Наказание детей в семье

Бить или не бить? Как в разных странах решают вопрос телесных наказаний для детей

В Японии хотят полностью запретить любые физические наказания для несовершеннолетних. Тема телесных наказаний в этой сфере вообще одна из самых спорных: одни считают, что бить детей недопустимо ни при каких обстоятельствах, другие не видят без этого процесс воспитания. Как решают эту проблему в разных странах мира и на чьей стороне правда — разбирался Царьград

Японское правительство одобрило поправки в закон о жестоком обращении с детьми, вводящие запрет на любые телесные наказания для несовершеннолетних. Парламент должен будет рассмотреть их 1 апреля. Если норму примут, детей не смогут наказывать не только опекуны, соцработники и близкие родственники, но и родители.

Поправки были предложены после резонансного дела об убийстве 10-летней девочки своим отцом. В конце января маленькая Миа Курихара была обнаружена мёртвой в ванной собственного дома, после продолжительных издевательств отца.

При этом девочка задолго до смерти жаловалась на насилие: в школьной анкете она описывала случаи истязаний и просила о помощи. Органы опеки однажды принимали девочку на непродолжительное попечение, однако после без веских на то оснований отправили домой. Даже когда Миа несколько месяцев не появлялась в школе, никто не придал этому значения. Только в январе в органы опеки поступило сообщение об отсутствии девочки на занятиях, но было уже поздно. Как стало известно позднее со слов матери, отец избивал малышку каждый день, заставлял подолгу стоять, не давал спать, будил посреди ночи ледяной водой, морил голодом…

Эта история потрясла всю японскую общественность, а премьер Синдзо Абэ открыл специальное заседание правительства для рассмотрения дела. Он поручил срочно проверить все детские консультации, а также разработать меры по более эффективной защите детей от издевательств.

Необходимо все силы направить на искоренение издевательств над детьми, имея в качестве главного приоритета защиту жизни ребёнка,

Как итог — запрещающие телесные наказания поправки в закон о жестоком обращении с детьми.

Убийство ребёнка — невообразимо жуткое преступление. После случаев, аналогичных убийству Миа Курихары, хочется запретить жестоким взрослым вообще прикасаться к беззащитным детям, чего и добиваются сейчас японцы.

Но у полной отмены телесных наказаний для детей есть множество противников. Они считают, что отшлёпать ребёнка за серьёзную провинность — можно и нужно. Дать по губам за бранные слова, поставить в угол за разбитую посуду, съеденную банку варенья или двойку в школе — в этом нет криминала. А вот если предоставить неразумному дитю возможность жаловаться по любому поводу в органы опеки, и у родителей начнут несправедливо отбирать родительские права и сажать в тюрьму, это будет плохо как для них, так и для самого ребёнка. Ведь малолетнее чадо, обидевшееся на своих родителей, не осознаёт последствий своих жалоб.

Зарубежный опыт

Во многих современных странах телесные наказания в семье находятся под запретом. Так, согласно сайту «Глобальной инициативы по прекращению телесных наказаний детей» (The Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children), физические наказания детей запрещены в большинстве стран Европы. В частности, в Австрии, Венгрии, Германии, Дании, Исландии, Испании, Латвии, Литве, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Португалии, Польше и других.

В Латинской и Центральной Америке ряд стран также полностью отказался от физических наказаний несовершеннолетних. Это, к примеру, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Бразилия, Гондурас, Коста-Рика, Парагвай, Перу.

А вот азиатские страны более строги к своим детям: обе Кореи, Китай, Индия, пока ещё Япония и другие страны не видят в телесных наказаниях в семье никакого криминала.

Значит ли это, что запрет на любые физические наказания — это достояние прогрессивного человечества, часто ассоциируемого с Европой, а отсутствие этого запрета — мракобесные пережитки тоталитарных режимов? Нет.

Запрета нет и в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Бельгия, Италия, Канада, США.

Так, на Бельгию даже неоднократно жаловался Комитет против пыток ООН, однако правительство страны раз от раза отвечало, что существующее законодательство и так адекватно защищает детей. При этом в Бельгии гарантируется защита моральной, физической и сексуальной неприкосновенности ребёнка, но не запрещаются все телесные наказания.

В Великобритании законодательно оправдано «разумное наказание». Как и другим европейским странам, Великобритании также часто ставилось в укор отсутствие полного запрета телесных наказаний. Однако все рекомендации на этот счёт правительство планомерно отвергало. Отчитываясь перед Комитетом по правам ребёнка ООН в 2014 году, в правительстве Британии заявили, что «не оправдывают никакого насилия в отношении детей», но при этом «не считают лёгкий шлепок насилием». Также правительство заявляло, что оно «не должно вмешиваться в то, как родители воспитывают своих детей, пока ребёнок не подвергается риску жестокого обращения».

В Канаде в Уголовном кодексе есть статья 43, гласящая: «Каждый школьный учитель, родитель или лицо, стоящее на месте родителя, вправе применить силу в порядке исправления к находящемуся на его попечении ученику или ребёнку, если сила не превышает разумного в данных обстоятельствах». При этом нельзя наказывать с применением силы детей до двух или после 12 лет, унижать достоинство ребёнка, бить его линейкой или ремнём, а также по голове. Но блюстителям детских прав этого мало, поэтому сейчас в парламенте Канады рассматривается законопроект об отмене этой статьи. Но пока там разрешены разумные телесные наказания.

В США физические наказания для детей в семье также законны во всех штатах. При соблюдении трёх условий: применяемая сила должна быть разумной; она должна применяться во благо несовершеннолетнего — в виде наказания за проступок или с целью его предотвращения; наказание не должно причинять существенного вреда здоровью, за исключением проходящей боли, и психике ребёнка.

А как в России?

В нашей стране общественные обсуждения и законодательные прения по поводу телесных наказаний для несовершеннолетних разгорелись в 2016–2017 годах. Началось всё с принятия поправок к статье 116 УК РФ («Побои»), которые перевели побои в отношении чужих людей из уголовного в административное поле. А вот насилие в отношении близких родственников оставалось уголовно наказуемым. То есть, условно, можно было ударить чужого ребёнка и отделаться штрафом, а за применение силы к своему уже «светил» срок.

Это вызвало широкий общественный резонанс, многие родители возмутились против «закона о шлепках», как тогда назвали принятую меру в народе. Было собрано 200 тысяч подписей недовольных, свою критику высказывали сенаторы и депутаты, в частности Елена Мизулина, Людмила Бокова, Галина Карелова, Ольга Баталина, Ольга Окунева и другие.

Из-за принятия нового закона внутрисемейные побои стали более опасными, чем побои чужих людей. Это вопиющая несправедливость, нарушен принцип соразмерности и справедливости наказания, а также равенства граждан перед законом по семейному признаку,

— аргументировала свои претензии член СФ Елена Мизулина.

В итоге под давлением общественности и чиновников в 2017 году побои в семье были декриминализованы, то есть переведены в административный кодекс — но при условии, что они были совершены впервые. Теперь при первом нанесении побоев близкому родственнику без причинения вреда здоровью человек может быть арестован на срок от 10 до 15 суток, либо будет обязан заплатить штраф в размере от 5 до 30 тысяч рублей, либо привлечён на обязательные работы на 60-120 часов. При повторном избиении — преследование по уголовному законодательству.

При этом, согласно опросу «Левада-Центра» за 2017 год, физические наказания для детей считают нормой 32% наших граждан. С каждым годом их доля падает: в 2013 году применять силу при воспитании детей были готовы 45% респондентов, а в 2015 — уже 38%. То есть многие жители нашей страны, если верить опросу, сами сознательно отказываются от телесных наказаний — без всяких законов.

А протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая однажды на вопрос зрителей Царьграда, призвал различать наказание и избиение:

В дозированном виде это вполне испытанный верный способ, имеющий библейские основания. Но здесь нужно исключить наказание в гневе, когда человек не контролирует свою силу. Когда сила удара превышает необходимость всякую. Когда это уже не наказание, а избиение, конечно, это грех. Если совсем отказаться от воздействия на ребёнка словом и делом, это опасно. Когда он лезет куда-то, пока ты ему объяснишь, что здесь огонь, здесь ток… Тактильные вещи заменят лишний разговор. Но избиение, издевательства, домашнее насилие — это грех.

То есть обыкновенный шлепок или подзатыльник нормальному и здоровому ребёнку не наносит травмы, а предостерегает его, помогая развиваться правильно. И это для многих родителей очевидно. Реакцию простого русского человека на это можно описать недоумённой фразой Степана Леднёва из советского фильма «Большая перемена»: «Так что же, я своему ребёнку по заднице не могу дать?»

А вот когда родитель исступлённо и регулярно избивает своё чадо, как отец несчастной японской девочки Миа Курихары, это должно преследоваться по уголовному кодексу, так как наносит очевидный вред здоровью. И в российском законодательстве такие деяния преследуются по статьям 111, 112 и 115 УК, а виновные наказываются лишением свободы до 15 лет. Так что не стоит выдумывать новых норм, плодить бюрократию и открывать двери российских семей для холодной и подчас безжалостной ювенальной юстиции, которая даже простой подзатыльник может расценить как насилие над ребёнком.

Наказание детей в семье
tsargrad.tv

Как можно и как нельзя наказывать ребенка

Наказание ребенка за проступки – один из методов воспитания, к которому прибегают даже самые терпеливые родители. Психологи утверждают, что оно должно стать уроком, позволяющим малышу осознать ошибку, научиться нести ответственность. Существуют определенные правила, как не нужно наказывать детей, чтобы не столкнуться с ухудшением ситуации.

Многие родители совершают серьезную ошибку, наказывая ребенка за малейшие нарушения, плохие оценки. Таким способом они пытаются заставить малыша осознать, что подобное поведение недопустимо, не одобряется окружающим обществом. Постепенно он привыкает к негативной реакции взрослых, продолжая совершать проступки после очередного выговора.

Маленькие дети не понимают, что такое хорошо, почему нельзя брать чужие вещи, делать определенные поступки. Задача родителей – научить малышей нести ответственность за совершенные действия, думать о последствиях. Психологи советуют искоренять термин «наказание», чтобы избежать негативных последствий:

  • появления у ребенка тревожности и раздражительности;
  • формирования вредной привычки врать, чтобы избежать ссоры с родителями;
  • появления скрытых обид, которые выплескиваются в агрессию, драки в школе.

Если ребенок разбил вазу или тарелку, вежливо и без крика попросите убрать осколки. Спокойным тоном расскажите, что он испортил дорогую вещь и теперь нужны деньги для исправления ситуации. На время ему придется остаться без конфет или отложить покупку желанной игрушки, чтобы купить новую вазу. Важно донести, что ограничения связаны с проступком напрямую.

Как понять, что требования к ребенку справедливы

Нередко требования к поведению или поступкам ребенка сильно завышены. Многие родители на подсознательном уровне стремятся сделать его идеальным, воспитанным, не берут во внимание особенности характера или окружения.

Скрытые причины частых наказаний:

  • Подобный способ «общения» постоянно практиковался в семье родителей, стал основой для воспитания собственных детей.
  • Ребенку не хватает внимания и любви взрослых, поэтому плохие поступки – способ привлечь внимание матери.
  • Взрослые получают эмоциональную разрядку, срываются на детях из-за собственных проблем на работе, в семье.

Возможно, для начала нужно остановиться, разобраться в личных переживаниях. Хорошую помощь оказывает посещение детского психолога, групповые занятия с другими родителями «трудных детей».

Как научить детей ответственности

Для исправления ситуации необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком. Важно ежедневно напоминать, что его будут любить в любой ситуации.

Не нужно:

  • молчать и игнорировать малыша;
  • причинять боль, проявлять агрессию;
  • говорить обидные слова и оскорбления;
  • периодически напоминать о старых проступках;
  • чрезмерно наказывать за маленькие нарушения.

Учите ребенка ответственности. Для этого взрослые предлагают соблюдение семейного устава. Простые правила должны соблюдать родители и дети без исключений. Важно без крика объяснять, почему запрещено смотреть телевизор более 2 часов в день, играть за компьютером вместо уроков.

Психологи рекомендуют чаще общаться с детьми, предупреждать, к чему могут привести негативные поступки: «Нельзя брать планшет сестры без спроса, потому что он является личной вещью, как и твои игрушки. Если хочешь, поиграть, спроси разрешения».

Ребенок должен ошибаться, чтобы научиться делать правильный выбор. Можно предложить откладывать карманные деньги на покупку новой игры. При этом предупредите малыша, что он имеет право купить шоколадку, но в таком случае придется заново наполнять копилку.

Основная ошибка родителей – наказывать ребенка, не разобравшись в ситуации. Это наносит сильные обиды, которые остаются в памяти, становятся причиной комплексов и расстройств психики, требуют лечения в зрелом возрасте.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Наказание детей в семье
econet.ru

Надо ли наказывать ребенка?

Поощрение и наказание в семье
консультация на тему

Поощрение и наказание в семье

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Поощрение и наказание детей в семье.

— Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

— Значение наказания и поощрения в семье.

1. Выяснение проблемы.

3. Практические рекомендации.

Можно предложить детям сочинить рассказ по теме: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей …»

Отдельно оформляются выдержки из рассказов детей о тех наказаниях, которые он хотел бы исключить из реалей нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих рассказов является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно, и тогда дети плачут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без уголков. Детей частот ставят в угол. Я это знаю. Ведь я волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».

Можно оформить плакат с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если …

Мне дарят подарки, если…

Мне разрешают…, если …

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно повиноваться. Но они забывают или совсем не думают, о том, что их свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, живым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с воспитателем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка: «Как поощрять ребёнка в семье»

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку, и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время игры, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, новый год и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое
Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правило второе
Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье
Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.
Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.

Правило пятое
Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.
Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?
Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.

Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

2. Давши слово — держись. Обещали — выполняйте, то есть наказывайте.
Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. «Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!» — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

4. Будьте искренни

Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.
Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.

Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.

Наказания бывают:
Физическое наказание.
Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей.
В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.

Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Отказ или отсрочка удовольствий

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.
При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

nsportal.ru
CATEGORIES