Как влиться в новый коллектив рядовому сотруднику и руководителю

Как влиться в новый коллектив — 15 советов

Как выстроить грамотную тактику поведения с новыми коллегами — GorodRabot рассказал 15 уловок первого впечатления.

Новая работа — это и без того стресс. Непонятные процессы, сложные задачи, а ещё и куча незнакомых людей. Но хорошие отношения с коллегами — залог продуктивной работы и психического равновесия. Поэтому забудь о заморочках интроверта и вперёд — заводить новых друзей.

Как стать “своим” за 15 шагов

1. В первый же день постарайся записать все имена сотрудников и уточнить, чем они занимаются. Так будет легче решить, к кому обратиться с вопросом.

2. Ходи на обед вместе с коллективом, слушай, о чём и в каком тоне они говорят. По возможности рассказывай о себе, поддерживай разговоры «ни о чём».

3. Старайся придерживаться коллективного предпочтения в одежде, даже если нет строгого дресс-кода. Если сотрудники предпочитают ходить в джинсах и свитерах — не надевай классический костюм, и наоборот.

4. Показывай, что ты хороший работник. Старайся узнать как можно больше об особенностях работы, предлагай помощь в решении сложной задачи. Но в то же время не забывай, что ты не должен выполнять чужие обязанности. Иначе коллеги повесят на тебя свои дела.

5. Время от времени подходи к начальнику и спрашивай о собственных успехах — всё ли его устраивает, есть ли пожелания. Конечно, не стоит навязываться каждый день. Лучше всего поинтересоваться после первой недели, затем через месяц, и ещё через 3 месяца.

6. Не хвастайся перед коллегами профессиональными навыками. При решении проблемы умеренно высказывай мнение, не пропагандируй радикальных идей и не начинай убеждать других в своей правоте.

7. Спрашивай обо всём, что не понимаешь. Главный совет новичкам на работе «Не знаешь — спроси». Работодатель и коллеги в курсе, что ты не можешь сразу знать всё о рабочем процессе. Поэтому не стесняйся задавать даже самые глупые вопросы — это лучше, чем потом совершать серьёзные ошибки по незнанию.

8. Веди себя естественно. Например, не старайся шутить, если никогда раньше не был шутником. Не забывай про вежливость и доброжелательность, отвечай с улыбкой и интересом.

9. Сохраняй нейтралитет в разрешении споров. Не вставай на ту или иную сторону. Это может повлечь за собой негативное отношение «противоборствующей» стороны.

10. Не интересуйся личной жизнью коллег и не задавай «лишних» вопросов. Всё-таки работа — есть работа.

11. Излагай мысли чётко и ясно. Новые коллеги ещё не понимают тебя с полуслова, как родные или друзья. Поэтому, подходя с просьбой, веди себя спокойно, по возможности сформулируй фразу заранее и проговори её про себя.

12. В нестандартной и тревожной ситуации старайся не показывать эмоций. Будь максимально спокоен , а лучше — займи голову составлением плана. Доказано, что сотрудники, умеющие адаптироваться к новым условиям, быстрее вливаются в коллектив.

13. Соблюдай традиции коллектива. Если все сотрудники по пятницам собираются на кухне и отмечают успешное окончание рабочей недели — не уходи под шумок домой, останься и повеселись. Даже если ты не любишь шумные компании.

14. Заручись поддержкой старших сотрудников. Такое знакомство всегда полезно для новеньких — опытный работник не только поможет разобраться, но и поддержит в трудную минуту. Ты всегда сможешь рассказать такому человеку о переживаниях насчёт работы, а он — познакомит с остальным коллективом.

Как влиться в новый коллектив рядовому сотруднику и руководителю
gorodrabot.ru

Как влиться в новый коллектив: формула успеха

Каждый человек, хоть раз в жизни оказывается новичком. Смена школы, поступление в ВУЗ, смена работы. Первое время – дни, а может и недели происходит период адаптации человека к новому месту и людям. Как влиться в новый коллектив успешно и быстро? Об особенностях таких моментов на всех возрастных этапах становления личности и пойдет речь в данной статье.

И снова в школу

«Все мы родом из детства», с автором «Маленького принца» не поспоришь, ведь первые шаги в социализации становятся определяющими. Негативный опыт адаптации в детстве находит такое же отражение и во взрослой жизни.

Какой должна быть помощь ребенку в новой школе? Сам поход в средне образовательное учреждение является стрессом. Это смена режима дня, вида деятельности. Если летом можно беззаботно проводить время, то тут настает пора прилагать усилия и это не всегда желанно. А если речь идет о новом месте и одноклассниках, – травмирующая ситуация.

Психологи рекомендуют относиться к ребенку внимательно. Так, если наблюдается потеря аппетита, частая смена настроения, возникают замечания по поведению и успеваемости. А если добавить к этому личностные особенности – неуверенность, сложности в построении взаимоотношений, стеснительность – ребенок подвергается стрессу.

В зависимости от того в чем именно заключены трудности ребенка нужно выстраивать план действий. Необходимо поговорить и выяснить, что тревожит школьника. Для сближения полезным будет организация внеклассного мероприятия – поход, посещение парка. Это придаст новичку уверенности, ободрит.

Конечно, в школьном возрасте забота о благополучии ложится на взрослых. И от родительской любви, поддержке и действий будет зависеть будущий успех. Если родитель понимает, что самими не справится – не лишним будет обращение к школьному психологу, разговор с классным руководителем, посещение специалиста вне школы.

Особенности адаптации в подростковом возрасте

Актуальная тема, ведь именно в возрасте 16 – 17 лет происходит поступление в колледж, ВУЗ или иное учебное заведение с профессионально направленным обучением. Важный этап, от которого зависит дальнейшая работа и карьера. Перемена коллектива, экзамены теперь несколько раз в год, иногда и смена места жительства, как все это выдержать?

Во – первых важно включится в учебу сразу. Это поможет избежать пропуска программы, сформирует отношения с преподавательским составом и станет залогом успешной сдачи сессии. По статистике наибольший процент отчисленных приходится на первый год обучения.

Причина проста – неготовность справляться с трудностями, неуспеваемость. Потому важно уделять максимум времени учебе.

Давать себе возможность отдыхать – так же нужно. Вот здесь можно «убить двух зайцев» – познакомиться ближе с однокурсниками, найти общие интересы, сходить вместе куда – то и, как следствие – немного отвлечься от учебы.

На этапе подросткового становления саморазвитие выходит на передний план. Ответственность за ребенка уже не лежит на одних родителях. Многое теперь зависит от подростка и от того как распорядится этим временем зависит дальнейшая жизнь.

Рабочий коллектив

У каждого человека на этом этапе свой мотив – кто – то меняет рабочее место, переходит в другой отдел, или же идет на работу впервые. От этого зависит и внутренний настрой. А суть проблематики вопроса остается – везде новые люди, свой коллектив.

Для опытных сотрудников это не представляет сложности, такие люди знают, что делать, как себя вести, поступить в той или иной ситуации, являются профессионалами своего дела. В такой ситуации человека можно только поздравить. Но остальным не нужно опасаться – влиться можно в любой коллектив.

На новой работе человек сталкивается с двумя основными задачами – общение с коллегами и исполнение служебных обязанностей. Не нужно бояться задавать вопросы. Все понимают, что на новом месте человека необходимо ввести в курс дела, каким бы профессионалом он ни был. Вопросы не означают некомпетентность, или глупость. Это значит заинтересованность в качественном выполнении работы.

Успешная тактика межличностного взаимодействия с коллегами – нейтралитет и деликатность. Нужно время, чтобы разобраться кто и что из себя представляет, как с кем себя вести. Не стоит вступать в плетение интриг, распространение сплетен и тем более обсуждение руководителя с переходом на личности. Это может негативно отразится на работе, а то и стать причиной увольнения. Оставайтесь собой, умея слушать, слышать и вовремя контролировать эмоциональные порывы.

Новый коллектив для руководителя

«Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Такая тактика хороша на первое время, чтобы осмотреться и выстроить успешное взаимодействие. Начинать перемены стоит только когда полностью в курсе текущей ситуации. Как руководителю влиться в новый коллектив и наладить эффективную работу?

Если рядовому сотруднику на новом месте важно сразу проявлять профессиональные качества с лучшей стороны, то руководителю в начале рекомендуется найти общий язык с подчиненными. Личное знакомство, общение и внимательное отношение к выполнению работы. Это поможет быстро войти в курс дела и узнать тонкости рабочих моментов именно в этой организации.

Для подчиненных новый руководитель и стресс, и новые возможности одновременно. Эффективная организация работы и уважительно общение с подчиненными – база удачной адаптации.

Адаптация – всегда сложный процесс, как для студента, так и для начальника. С другой стороны, новое место – это всегда возможность развиваться, обучаться, знакомится с людьми и расширить кругозор.

Полезные видео по теме:

Расскажите подружкам

Как влиться в новый коллектив рядовому сотруднику и руководителю
womee.ru

Как себя вести руководителю в новом коллективе

Дата публикации: 04 сентября 2019 .

Заставить работать людей вместе непросто, и, к сожалению, многие лидеры спешат достигать поставленные цели, забывая про основы построения команды . Ваше поведение и действия, как руководителя в новом коллективе, могут оказать существенное влияние на конечные результаты. Какие шаги вы должны предпринять, чтобы настроить свой коллектив на успех? Как вы формируете командные правила, устанавливаете четкие цели и создаете обстановку, в которой каждый чувствует себя комфортно и заинтересован вносить свой вклад в достижения коллектива?

Что говорят эксперты

Независимо от того, начинаете вы руководить существующим коллективом или абсолютно новым, очень важно посвятить первое время определению рабочих процессов, т.е. ваше видение того, как команда должна работать. Первые несколько недель имеют решающее значение.

«Люди формируют мнения довольно быстро, и они, как правило, не всегда приятные», — говорит Майкл Уоткинс, соучредитель Genesis Advisers, автор обновленной версии книги «Первые 90 дней». «Если вы не потратите время на то, чтобы выяснить, как заставить команду работать хорошо, проблемы будут возникать всегда », – говорит Мэри Шапиро, преподавательница организационного поведения в Simmons College и автор Руководства HBR по лидерству команды.

Тут, как говорится – «вы либо платите авансом, либо платите позже», поэтому не стоит откладывать важнейшую часть вашей задачи в долгий ящик. Позаботьтесь не только о целях коллектива, но и об организации рабочего процесса. Теперь мы готовы перейти к рассмотрению темы, как себя вести руководителю в новом коллективе.

Узнайте друг друга

«Одной из ваших первоочередных задач, должно быть знакомство с членами вашего коллектива, а также подтолкнуть их самих лучше узнать друг друга», – говорит Шапиро. С этой целью «не поддавайтесь желанию немедленно начать говорить о работе, задачах и будущих результатах», вместо этого сосредоточьтесь на развитии духа товарищества.

На практике вы можете организовать несколько обучающих встреч с упражнениями по построению команды или провести несколько семинаров с примерами успешной работы ведущих инновационных команд. По словам Шапиро, одним из наиболее эффективных упражнений в знакомстве участников коллектива является обсуждение своего лучшего и худшего опыта в команде. Данное упражнение поможет каждому понять, какое поведение их коллеги будут поощрять, а какого лучше в коллективе избегать.

Опишите ваше видение работы коллектива

Как только вы прошли первый этап знакомства с членами команды, постарайтесь ясно выразить ваше видение работы коллектива. Объясните, что стоит за каждым из ваших решений, каковы ваши приоритеты и как вы будете оценивать работу команды: индивидуально и коллективно. Охарактеризуйте показатели, по которым будут оцениваться сотрудники, и что конкретно вы ожидаете от команды.

«Члены команды захотят узнать, как вы определяете успех» – говорит Шапиро. «Рассказывая о своем видении и ценностях, вы покажете своей команде, что вы привержены здоровой степени прозрачности – говорит Уоткинс – и создадите позитивную атмосферу вокруг себя в своей новой роли».

Объясните, как вы хотите, чтобы команда работала

Вам нужно подробно объяснить, как вы хотите, чтобы команда работала. Если у вас есть новые члены коллектива, которые только что присоединились, не думайте, что более опытные сотрудники объяснят новобранцам, как должны проводиться собрания, какие существуют правила, процессы, нормы и т.д.

Управление коллективом – значит устанавливать ожидания и объяснять процессы. Если вы не сделаете эти нормы понятными для всех, вы рискуете создать среду, в которой люди чувствуют себя обделенными, неуверенными или не желающими вносить свой вклад в общий результат.

Установите или уточните ваши цели

Одна из ваших самых важных задач как руководителя коллектива – ставить амбициозные, но достижимые цели, которых вы собираетесь добиться с помощью ваших подчиненных. Уточните, какие цели сейчас в приоритете и как вы собираетесь их достичь. Установив цели на раннем этапе, процесс принятия решений командой будет более четким и эффективным, где каждый сотрудник будет чувствовать свою ответственность.

Многие руководители наследуют уже существующие коллективы, что означает, что они не создают новые цели, а уточняют существующие. «На самом деле редко кто-то может прийти и пересмотреть цели для команды» – говорит Уоткинс. В таких случаях, ваша задача как руководителя состоит в том, чтобы переосмыслить стратегии и роли людей для наилучшего достижения поставленных целей.

Держите свои двери открытыми

Как руководитель, первые дни в новом коллективе вы должны провести, встречаясь с вашими сотрудниками. Организовывайте командные встречи, индивидуальные встречи one to one , общайтесь с помощью электронной почты, любые активные действия в этом направлении будут приветствоваться вашим новыми подчиненными.

«Я никогда не сталкивался с ситуацией, когда какой-то сотрудник говорил бы: «Черт возьми, я бы хотел, чтобы босс перестал со мной общаться. Мне так надоели эти встречи – говорит Уоткинс – вы просто никогда этого не услышите».

Добиться «ранней победы»

По словам Уоткинса, определение и решение бизнес-проблемы на раннем этапе вашей новой должности покажет, что вы можете прислушиваться и добиваться успеха. Возможно, имеются какие-то командные желания, по поводу рабочей обстановки или какой-то устаревший рабочий процесс, который можно было бы исключить.

В таком случае вы могли бы позаботиться и реализовать какие-то командные пожелания, как например: свежие фрукты каждый понедельник, новый кофейный аппарат и т.д. Быстрые действия демонстрируют, что вы на стороне коллектива. Самое важное, что это мотивирует людей и создает хорошую почву, что, если наступят сложные времена, команда будет на вашей стороне.

Главные принципы поведения руководителя в новом коллективе

Что следует делать:

  • Объясните, что будет стоять за вашими решениями и как вы будете оценивать работу команды.
  • Подстегивайте сотрудников к общению. Общение на раннем этапе поможет избежать недоразумений и неудовлетворительных результатов.
  • Учитесь распознавать пожелания коллектива – это вдохновит ваш коллектив и сделает из вас личность, ориентированную на командные действия.

Что не рекомендуется делать:

  • С головой уйти в работу, пытаясь добиться поставленных целей, предварительно не выстроив отношения с командой.
  • Создать атмосферу, когда каждый сотрудник предоставлен самому себе самому и не думать о развитии подчиненных.
  • Не общаться с членами коллектива на раннем этапе своей работы. Если команда работает хорошо, отступить и сконцентрироваться на себе.

Как влиться в новый коллектив рядовому сотруднику и руководителю
www.your-mentor.ru

Первый день на новой работе: рекомендации сотруднику и руководителю

Первый рабочий день является самым важным и сложным. От того, как вы поведете себя в первый день, будет зависеть то, как будут складываться ваши отношения с коллегами в дальнейшем. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег.

1. Сотруднику

В первый рабочий день руководитель обязан представить коллективу его нового сотрудника. Далее опытные работники должны ввести нового коллегу в курс дела. Нельзя отрицать тот факт, что есть люди, испытывающие удовольствие при виде мучений нового сотрудника. Ваша задача — доставить им как можно меньше удовольствия.

Однако и новый сотрудник не должен при любом затруднении отвлекать коллег от их собственных дел. У каждого есть свои обязанности, поэтому не стоит постоянно дергать кого-то, мешая ему работать. Старайтесь быть наблюдательным и берите на заметку, как остальные решают те или иные проблемы.

Каким бы высоким профессионалом вы ни были, хорошие отношения с людьми в коллективе играют не последнюю роль. К новичку в коллективе сначала будут присматриваться и могут относиться пристрастно. Сразу же покажите, что вы пунктуальны — не опаздывайте на работу и не покидайте рабочее место до окончания рабочего дня. Не слоняйтесь без надобности по кабинетам.

В первые дни от вас требуются дружелюбное приветствие и короткие вежливые и доброжелательные контакты. Такое начало рабочего дня помогает забыть домашние проблемы, преодолеть тягостные впечатления от транспортных неудобств, легче войти в нормальное рабочее состояние.

Не следует вводить нового сотрудника в хитросплетения личных отношений между некоторыми членами коллектива. Форма обращения всех сотрудников организации зависит от традиций и от личных симпатий каждого, однако не принято обращаться к кому-либо по фамилии.

Воспитанные люди всегда интересуются делами своих коллег. Их успехи должны искренне радовать, а неудачи огорчать. Личные обиды, симпатии и антипатии не должны сказываться на деловых отношениях с коллегами. Не следует надоедать сослуживцам рассказами о своих заботах и личных неприятностях.

Рабочее место сотрудника также может многое рассказать о нем. Воспитанный человек никогда не заставит окружающих любоваться беспорядком на своем столе. Женщинам не следует заниматься макияжем на рабочем месте, тем более если в кабинете находится несколько человек. Не рассматривайте бумаги на чужом столе, ничего не ищите там. Не ведите долгих личных разговоров по служебному телефону, недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам.

Если кто-то подходит к вам, немедленно уделите этому человеку внимание. Постарайтесь вспомнить его имя, тихо повторив его про себя. Если вы не уверены в имени, попросите человеку сразу же назвать его. Слушайте все, что вам говорят, выделяя особо интересное, чтобы продолжить разговор.

Если в разговоре нет ничего интересного, попытайтесь уцепиться хоть за что-то. Если кто-то представляет вас, посмотрите сначала на того, кому вас представляют, а потом на того, кто представляет. Единственным допустимым физическим контактом в мире бизнеса является рукопожатие. Мало внимания уделяется рукопожатию, хотя практически оно является универсальным и к тому же весьма важным для восприятия.

Доброжелательное рукопожатие крепкое, но безболезненное; сопровождается взглядом в глаза и улыбкой; осуществляется правой рукой; длится не более двух-трех секунд. Не нужно пожимать руку все время, пока вас представляют, и использовать рукопожатие, чтобы притянуть человека к себе.

Рукопожатие необходимо выполнять в следующих ситуациях:

  • если другой человек протягивает вам руку;
  • если вы встречаете кого-либо;
  • если вы приветствуете гостей или хозяйку дома;
  • если вы возобновляете знакомство;
  • если вы прощаетесь.

Во время беседы необходимо не только внимательно слушать, но и выглядеть внимательно слушающим. Это достигается при помощи языка тела. Смотрите на говорящего, слегка наклонившись вперед.

  • не сутультесь, но и не стойте по стойке смирно;
  • не складывайте руки на груди;
  • не рассказывайте длинные скучные анекдоты;
  • не смотрите, как другие люди перемещаются по комнате, в то время как кто-то говорит с вами;
  • не переполняйте свой разговор непонятными и загадочными словами.

В полном конкуренции мире бизнеса недостаточно быть вежливым. Нужно быть готовым к управлению кризисными ситуациями, личными конфликтами, критикой и другими проблемами, когда люди собираются в одном месте для выполнения какой-либо работы.

Если вы являетесь руководителем и согласно своей должности должны координировать работу подчиненных, может случиться так, что кто-то выполнит свою работу ненадлежащим образом. В таком случае не избежать критики. Однако и здесь следует обратить внимание на несколько правил:

  • критикуйте только наедине и ни в коем случае не при свидетелях;
  • критикуйте проблему, а не человека;
  • говорите конкретно;
  • цель критики — улучшить работу, а не уничтожить доверие.

Воспринимая критику, не изворачивайтесь и не прячьтесь. Если критика необоснованная, вы имеете право сказать об этом, но только спокойно. Если критика переходит в нанесение личной обиды, не отвечайте тем же.

Воспитанный человек всегда отметит, что коллега сегодня хорошо выглядит. И снова, прежде чем сделать комплимент, вспомните о правилах:

  • будьте искренними;
  • будьте конкретными;
  • комплименты нужно говорить вовремя;
  • не делайте сравнений.

Принимая комплименты:

  • просто скажите «спасибо»;
  • не скромничайте и не говорите что-то вроде: «Какая ерунда!»;
  • не говорите, что вы могли бы сделать еще лучше при большем количестве времени;
  • не модернизируйте комплимент со своей стороны.

Будьте внимательны к коллегам. Если кто-то долго болеет, позвоните ему или навестите. Постарайтесь влиться в коллектив. Если на работе принято пить чай или кофе, поздравлять с днем рождения, участвуйте во всех мероприятиях, помогайте в их организации. Тем, кто собирает деньги на подарок имениннику, не следует настаивать, если кто-то из коллег отказывается сдавать деньги.

В ответ на поздравления обычно предлагается угощение, однако нежелательно устраивать слишком пышных торжеств на рабочем месте. Не старайтесь поразить окружающих своей щедростью и кулинарными талантами.

2. Руководителю

Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы, что в итоге даст положительные результаты в виде повышения производительности труда нового сотрудника, улучшения психоэмоционального состояния коллектива в целом. Поскольку, как показывают исследования, до 90% уволившихся с работы в течение года приняли это решение в первый день своей работы.

Процесс адаптации — это двухсторонний процесс. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в компании, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы.

В процессе адаптации сотрудника в коллективе можно выделить четыре этапа.

Первый этап — оценка уровня подготовленности новичка. Она необходима для разработки программы адаптации. Если сотрудник имеет опыт работы в соответствующих структурных подразделениях, период его адаптации будет минимальным. Однако, поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, новичок неизбежно попадает в незнакомую для него ситуацию. Адаптация должна включать знакомство с персоналом, особенностями коммуникации, правилами поведения.

Второй этап — ориентация. Этап предполагает практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций и экскурсий, в ходе проведения которых должны затрагиваться вопросы о политике организации, оплате труда, дополнительных льготах, технике безопасности, экономических факторах, процедуры, правила, предписания, формы отчетности, рабочие обязанности и ответственность.

Третий этап — действенная адаптация. Состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе полученные знания об организации.

Четвертый этап — функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если процесс регулировать, то этап может наступить через несколько месяцев.

Сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

Традиционно в программе адаптации выделяют три основных направления.

1. Введение в организацию

Организация — это идентифицируемая социальная общность, члены которой преследуют разделяемые всеми множественные долгосрочные цели, полагаясь на осознанные и координируемые действия и межличностные отношения. Решая вступить в организацию, человек определяет, что он может внести — умения, действия, способности, потенциал. При наличии альтернативы выбирается организация, которая имеет ценности и убеждения, близкие человеку. Работодатель привлекает сотрудника для выполнения определенных задач и одновременно подкупает его как личность. Ожидания сотрудника и работодателя со дня вступления в организацию будут представлять собою компромисс. Любая организация основывается на компромиссах.

Еще до решения принять предложенную работу человек пытается представить себе, какой она будет. Снизить болезненную неопределенность в первые дни работы можно только быстрым усвоением всей относящейся к делу информации. Если вы представлены сами себе, на сбор и анализ уходят месяцы. Поэтому выход может быть только один — адаптироваться, адаптироваться и еще раз адаптироваться.

Процесс вхождения сотрудника в организацию исследователи разделяют на четыре стадии.

  • Стадия 1. Ожидание. Фаза предшествует реальному вступлению в организацию. Чем меньше удается узнать на этой стадии, тем выше вероятность того, что не придется надолго задерживаться в организации. Работодатель заинтересован говорить правду во время собеседования при отборе на должность.
  • Стадия 2. Формальное вступление. Чем важнее для индивидуума социальная защищенность, система структурированных отношений и прочное положение, тем с большей готовностью усваиваются формальные сигналы об ожидаемом от него поведении. За несколько часов принятый на работу сотрудник в явной или неявной форме принимает общие цели организации, соглашается с задачами, которые должен будет решать, и т.д.
  • Стадия 3. Усвоение ожиданий коллег. Неформальные ценности, нормы и ожидания столь же важны, как и формальные. Через вербальные и невербальные сигналы неформальных или дружественных взаимоотношений приобретается социальная поддержка и опора своей индивидуальности. Вскоре групповые нормы, касающиеся трудовой деятельности, темпа работы, одежды и т. д., добавляются к пониманию роли, которую надлежит играть в организации.
  • Стадия 4. Завершение процесса вступления в организацию. К этому времени сотрудник должен ощущать себя достаточно комфортно. Прошел стресс, вызванный вступлением; известны формальные и неформальные ожидания; мы вносим вклад в общее дело. В свою очередь, мы получаем, как и было согласовано при приеме на работу, регулярную заработную плату. Мы можем использовать вербальные и невербальные сигналы, чтобы убедить других привести формальные требования в большее соответствие с нашими ожиданиями. Успешное вживание в социальную роль должно заключаться в удовлетворенности работой. Роль включает в себя одновременно формальные, технические, неформальные и личные ожидания в отношении работы. Некоторые считают, что организация — это коллектив актеров, играющих роли ради достижения определенной цели. Одним сотрудникам вхождение в роль дается легко, другим с трудом. По этой причине исполнение ролей никогда не может приносить полного удовлетворения. Здесь следует учесть вероятность проявления некоторых ситуаций, связанных с ролевой адаптацией.

Процедура введения в организацию должна способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь. От процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли они испытывать чувство приверженности к ней или же у них сложится негативное представление о компании.

Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его полной информацией. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах, структуре организации, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений.

В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требования и ожиданий со стороны компании.

2. Введение в подразделение

Обычно руководитель просит одного из сотрудников оказывать помощь новому работнику на первых порах. Для быстрого решения проблем и преодоления трудностей, которые могут встретиться новичку в первый день работы, руководитель подразделения может предложить зайти к нему в кабинет в конце рабочего дня и поделиться впечатлениями о том, как прошел его первый день на новом рабочем месте.

3. Введение в должность

Информация, которую необходимо сообщить новичку:

  • кто является непосредственным начальником и вышестоящим руководителем;
  • каковы требования к продолжительности рабочего дня, что считается поздним и ранним уходом с работы;
  • кто входит в команду, куда зачислен новичок, и каковы обязанности каждого из них;
  • как следует общаться с ними новому члену организации;
  • в чем состоит вклад команды в работу фирмы в целом;
  • какие карьерные возможности открываются в фирме;
  • как планируется повышение квалификации и профессиональный рост;
  • как функционирует система вознаграждений, включая заработную плату, премиальные, оплату отпусков, пенсионную программу.

Вторая задача процедуры введения в должность состоит в том, чтобы добиться от нового сотрудника лояльности и приверженности фирме. Этот аспект программы, определяющий в известной степени продолжительность его пребывания в компании. Тактика менеджера должна увлечь и заинтересовать новичка.

Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичками после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и основными функциональными обязанностями. Непосредственный руководитель раскрывает основное содержание профессиональной деятельности и то, какой вклад работа нового сотрудника вносит в общий успех организации. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность.

При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:

  • Коллеги нового работника и их задачи. Все ли сделано для эффективного сотрудничества?
  • Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней. Готов ли новый работник к успешному их выполнению?
  • Требования, предъявляемые к его работе, степень его ответственности за результаты работы. Достаточно ли хорошее представление о них имеет новый работник?
  • Кто отвечает за его обучение в подразделении. Достаточно ли четко новый работник видит эту связь?
  • Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва. Насколько хорошо осведомлен новый работник об основных требованиях внутреннего распорядка?
  • Где должны храниться его личные вещи?

Теплый прием, правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволяют ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей, направляют его работу с полной отдачей сил на благо организации.

На практике чаще всего используются две модели адаптации.

Первая модель — адаптация при приеме на работу. Сразу после приема на работу необходимо сформировать у новых сотрудников устойчивое положительное отношение к корпоративным стандартам и процессам, а также активизировать и поддержать персональные навыки применения стандартов в рабочих стандартных и нестандартных ситуациях.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • ознакомить сотрудников с корпоративными стандартами компании;
  • сформировать устойчивое активно-положительное отношение к корпоративным стандартам компании;
  • сформировать персональные навыки применения корпоративных стандартов в рабочих ситуациях.

Вторая модель — адаптация в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Сотруднику часто приходится адаптироваться, работая в одной и той же компании, в ситуации изменяющихся условий профессиональной деятельности. Компания должна постоянно отслеживать уровень и динамику удовлетворенности у сотрудников, для того чтобы иметь возможность воздействовать на мотивацию путем применения специальных технологий.

www.klerk.ru
CATEGORIES