них природой).

Но если этих детей не поддерживать, не хвалить, их уверенность в себе, а значит, и самооценка будет снижаться. Таких детей нельзя подгонять, торопить, обзывать «копушей» или «тормозом» или давать другие обидные прозвища. Иначе они могут сильно обидеться и даже впасть в ступор.

Тогда такого ребёнка вообще не сдвинуть с места. А если его обижает мама, то он будет помнить об этом всю жизнь. Системно-векторная психология определяет таких детей как представителей анального вектора. К таким детям всегда нужен особый подход.

Как помочь детям с заниженной самооценкой

Нужно их поддерживать во всех начинаниях, особенно в самостоятельной работе и творчестве. У этих деток золотые ручки, они могут делать аккуратные, замечательные поделки, постройки, рисунки.

Одобрение лучше стимулирует ребёнка, чем наказание. Если ребенок не получает похвалы — чувство неуверенности не проходит. Помочь, поддержать, подсказать, но не делать за него. Постепенно у ребенка появляется уверенность в себе, он начинает понимать себя и это влияет на его самооценку в лучшую сторону.

Заострять внимание на том, что получилось хорошо: «Вот эта постройка — правильная», «Вот эта часть рисунка получилась хорошо, красиво». Тем самым мы развиваем у детей в том числе и умение устанавливать хорошие отношения со взрослыми и другими детьми.

Завышенная самооценка, у кого она бывает?

А бывают другие дети, совершенно противоположные по своим свойствам. Они бойкие, подвижные, очень активные. Хотят быть во всём первыми, считают себя самыми умными, самыми хитрыми. Любят командовать, перебивают детей и взрослых, рвутся быть лидером. На лету схватывают новую информацию. Легко приспосабливаются к любым условиям. Всё это способствует завышению самооценки.

Но их следует сдерживать строгой дисциплиной, и ограничивать в пространстве, во времени и в действиях. Таких подвижных и шустрых детей системно-векторная психология Юрия Бурлана называет представителями кожного вектора. Похвала таким детям не особо нужна. Они и так считают себя первыми во всем.

Как нормализовать самооценку?

Иногда дети кажутся пугливыми, невнимательными, подвижными, гиперактивными, раздражительными или даже истеричными. На самом деле, все это различные проявления отсутствия чувства защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы. И главная задача родителей — как раз повысить у ребенка это базовое ощущение.

Ребенок с адекватной самооценкой, какой он бывает?

Ребёнок чувствует, что его ценят, хвалят. Он верит, что у него всё получится. Может организовать детей на игру, труд. Такой малыш может попросить о помощи. Он способен испытывать разнообразные чувства. У него получается принимать других детей такими, какие они есть. Все это способствует росту самооценки.

Вот некоторые советы:

— Для того, чтобы у ребёнка была адекватная самооценка, похвала и наказание должны быть соразмерны его поступку;

— Не нужно сравнивать детей друг с другом, с братьями, сёстрами;

— Поощряйте инициативу детей, она не должна быть наказуемой;

— Отрицательное отношение к ребёнку и его делам снижает интерес и желание творить;

— Проводите анализ неудач вместе с ребёнком. Не нужно ограждать его от различных ошибок. На ошибках мы учимся;

— Принимайте ребёнка таким, каков он есть от природы. Не ломайте его, не переделывайте под себя. Развивайте те качества и способности ребенка, которые ему достались при рождении.

Адекватная, здоровая самооценка формируется тогда, когда чувства, желания и потребности ребёнка признаются и принимаются родителями.

У дошкольников наблюдается завышение самооценки

В дошкольном возрасте чаще всего происходит завышение самооценки, т.к. детей в детском саду часто хвалят и во всём поддерживают. Возможностей выразиться у ребенка много, а обязанностей мало. В основном, все проблемы начинаются в школе. Школьные трудности резко снижают самооценку.

Но если ребёнок в дошкольном возрасте правильно воспитывался, то в школе не возникают проблемы с детьми и учителями, ребенок не отстает в учебе. И если родители правильно реагируют на всё происходящее с ребёнком, уровень его самооценки, скорее всего, останется адекватным.

Зависть, ревность, обиды, уныния, тоска взрослых связаны с низкой самооценкой в их детстве. Адекватная мама, которая понимает своего ребенка и любит его безусловно — суть всего воспитательного процесса и развития любого ребенка. Но многие мамы даже не догадываются об этом. На занятиях по системно-векторной психологии мы учимся понимать себя и своих детей. Учимся видеть их неповторимость и уникальность. Наша жизнь меняется от понимания причин наших поступков и поступков наших детей.

Вот какие результаты получили участники тренинга и как они смогли понять своего ребенка, а значит и решить вопросы самооценки.

«…После тренингов я смогла вселить ей веру в себя, у нас сложились более глубокие, доверительные отношения. Она и сама стала излучать радость и притягивать к себе людей. А еще мне удалось раскрыть «тайные желания» сына. Кроме увлечения спортом он оказался любителем экспериментов в области химии. Подарочный набор, в состав которого входят перчатки, пробирки, разные химические элементы и т.д. привел его в полный восторг!. Теперь проводим опыты в области биологии и химии всей семьей…»
Лариса Л., педагог, Петрозаводск

«…Все же мне повезло. Я успела. Сегодня мой 15-летний сын играет на гитаре, сочиняет музыку, занимается вокалом. Он чувствует огромное удовлетворение и гордится, что всего этого добился сам. Он не бросил спорт, занимается легкой атлетикой в удобном ему режиме. Ему не нужно быть профессиональным спортсменом, ему вполне достаточно пробежать кросс и внести свой вклад в командный зачет, уметь подтягиваться на турнике, отжиматься, иметь хороший пресс. Теперь он не стесняется своих слез, потому что знает, что такова его природа и стыдиться нечего.

Когда мой сын был маленьким, я часто говорила, что не понимаю его. Ну вот совсем. Дочь для меня была как открытая книга, а сын – нет. И было очень тяжело жить с этим непониманием. Сейчас не осталось никаких вопросов. Я знаю, как вести себя, что говорить, как говорить. Я знаю, что не надо перескакивать с темы на тему (как обычно я делала) в разговоре с ним; что нужно обязательно заметить его старания и сказать ему об этом, если он помыл посуду или выучил новую мелодию, или получил хорошую отметку в школе. Я знаю, что нужно обязательно сразу попросить у него прощение, если невольно обидела…»
Наталия С., педагог, репетитор, Липецк

Если вы хотите узнать, как повысить вашему ребёнку уверенность в себе, посетите бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые помогут вам подробнее разобраться в этом вопросе. Записывайтесь здесь

Автор: Елена Вахрушева, педагог-психолог

Как повысить самооценку ребенку
system-psiholog.livejournal.com

Как повысить самооценку ребёнку. Упражнения «Солнышко»

Упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка.

Самооценка ребёнка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: «Неряха», «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…»

Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Итак, перейдём к сути упражнения.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

— Солнышко — какое оно?

— А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

— Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача:постараться, чтобы каждый лучик был назван.

И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…»

Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик:

«Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..

В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка (и это подтверждает компьютерная диагностика), меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого.

На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

Можно, конечно, можно!

А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что — то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чём бы они не провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок — ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

Это Вам будет интересно: Пора начинать общаться

Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложно упражнения «Солнышко» поможет Вам в создании тёплой и душевной атмосферы. опубликовано econet.ru

Автор: Лидия Панькова

Как повысить самооценку ребенку
econet.ru

Как повысить самооценку ребенка

Вырастить успешного, уверенного в себе, а главное счастливого человека – мечта каждого любящего родителя. В этой статье мы разберём, что такое самооценка ребенка, как происходит её формирование, определим текущий уровень, а также поучим практические рекомендации от психолога.

Итак, что же такое самооценка?

Незатейливыми словами – это то, как мы оцениваем себя. Если более досконально разобраться в значении этого определения, то самооценка – это тот образ, в котором человек видит себя и это те чувства, которые он испытывает по отношению к этому образу.

Как происходит формирование самооценки у ребёнка?

Дошкольный возраст

Развитие самооценки ребёнка начинается с первых секунд его жизни, с того момента, когда он начинает знакомится с этим миром. Это чистый лист, поэтому он будет впитывать всю информацию как губка: всевозможные изречения и комментарии; действия, реакции на эти действия и в целом взаимоотношения между окружающими его людьми.

Несомненно, стоит учесть, что на самооценку ребёнка влияют его личные достижения. Но не менее важное, и даже основное влияние оказывает и отношение родителей к его успехам и неудачам. Важно понимать: чрезмерное внимание как на положительные, так и на негативные ситуации одинаково неблагоприятно сказываются на формировании самооценки вашего чада. Очень важен контроль баланса со стороны взрослого, потому что у ребёнка его попросту ещё нет, он только формируется. Хвалите, подбадривайте, объясняйте! И ни в коем случае не говорите, что он плохой. Ребёнок – хороший, поступок — дурной. Направляйте энергию малыша в то самое, благое русло, объясняйте, что правильно и что не правильно, почему это именно так, а не как-то по-иному.

В дошкольном возрасте дети не лишены эгоцентризма, поэтому стоит быть готовым к тому моменту, когда ребёнок будет думать, что кто-либо из ближних не в духе из-за него. В этом случае возвращаемся к предыдущей стратегии: объясняем. Мы объясняем, что существуют внешние факторы, никак не связанные с ним: «сестра не хочет играть, потому что неважно себя чувствует», «папа слишком серьёзный, потому что устал на работе» и т.д.

Младшие классы

В период обучения в младшей школе эгоцентризм ребёнка постепенно сбавляет обороты и начинается процесс перехода завышенной самооценки в адекватную. Но мнение родителя в этом возрасте ещё остаётся значимым. В добавок к родительскому мнению добавляются учителя, ставящие не всегда хорошие отметки. Для вас важно оставлять за собой авторитет родного человека, способного поддержать и подсказать как сделать верно.

Средние классы

В этом возрасте ваш ребёнок учится сам смотреть на себя со стороны, с объективной точки зрения. Весомым аспектом будет общение со своими ровесниками. Их мнение, как правило, будет становиться на первый план. А родители? Как и прежде, ему важен контакт, как вы к нему относитесь. Его внутренний мир становится шире и большой ценностью будет ваше понимание этого мира, ваш интерес к его взглядам на те или иные вопросы.

Старшие классы

Самая массовая и грубейшая ошибка родителя! Как вы думаете, чтобы это могло быть? Чтобы вас не томить: это когда родитель сравнивает своего ребёнка с другим в «благих целях». «Почему у Коли пятёрка, а у тебя тройка?», «вот у соседки внучка, твоя ровесница ходит и на танцы, и в художку, а ты чего дома сидишь?». Опасно это тем, что это нисколько не подбадривает, а наоборот калечит самооценку. А если это говорит родитель, то выходит, что самый близкий и родной человек вместо поддержки предъявляет претензии. Вряд ли будет для кого-либо секретом, что больнее всего воспринимается негатив от родных. А вместе с приобретением боли теряется доверие.

Что и в каком возрасте происходит мы разобрались. Но как стать ещё более уверенным в том, что состояние самооценки ребёнка в безопасности?

Тревожные симптомы – на что обратить внимание

При заниженной самооценке:

  • Сложно завести новые знакомства. Да, вполне, может быть, что ваш ребёнок просто интроверт и ему хорошо наедине с самим собой. Но интровертов, на самом деле, очень мало. Присмотритесь к его общению с ровесниками.
  • Тяжело даются новые навыки. Ещё одно из наиболее распространённых явлений – отсутствие веры в себя. Один раз попытается, второй раз попытается, а на третий раз всё бросит. Или вообще с самого начала действий будет еле двигаться, утверждая, что ничего не выйдет. Распознать низкую самооценку по данному критерию можно по многократно повторяющимся выражениям: «у меня не выйдет», «я не справлюсь» и т.д.
  • Я никому не нужен. Один из самых страшных признаков. Подобные мысли способны привести к суициду.

Завышенная самооценка

Я первый всегда и везде, всё внимание только мне!

Такие дети осознанно стремятся во всём быть первыми и искренно уверенны в том, что всё внимание/большая часть внимания по праву принадлежит им, потому что они лучше всех. Как правило, по факту в виде деятельности, которым они так активно кичатся у них не на столько большие успехи. Большая часть энергии уходит на разговоры, чаще всего бессодержательные.

Если ребёнок агрессивен, излишне раздражителен – это может быть признаком как слишком завышенной самооценки, так и признаком заниженной.

Как связанны самооценка и уверенность в себе?

Выше мы уже разобрали, что такое самооценка – это то, как мы оцениваем себя. Что же такое уверенность в себе? Уверенность в себе – это ваши знания, закреплённые опытом. Уверенный человек – это человек знающий, что всё, что он приносит в это мир – это к месту, и не нарушает счастье других.

При заниженной самооценке – уверенность в себе более-менее адекватна. А вот повышенная, как бонус, даёт больше уверенности в себе. Но когда она слишком завышена, человек становится слеп по отношению к своим недостаткам. Соответственно, самоуверенность хлещет через край, и она просто воображаемая.

Идеальный вариант – это когда и самооценка, и уверенность в себе адекватны. Конечно, хочется стремится к идеалу, а ещё лучше его достичь. Вопрос: Как? Самооценка ребёнка и ответственность

Выше мы уже поговорили о том, кто такой уверенный человек — человек знающий, что всё, что он приносит в это мир – это к месту, и не нарушает счастье других. Что такое волшебное делает человека уверенным в том, что он не нарушает благосостояния других? Только знания и опыт? А нет ли там какого-нибудь особого знания? Ответственность, готовность отвечать за свои поступки. То есть эти два понятия тесно связаны друг м другом. Развивая одно качество, вы параллельно работайте со вторым. Ребёнок, который умеет отвечать за свои поступки, понимает границы своих возможностей становится более уверенным в своих силах.

Диагностика самооценки детей

От трёх лет до любого возраста:

На листе бумаги нарисовать лестницу из 10 ступеней. Объясните ребёнку, что на самой нижней ступени стоят самые плохие (вредные, злые и т.д.) мальчики и девочки, на 2 ступени – немного лучше, на 3 ещё лучше и т.д. до 10 ступени, на которой самые хорошие (добрые, послушные, умные и т.д.). Убедитесь, что он верно понял суть нарисованного. Переспросите его о том, что он понял.

Дальше – просто: спросите его на какой ступени стоял бы он сам. Для удобства можете дать задание нарисовать ему самого себя на этой лестнице в виде человечка.

Инструкции к тесту адаптируйте в зависимости от возраста ребёнка.

  • 1, 2, 3 ступени снизу – заниженная
  • 4, 5, 6, 7 ступени – адекватная
  • 8, 9, 10 ступени – завышенная

Что делать если у ребёнка завышена или занижена самооценка?

  • Чтобы повысить самооценку, хвалите своё чадо авансом. Говорите ему что вы верите в него, что у него обязательно получится. Произнесите это убедительным голосом, чтобы вдохновить ребёнка и придать ему сил.
  • Интересуйтесь мнением своего малыша и просите совета. Получив ответ, воспользуйтесь полученной информацией и сделайте так, как сказано.
  • Признавайте свои ошибки. Не бойтесь показать свою слабость. Тогда ваше дитя сможет понять, что взрослые не всемогущи и тоже могут быть в чём-то слабыми.
  • Обращайтесь за помощью. Особенно это касается воспитания в мальчиках мужских качеств.
  • Создавайте ситуации успеха. Не ставьте перед ним невыполнимых задач. Степень ответственности должна быть пропорциональна возрасту. Поддерживайте интересы. Чтобы он занимался с удовольствием тем, что ему нравится больше всего.

При завышенной самооценке:

  • Учите своего ребёнка прислушиваться к мнению окружающих, обращать внимание на советы со стороны
  • Приучите его уважать желания и эмоции других
  • Объясните ему, что нужно достойно относится к критике

Что нужно знать родителям прежде чем принять меры наказания?

  • Оно не должно быть унизительным
  • Старые шалости и промахи прощайте, забудьте о них
  • Если сомневаетесь – стоит ли наказывать, то откажитесь от наказания
  • Наказание в воспитательных целях – это любящая мера, не лишайте своё дитя любви и заботы
  • Ни в коем случае не отнимайте подарков
  • Оно не должно нести за собой физического или психологического вреда

Если соблюдать простые правила в общении каждый день вы поможете ему вырасти успешным и уверенным в себе человеком.

5 правил на каждый день для формирования самооценки

  1. У каждого человека есть свои таланты. Чтобы выявить их у своего ребёнка и развить, предлагайте ему разные виды деятельности. Пусть он пляшет, или сидит и собирает машинку из запчастей. Главное не одёргивайте, а подбадривайте. И никогда не говорите, что ему никогда не стать великим художником или актёром или ещё кем-либо другим.
  2. Чаще позволяйте своему чаду проявлять свои эмоции и делиться своим мнением. Слишком авторитарный и строгий родительский режим опасен инертностью, отсутствием своего мнения и уверенности в себе.
  3. Устраняйте источники психологического давления. Если над ребёнком издеваются сверстники в школе, то не заставляйте его продолжать туда ходить. Поговорите с ним о смене учебного заведения. Но при это не пытайтесь прямо совсем оградить от всех поражений и разочарований. Оба опыта – и отрицательный и положительный необходимы для формирования адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  4. Не запрещайте своему ребёнку помогать вам в чём-либо, даже если знаете, что можете сделать это намного быстрее и качественнее.
  5. Если он плохо поступил, то объясняйте ему, что вы недовольны не им самим, а его поступком.

Курсы по развитию самооценки а центре К.О.Т.

Задача нашего центра – помогать детям и подросткам расти уверенными в себе, успешными людьми, помогать родителям находить с ними общий язык. Для формирования самооценки и повышения уверенности в своих силах мы разработали курс «Я уверен» для школьников 9-17 лет и курс «Я уверен KIDS ДОБАВИТЬ ССЫЛКУ” для детей 6-8 лет. В процессе занятий участники познакомятся со своими возможностями, научатся верить в свои силы. А родители всегда могут получить поддержку ведущих, эффективные рекомендации по воспитанию, обсудить его успехи на тренинге. Занятия проходят в мини группах, что позволяет доиться максимальной эффективности и индивидуального подхода к каждому.

Как повысить самооценку ребенку
tren-kot.ru

Как повысить самооценку ребенку?

Родители мечтает о том, чтобы их ребенок вырос успешным и счастливым. Но большинство взрослых во время воспитания забывают об одной из главных составляющих – самооценке.

С раннего детства родители формируют и развивают в воспитаннике уверенность в себе. Только при наличии этого качества малыш сможет здраво оценивать себя и свои поступки.

От чего зависит уверенность в себе ребенка в определенном возрасте

У человека от природы адекватная самооценка – это заложено с рождения. Но проходит время, и все меняется. Поэтому родители должны знать, от чего зависит самооценка ребенка в определенном возрасте.

У малышей в 3 и 4 года

В раннем детстве малыш ежедневно делает десятки шагов, помогающих ему познавать мир. Так у детей и возникают первые представления о себе самом.

К 3 годам ребенок уже понимает, что означает слово «Я». Он имеет представления о своей внешности и о своих желаниях. Поэтому в таком возрасте и случается первый кризис.

В 4 года ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми. Может судить, хороший он или плохой, красивый или некрасивый, послушный или балованный.

На самооценку ребенка в этот период целиком и полностью влияют родители. Дальнейшая уверенность или неуверенность в себе малыша зависит от их оценочных суждений.

В таком возрасте весь круг общения ребенка начинается и заканчивается на родителях и близких родственниках. Поэтому он всеми силами заслуживает их внимание и похвалу.

Большинство психологов утверждают, что основы формирования личности закладываются в этот период. Если родители не уделяют воспитанию должного внимания, то потом уже невозможно что-то исправить.

Поэтому взрослые, у которых растет малыш 3-4 лет, должны радоваться его победам, вселять надежду на будущий успех и поощрять первые проявления самостоятельности.

В дошкольном возрасте 5, 6, 7 лет

Дошкольный возраст – это один из самых интересных периодов в жизни малыша. Он уже чувствует себя взрослым, но все еще не обременен никакими обязательствами.

С каждым днем дети в 5 лет становятся самостоятельнее. У них появляется намного больше друзей, с которыми они, как ладят, так и конкурируют.

В этом возрасте дошкольник проходит стадию социализации и сепарации от мамы с папой. На формирование его самооценки теперь оказывают влияние не только родители, но и детский сад, друзья во дворе и воспитатели.

В 6 лет можно понять самооценку ребенка с помощью игры. По тому, как он ведет себя во время дворового футбола, видно, какое место он отводит себе в обществе.

В игре, как в способе развития, есть десятки неоспоримых преимуществ. Но главное – это то, что только в команде малыш одновременно стремится к лидерству и подчиняется остальным ребятам.

Родители также оказывают немалое влияние на его самооценку. Все зависит от модели поведения взрослых и отношений в семье. Не стоит только наказывать, или только поощрять – необходим баланс. В этот период можно говорить о завышенной или о заниженной самооценке. Узнайте, стоит ли хвалить детей и как это правильно делать.

В школьном возрасте 8, 9, 10 лет

После 7 лет у ребят начинается новый период – школьный. Это достаточно интересный, но вместе с тем и сложный этап, поскольку со сменой класса полностью меняется и детское восприятие.

Начиная с 8 лет, ребенок ежедневно подвергается оценочным суждениям. Его поведение и успеваемость оценивают все подряд – друзья, мама с папой и учителя.

В 9 лет школьник имеет свою точку зрения и самооценку. Он уже понимает свои возможности, таланты, особенности, удачи и промахи.

В этот период у школьников каждый день возникает масса вопросов. Им хочется понять, почему у кого-то лучше получается читать или выше прыгать.

В этом возрасте дети уже не так прислушиваются к тому, что о них говорят родители. Им важнее оценка и отношения в классе или во дворе.

В 10 лет ребенок хочет самоутвердиться. У него появляются проблемы, которыми он не делится с родителями. Поэтому большинство школьников чувствует себя одиноко и несчастно.

В этот период завершается формирование самооценки и родители должны помочь малышу. Даже если он не просит о поддержке, ее нужно оказать.

Помните, что не все дети отличники. Поэтому не заставляйте малыша прыгать выше головы. Лучше помогите ему с уроками, объясните решение задачи и вместе смастерите поделку. Не оставляйте его одного наедине со своими проблемами и больше общайтесь. Как увлекательно и полезно провести вместе время, узнайте здесь.

Если взрослые вспомнят себя в таком возрасте, они поймут, как важно для детей их положение в обществе. Поэтому чаще давайте мудрые советы и помогайте малышу находить выход из затруднительного положения.

Если родители сами не уважают своего воспитанника, то его авторитет в обществе и мнение о себе будут невысокими.

В младший подростковый период 11, 12, 13 лет

Младший подростковый возраст – это оптимальное время для работы с самооценкой. Родители, упустившие момент, в силах еще что-то исправить в 11 лет.

В этот период у детей складывается позиционирование и самосознание. В 12 лет дети чаще копаются в себе – занимаются самоанализом и стараются понять, что они из себя представляют.

В этом возрасте дети открыты к диалогу с родителями, поэтому не бойтесь поднимать в разговоре с ними волнующие темы. Есть большой шанс получить все ответы.

Анализируйте ситуацию, в которой оказался ребенок. Если недавно его переводили в другую школу, или семья переехала, высока вероятность, что возникнут проблемы.

В 13 лет детям важно мнение их ровесников. Поэтому не обижайтесь, если ребенок отдаляется – все зависит от модели поведения. Также в этом возрасте дети болезненно относятся не только к критике со стороны взрослых, а также крикам, скандалам и выяснению отношений. Как научиться не кричать на ребенка, читайте здесь.

В этом возрасте чаще идите на уступки. Если дочь со слезами на глазах просит покрасить волосы в розовый цвет, стоит ей разрешить. Через год-два ей все равно это надоест, но так она будет чувствовать себя уверенно и знать, что у нее понимающие родители. А это гарантия адекватной самооценки.

В старший подростковый возраст 14, 15 лет

Подростковый возраст – это самый сложный период в становлении личности. Это время, когда ребенок уверен в том, что он один во всем мире, и его никто не понимает.

Если в дошкольном возрасте у малыша была адекватная самооценка, нет никакой гарантии в том, что картина не изменится в момент, когда ему исполнится 14 лет.

Проблема этого периода в том, что подросток чувствует себя взрослым человеком, которым он по факту не является.

В 15 лет у человека еще не стабильная психика, поэтому ему сложно держать себя в руках и здраво оценивать свою жизнь. Это самый опасный период, который требует серьезных усилий. В этом возрасте может проявиться подростковая депрессия или мысли о самоубийстве.

У подростков любая проблема равносильна краху всей жизни. Поэтому важно не обесценивать, а дать понять, что все проходит.

Самые распространенные проблемы – это неразделенная любовь, выбор будущей профессии и комплексы по поводу внешности. С этими трудностями на определенном этапе сталкивался каждый.

Избавиться от них за секунду не получится. Будьте рядом с ребенком, чтобы он чувствовал, что у него есть поддержка в лице взрослых.

Узнайте 10 распространенных ошибок, которые совершаются в воспитании детей.

Как повысить самооценку ребенку

В определенный период поведение девочек и мальчиков начинает кардинально различаться. Поэтому при формировании здоровой самооценки учитываются и гендерные особенности.

Советы родителям мальчиков

Мальчик – это будущий мужчина, глава семьи, отец и защитник. Поэтому и отношение к нему соответствующее. А помогут в этом советы опытных психологов.

  • Дети копируют поведение родителей. Сын берет пример с отца, а дочка с мамы. Если у взрослых адекватная самооценка, то она передастся и ребенку.
  • Не перехваливайте сына, но и не забывайте о поощрениях.
  • Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Отцу следует больше времени проводить с сыном, приучая его к мужским обязанностям.
  • Развивайте всесторонние навыки с раннего детства, но при этом, не ущемляйте его право на отдых.

Советы родителям девочек

Девочки – это хрупкий сосуд, разбить который может каждое случайно брошенное слово. Чаще задавайтесь вопросом, как повысить самооценку дочери.

  • У дочки должно быть право голоса в семье и возможность выразить свое мнение.
  • Для девочек огромное значение имеет внешность, поэтому не нужно взращивать в ней комплексы с ранних лет.
  • Поощряйте увлечения дочери. Если девочка увлечена любимым делом, ей некогда комплексовать и находить в себе недостатки.
  • Хвалите дочь не только за внешность, но и за достижения.
  • Девочке можно чаще говорить о своей любви и доверии.

Формирование завышенной самооценки: за и против

Завышенная самооценка встречается реже, чем неуверенность в себе. Однако при неправильном воспитании она также имеет место.

Завышенная самооценка – это уверенность человека в том, что он лучше, чем есть на самом деле. Как и в любой другой ситуации, в чрезмерной самоуверенности есть как минусы, так и плюсы.

Главный плюс высокой самооценки – это уверенность в своих силах и возможность добиваться поставленных целей. Такие люди быстрее получают положительный результат, поскольку даже не рассматривают вариант, что у них что-то не получится.

Минусов в завышенной самооценке больше, чем плюсов:

  • Непринятие в обществе – подобное отношение не одобряют окружающие.
  • Неудача. Одних амбиций недостаточно, нужно ориентироваться еще и на обстоятельства.
  • Одиночество. В какой-то момент у таких людей исчезает желание общаться с теми, кто, по их мнению, их недостоин.

Во еще 27 ценных советов по воспитанию от детских психологов.

Как повысить самооценку ребенку
kreativlife.ru

Как повысить самооценку ребенку

Как повысить самопринятие/самооценку у ребенка? Очень много статей, как распознать, а вот что делать дальше? Понятно, что нужно менять свое поведение, но с чего начинать? – с таким вопросом обратилась ко мне участница сообщества “ПП – Простая Психотерапия”.

Хороший вопрос. Родители так боятся вырастить хулиганов и наркоманов, что частенько выращивают зажатых и неуверенных в себе людей.

В чем опасность низкой самооценки у ребенка?

Если у ребенка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия – ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребенок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные для себя ситуации.

Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберемся, из чего складывается самооценка.

Из чего состоит самооценка

Формула ее проста:

Самооценка = уровень способностей : уровень притязаний.

Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, т. е., самооценка будет низкой.

Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания – это те требования, которые ему предъявляются в семье.

Причина завышенных ожиданий от ребенка одна – ребенка не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

Выражаться это может в разном родительском поведении:

  • это может быть сравнение с другими детьми
  • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания
  • критика
  • игнорирование чувств ребенка и особенностей его характера
  • недостаточное внимание к мнению ребенка
  • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье
  • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки – когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребенка развивать. В этом случае ребенок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всем проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает – принимается хвалить своего ребенка вдоль и поперек. Как правило, толк из этого небольшой.

Что же делать и с чего начать?

Как повысить самооценку у ребенка

Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:

  1. Увеличить уровень способностей ребенка
  2. Уменьшить уровень притязаний к нему.

11 шагов для поднятия детской самооценки

Терпение

Анализ

Проанализировать свое отношение к ребенку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос – как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своем воспитании, а ребенок уязвим в зоне оценки себя – бегом на консультацию к психологу, специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

Экологичность

Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье – залог самоуважения детей.

Акцент на хорошем

Учиться замечать в своем ребенке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому – самое главное. Перестать критиковать и вообще следить за своими словами при общении с ребенком. Вызубрить наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди», и не позволять себе ничего такого, что вы бы себе не позволили в отношении других взрослых людей.

Кроме того, полезно учить ребенка самого замечать хорошие моменты в жизни – позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение. На этот счет есть масса игр и упражнений:

  • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
  • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
  • организовать большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка и т.п.

Развитие сильных сторон личности

Помочь ребенку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

Давать ребенку свободу выбора

Не навязывать свои решения ни в выборе одежды,ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребенок не привык это делать и ждет вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а о праве голоса.

Социализация

Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребенок умел хорошо общаться. Способность общаться – это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

Работа с границами

Научите ребенка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается это самостоятельно – есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

Самостоятельность

Давайте возможность ребенку справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще, аккуратней с этой самой помощью – если ее много, ребенок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания – это поддерживает.

Научитесь смиряться

Если ребенок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали еще до его рождения, задайте себе вопрос – вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребенка в вашей жизни – скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают))

Внимание на себя

Внимательно посмотрите на себя – а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому- начни с себя.

Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, приходите на консультацию психолога в Туле, разберем этот вопрос вместе.

Еще в Авторские статьи

Ошибки женщин после развода

Подборка самых распространенных женских ошибок после развода: Сразу же выйти замуж за другого Без анализа того, что произошло, без понимания своих ошибок в предыдущих отношениях…Читать далее →

Зачем людям сплетничать

Как перестать сплетничать — Изя, не представляете, что о вас говорят в этой компании, когда вас нет. — Передайте им, что когда меня нет, могут…Читать далее →

Как сделать из мухи слона

Как повысить самооценку ребенку
milovalv.ru

Как повысить самооценку ребенку?

Как повысить самооценку ребенку?

Самооценка — это степень значимости, которой наделяет человек свою личность. Она зависит от мнения окружающих и от субъективной оценки своих успехов и неудач.

Если человек часто переживает неудачи, самооценка может снизиться. Если ребенок сталкивается часто с негативными высказываниями в свой адрес, например, со стороны учителя или родителя, то он может интуитивно принять для себя мысль: что-то не так со мной. И самооценка снижается. Появляется неуверенность в себе. Например: «Петров, ну ты как всегда».

Стадии снижения самооценки у ребенка

Стадия социально-желательной реакции на фрустрации. Ребенок переживает себя как неумеющего что-то делать. Учитель или родитель ему в этом случае может говорить: «Ты не умеешь, мог бы лучше, у тебя плохо получается». Ребенок на этой стадии испытывает неумение как собственную «плохость», никчемность. При этом есть еще вера в успех и желание исправить ситуацию. На этом этапе ребенок пытается оправдаться, иногда лжет. Конечно, на этом этапе взрослым очень важно сохранить самооценку, не самоутверждаться в собственной правоте.

Стадия неверия в собственные силы. Установка у ребенка: «Я хотел бы быть хорошим, но вряд ли у меня это получится». То есть желание есть, мотивация тоже, но веры в собственные силы уже нет. Поведение может проявляться примерно такое: ребенок «в тени», пытается брать простые задачи, проявляет лояльность, желание помочь, но не претендует на большие заслуги.

Стадия демотивации. «Я плохой, и что?» Идет обсеценивание того самого мнения значимых взрослых через систему психологической защиты. Уже нет ни мотивации, ни желания что-либо делать. Идет избегание деятельности. Ребенок может отказаться идти в школу. Или на уроке отказывается выполнять то, что скажет учитель, например, сдавать домашнюю работу или писать контрольную.

Как правило, именно на этой стадии взрослые начинают реагировать, потому что это самая «неудобная» стадия. Но на этой стадии тяжелее и дольше будет реабилитация. Если на первой стадии достаточно месяца работы с психологом, при условии единения с другими значимыми взрослыми. На второй стадии – до полугода. А на третьей стадии – от полугода.

Рекомендации взрослым, чтобы поднять самооценку ребенку

  1. 1. Предоставлять ребенку «аванс доверия». Речь о том, чтобы говорить и показывать ребенку: «Я верю в тебя». Это именно то, что ребенку не хватает. А тут кто-то в него поверил. И самооценка начинается повышаться. Можно разговаривать с ребенком примерно в таком ключе: «Я знаю, что у тебя получится. Это сейчас у тебя не получилось. Может, это временная ситуация. Поэтому давай подумаем, что у тебя лучше получается. В чем ты силен. Какие есть ресурсы у тебя».
  2. 2. Не сравнивать ребенка с другими. Лучше сравнивать с самим же собой. «Раньше не мог, а теперь у тебя это получается. И даже если ошибся – это как точка роста, теперь ты знаешь, как не нужно, у тебя есть опыт теперь, что так делать не нужно».
  • 3. Постановка реальных целей и задач. Высокие требования при низкой самооценке не помогут. Если мы много ждем от ребенка, тогда это больше говорит не о ребенке, а о нас самих. Почему нам так важно, если ребенок это не сделает? Не пытаемся ли мы свою самооценку повысить? Завышенные требования к ребенку становятся непосильной задачей для него. Нужно дать ребенку немного форы, чтобы он почувствовал, что у него получается.
  • 4. Избегать стигматизации, ярлыков. Когда мы навешиваем ярлык, у человека мало альтернатив. Либо доказывать, что я хороший, либо согласиться и поддерживать ореол нехорошего. И человек не замечает уже чего-то, что не подходит под этот ярлык. Он уже воспринимает себя таким образом, и от него очень сложно «отойти». И поэтому изменить что-то тоже будет сложно.
  • 5. Важна единая позиция взрослых – «педагогический альянс». Важна последовательность в своем поведении у взрослых, согласованность их поведения. Важно, чтобы у взрослых было стабильное отношение к ребенку. Чтобы не был эмоциональный фон, как на качелях: «То ты мне нравишься, то ты мне не нравишься». Когда взрослый ненадежен, непредсказуем, ребенок полагается на себя, но при этом перестает взаимодействовать адекватно со взрослым.
  • Так как все же повысить самооценку ребенку?

    Во-первых, постарайтесь определить, на какой из трех стадий находится сейчас Ваш ребенок.

    Важно замечать, когда ребенок начинает придумывать оправдания, перестает ставить себе сложные задачи. Даже если ребенок находится на первой стадии снижения самооценки, уже важно реагировать в описанном ключе.

    Во-вторых, если Вы замечаете, что ситуация не меняется, а рекомендации не помогают, значит, пришло время обратиться к специалисту. Психологи нашего центра оперативно и очень эффективно помогают детям и взрослым. Не стесняйтесь обратиться за помощью. Чем раньше Вы это сделаете, тем «моложе» возникшая проблема. А значит, понадобится меньше времени и психологических консультаций, чтобы ее исправить.

    И, наконец, в-третьих, старайтесь соблюдать данные рекомендации, даже если Вы думаете, что у ребенка нет проблем с самооценкой. Это очень поможет ребенку таких проблем не иметь ни в детском, ни во взрослом возрасте.

    Как повысить самооценку ребенку
    happy-person.ru

    CATEGORIES