Неполная семья это

Консультация «Понятие и типы неполных семей»

Саида Гулиева
Консультация «Понятие и типы неполных семей»

Родительский дом — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни для ребенка. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, необходимо прежде всего, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утвер­ждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выда­ющихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохра­нением его психиче­ского здоровья. На это неоднократно указывали и указы­вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений, а поэтому и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Буду­щие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, вырос­ших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего су­пруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать своих мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, а следовательно, и для разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей. В том, что родительский дом испокон веку называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж. -Ж.Руссо:

«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще «забывают» о своих воспитательных функциях. Например, так называемый «челночный» бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцов­ские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Со­ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти или гибели одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, т. к. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя человека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им, считает самым замечательным на свете. Умерший отец — всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, которые не могут не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако, с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, в которой также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода.

Неполная разведенная семья, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму от того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. «Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление. Он преследует, казалось бы, гуманную цель — облегчить жизнь человека. Но почти всегда он несет негативные последствия», — отмечается в словаре по семейному воспитанию*. И эти последствия в первую очередь отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, растущих в неполных семьях, их надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. В частности, они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети «с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, «победила»! Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка».

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства своей мысли он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем, по настоянию новой жены, решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были девочки из школы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельно­сти органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер*.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках играть независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье является инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наибольшей травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на неприятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее, оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными «козлами отпущения» для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерное следствие отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери — нарастание психического напряжения у детей и появление у них аффективных расстройств. На эти особенности неполной расширенной семьи указывает А. И. Захаров, который считает, что неправильное поведение матери после развода приводит к появлению у детей (особенно у мальчиков) невротиче­ских и поведенческих нарушений.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства или же оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила. В отдельных случаях ребенок у одинокой женщины появляется на свет «незапланированным». … Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны, и ей придется одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанно­сти одинокой матери никто вроде бы не усложняет и не портит, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие люди не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и уделяет ребенку недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосуточные группы детского сада, интернаты, специализированные училища и т. п.). Такие дети почти ничем не отличаются воспитанием от тех, кто вырос вообще без родителей и провел свое детство в стенах детского дома.

«Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Примечательно, что более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака», — отмечают авторы словаря по семейному воспитанию*.

Определенные особенности существуют и в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это повышенная тревожность от повышенной ответственности, которую чувствует такая женщина. Она в свое время взяла ее на себя, решив родить этого ребенка, и всю жизнь ни с кем не делит эту ответственность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, в его семью.Она не хочет ни с кем его делить: в лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери; не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка. В худшем — не даст своему сыну или до­чери устроить личную жизнь. Мамы «разводят» своих детей, порой не сознавая пагубности этой деятельности.

Как отмечает психолог А. Я. Варга, возможен и такой вариант. Женщина, никогда не выходившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать всецело предана сыну, о мужчинах она не думает. Со временем эту пустующую психологическую «мужскую» нишу начинает заполнять подрастающий сын. Вследствие этого формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается невольно, но это очень вредно для развития ребенка.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфиче­ские особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Льготы и пособия неполным семьям в 2019 году

Неполная семья — это особая льготная категория, заслуживающая предоставления специальной помощи. Отцов или матерей, которые в одиночку воспитывают детей государство поддерживает как пособиями, так и льготами. Это связано с проблематичной обстановкой в стране и экономике, а именно очень большими ценами на приобретение или снятие нормального жилья, а также отсутствием подходящей и достаточно хорошей работы.

В этой статье мы разберем что такое неполная семья и какие льготы и пособия ей положены в 2019 году.

О неполной семье

На сегодняшний день в российских законах определения так называемой неполной семье нет. Раньше действовало определение ПП РФ от 2006 года, в котором было сказано, что это семья, которая состоит из одного родителя, а также одного или больше детей. Однако в 2008 году данное постановление прекратило действовать.

Как правило, неполной считается та семья, где ребенок растет и воспитывается лишь каким-то одним из своих родителей. На сегодняшний день данный статус имеют:

  • Женщины с ребенком, не состоявшие в брачных отношениях, в случае если над малышом отцовство не было установлено.
  • Родитель, который признан судебным решением пропавшими без вести.
  • В случае усыновления ребенка одиноким родителем.
  • Расторгшие брак родители после рождения маленького ребенка. Вдовцы, либо же вдовы с маленькими детьми.

Согласно действующим законам Российской Федерации, неполная семья имеет данный статус до тех пор, пока родитель повторно не вступит в брак. Льготы выплачиваются таким неполным семьям в России, согласно действующим законам.

Трудовые льготы

Неполная семья в России как объект социальной работы обладает следующими льготами:

  • Отпуск без очереди. Родитель с тремя и больше детьми может в любое удобное время взять свой законный оплачиваемый отпуск.
  • Запрет на возможное увольнение. Уволить одинокую мать или отца с ребенком до четырнадцати лет или до восемнадцати лет, если ребенок является инвалидом, работодатель по своему желанию не может. Работника могут уволить только в случае ликвидации предприятия, если он постоянно не исполняет собственные обязанности.
  • Работодатель может установить одинокой матери или отцу неполный рабочий день. Заработная плата в таком случае будет соответствовать отработанному времени или объему работы. Как правило, данную льготу выбирают мамы, чтобы забирать своего ребенка из школы или детского садика вовремя.
  • Одинокая мать или отце легко может отказаться от внеурочной работы.
  • Дополнительные четырнадцать суток отпуска. Одинокий родитель с маленьким ребенком до четырнадцати лет имеет право на двухнедельный дополнительный и оплачиваемый отпуск. Причем этот период времени можно взять отдельно, или же просто присоединить к оплачиваемому.
  • Родителю с ребенком-инвалидом в месяц в дополнение дается четыре оплачиваемых выходных дня. Потребуется написать заявление, чтобы воспользоваться такими выходными.

Помощь государства одиноким женщинам с детьми

Эта категория имеет право на следующие льготы для неполных российских семей:

  • Скидка 50 процентов на оплату различных коммунальных услуг.
  • Стипендия, если женщина очно обучается.
  • Законный представитель ребенка, при разводе, может взыскать алименты. Это делается, чтобы несовершеннолетние имели возможность хорошо питаться, нормально одеваться, организовывать собственный досуг.
  • Пенсия на счет ребенка, если его отец умер или был признан погибшим.
  • Специальное пособие на ребенка – 40% от зарплаты, за два года работы.

Льготы для детей без матери

В настоящее время воспитанием маленьких детей занимаются как матери, так и в отдельных случаях, отцы. Так бывает, когда именно отец является представителем своего ребенка. В такой ситуации льготы для детей из российских неполных семей бывают следующими:

  • На полностью бесплатное питание в детском садике а также с частичной оплатой в любой российской школе.
  • Получение медикаментов по рецепту врача из специального списка.
  • В случае смерти матери, ребенок имеет право на специальное пособие.
  • Скидки на посещение садика для детей, а также получение официального места вне очереди.

Нельзя не заметить, что для быстрого получения описанных выше льгот, семья должна быть малоимущей.

Неполная семья это
poterya-kormiltsa.ru

Неполная семья. Какая она?
консультация на тему

Неполная семья. Какая она?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей: «Неполная семья. Какая она?»

– раскрыть понятие «неполная семья»;

– дать понять основные функции матери и отца;

– показать негативное влияние неполной семьи на детей обоих полов.

Ход тренинга психолога для родителей в детском саду

1. Игра – знакомство «И это-прекрасно»

Цель: знакомство участников группы; осознание ответственности перед своими близкими, осмысление действенной заботы.

Родители становятся в круг. Психолог произносит образец обращения к группе: «Меня зовут Елена Николаевна. Я люблю угощать свою семью вкусными пирогами». Другие родители делают жест одобрения (большой палец поднят вверх, остальные сжаты в кулак) и хором говорят: «И это-прекрасно». Каждый из родителей обязательно сообщает что-то, связанное с его заботой о своей семье и получает одобрение других родителей.

2. Информационная часть

Психолог: Семья – ячейка общества, малая социальная группа, члены которой связаны брачными, родственными отношениями и общим бытом.

Семья осуществляет связь поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи; это переменная группа людей с иерархической структурой, определенным циклом развития, стереотипными формами поведения.

Основные функции семьи:

– Репродуктивная – рождение детей;

– Экономическая – общественное производство средств для жизни, ведения собственного хозяйства, наличие собственного бюджета, организация потребительской деятельности;

– Воспитательная – социализация ребенка;

– Коммуникативная – организация внутри- и вне семейного общения;

– Гедонистическая – наличие у человека биологической и сексуальной потребности, удовлетворение которой является такой же необходимостью, как и удовлетворения жажды и голода;

– Реакционная и психотерапевтическая – безусловное принятие каждого члена семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевания и т.д.) не может самостоятельно регулировать собственное поведение в соответствии с социальными нормами;

– Восстановительная – укрепление здоровья и долголетия членов семьи. Это важный фактор физического и психологического благополучия человека;

– Досуговая – организация рационального досуга, удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга;

– Информационная – получение членами семьи информации об окружающей среде.

Неполная семья – это семья, в которой нарушены брачные отношения и определенные функции. Это семья, в которой ребенок, дети проживают с одним из родителей.

Среди зарубежных исследователей вместо термина «неполная семья» употребляется понятие «семья с одним родителем», поскольку оно точно отражает сущность, ибо неполными могут быть, например, семьи без детей.

Виды неполной семьи:

– Разведенная (образуется в результате развода);

– Полусиротская (смерть одного из родителей);

– Внебрачная (рождение ребенка вне брака);

– Приемная (усыновление ребенка);

– Дистанционная (семья является юридически полной, но один из родителей длительное время проживает на расстоянии от семьи; создается в результате длительного пребывания на заработках или после заключения одного из родителей в тюрьму).

3. Мозговой штурм «Функции отца и матери»

Участникам занятия предлагается назвать по кругу по 2 основные, по их мнению, функции отца и матери в семье.

Психолог. Функции матери и отца, возможно, сначала почти одинаковые, однако, постепенно с взрослением, ребенок начинает понимать различия. Мать является для ребенка источником удовлетворения его потребностей, моделью построения знаний о мире, концепцию представлений о себе, отец же – источником безопасности, защиты, поддержки, регулятором контроля и поведения. Мать формирует эмоциональный фон психосоциального развития ребенка, отец способствует формированию волевых качеств, делает ребенка более организованным, дисциплинированным и независимым. Влияние матери связано с лаской, нежностью, любовью и заботой, а влияние отца – с воспитанием через игру, визуальное внимание. Дети, которые много играют с отцом, особенно если в играх присутствуют элементы риска и исследования, становятся более способными к обучению. У детей высокие показатели психомоторного и умственного развития, в общем, у них есть возможность для оптимального развития, если их родители удовлетворяют потребности ребенка.

За формирование у ребенка социального интереса ответственный отец. Он должен относиться к детям как к равным и быть положительно настроенным на отношения с женой, работу, общество, активно участвовать в воспитании детей. В то же время ему следует избегать эмоционального отчуждения и родительского деспотизма, потому что эти две ошибки имеют одинаковые последствия: дети, которые испытали на себе такие недостатки родительского воспитания, пытаются в будущем достичь личностных преимуществ перед социальными. Родители больше способствуют усвоению гендерных ролей. У хорошего, любящего отца сыновья вырастают настоящими мужчинами, энергичными и уверенными в собственных силах. Родительская любовь способствует формированию чувства женственности у девочки. По выражению известной российской феминистки М. Арбатовой, «уверенной в себе девочку делают любящие глаза отца». Приоритет материнской любви приводит к закреплению инфантильных черт у ребенка и в соответствии с проблемами социального становления. Приоритет родительской любви отражается на развитии эмоциональной сферы ребенка, способности к проявлению чувств.

Отцы чаще играют с детьми, а матери больше занимаются подготовкой их к жизни и обсуждают с ними межличностные вопросы. Матери чаще требуют послушания и подчинения, применяя порицания, вызывают чувство вины, тогда как отцы – применяют сильные, уверенные стратегии. Активная воспитательная позиция отца улучшает психосоциальную адаптацию ребенка.

4. Упражнение (технология микрофон) «Закончи предложение»

Сначала, давайте дадим ответ на простые вопросы:

– Кто такой ребенок?

– Кто такие родители?

Родители по очереди заканчивают предложения:

– Родители и дети – это .

Вывод. Родители и дети – это семья. Родительское отношение к ребенку – система разнообразных чувств, привычных моделей общения с ним, особенностей восприятия его поступков.

5. Раздача родителям памяток и буклетов

«Последствия неполной семьи для мальчиков и девочек». См. приложение ниже.

6. Обратная связь

Родители продолжают предложение: «Сегодняшняя встреча для меня . » или «Сегодня я . ».

Участники с улыбкой благодарят друг друга.

Приложения к тренингу

Буклет для родителей «Влияние развода родителей на детей дошкольного возраста»

Даже младенец способен остро испытывать стресс, который переживает во время развода мать, результатом реакции на ее депрессивное состояние может быть смерть ребенка; у детей

депрессивных матерей депрессивное настроение наблюдалось уже в 8-месячном возрасте, они становились более раздражительными, их труднее успокоить по сравнению с другими детьми. У детей дошкольного возраста появляются признаки стресса, в частности тревожности, страха отделения, что проявляется в навязчивости, повышенной потребности во внимании со стороны взрослых, регрессивных формах поведения (сосание пальца, энурез, пр.)

Дети в возрасте 2,5-3,5 лет реагируют на развод плачем, расстройством сна, страхами, снижением познавательной активности; дети 3,5-4,5 лет – повышенным уровнем агрессивности, заниженной самооценкой и чувством вины. У 5-6 летних детей после развода наблюдается усиление агрессии, тревожности и раздражительности. Эти дети уже осознают те изменения, что повлечет за собой развод, способны рассказать о своих чувствах, о печали за отцом и желании его возвращения.

Памятка для родителей «Последствия неполной семьи для мальчиков и девочек»

Последствия для мальчиков

Последствия для девочек

Мальчики, выросшие без отца, более агрессивны, менее контактные, склонны признавать авторитет женщины, раньше начинают половую жизнь, тяготеют к частой смене партнеров, поскольку не способны к стойким отношений с представительницами противоположного пола; у них бывают трудности с половой идентификацией и поиском собственной идентичности – усваивают вульгаризированный псевдо мужской стиль поведения; таким юношам присуща конфликтная самооценка: с одной стороны, повышенное недовольство своим качествам, а с другой, игнорирование негативной информации о себе.

У девушек, которые выросли без отца, искаженные представления о браке, семейных отношениях и мужчинах, есть проблемы с установлением контактов с представителями противоположного пола; они склонны к ранней половой жизни и неразборчивы в выборе полового и брачного партнеров. Девочка, которая недополучила родительской ласки и тепла, будет всегда его искать у чужих мужчин. Женщины, которые в детстве недополучили ласку и заботу от матери, склонны использовать карательные средства воспитания и срывать свой гнев на детях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От структыры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей.

Воспитание ребенка в неполной семье По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста -.

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями.

Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей. Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отно.

Тренинг для родителей: «Неполная семья. Какая она?».

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог.

Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем. “Материнская” семья сегодня среди неполных семей по – прежнему наиболее распространена. Каждая неполная.

nsportal.ru

Неполная семья

Арина Покровская, психолог, правозащитник:

Что такое неполная семья

За последнее время в нашем обществе многое изменилось, в том числе семья и ее формы. Возросло число детей, рожденных вне брака, увеличилось количество разводов. Как следствие, привычны стали так называемые неполные семьи.

Неполные семьи – это та категория семей, где одинокий родитель проживает с ребенком или детьми несовершеннолетнего возраста и несет за детей основную ответственность: моральную и материальную.

Взгляд психолога: основные проблемы в неполной семье

В России неполные семьи в подавляющем большинстве – это мамы с детьми. Случаи, когда с несовершеннолетними детьми остаются отцы, пока единичны. Тем не менее проблемы в неполных семьях обоих видов бывают схожими.

Главная сложность заключается в том, что у ребенка, рожденного от двоих родителей и предназначенного самой природой к тому, чтобы набираться опыта от двоих, один родитель находится «вне зоны доступа». И если мы берем семью – хотя и неполную формально, но такую, где второй родитель близко, «на подхвате», поддерживает ребенка морально и материально, видится часто с ним и отношения в порядке, – то с этой семьей, скорее всего, все хорошо, и у нее не больше трудностей, чем у любой полной.

Мы поговорим о сложностях в действительно неполной семье.

С отсутствием второго родителя обычно связан ряд проблем:

– Внешнее восприятие семьи: адресованные ребенку вопросы «Где твой папа?», «Почему мама не живет с вами?» и пр., при случае брошенное одинокому родителю «ну конечно, ребенок-то без матери растет» или «безотцовщина, чего от него ждать».

– Внутреннее ощущение неполноценности семьи: для взрослого это часто нехватка поддержки и чувство одиночества, переживания по поводу возможных отношений с новым партнером, мысли типа «что я могу дать ребенку одна» и пр.

Для ребенка это может быть заниженная самооценка, постоянные мысли о том, что «со мной что-то не так, раз мама меня бросила», «папа ушел от нас, и теперь он плохой, а я похож на него и скучаю, значит, я тоже плохой»…

– Усталость одинокого родителя: моральная и физическая, нехватка денег, времени и иных ресурсов. Это взаимосвязано с психикой и может становиться как причиной, так и следствием психологических проблем.

Как справиться со сложностями

Направляя взгляд именно на семью (пусть и названную неполной) как на целое и не фокусируясь отдельно на проблемах ребенка или одинокого родителя, можно выделить несколько правил, которые позволят уравновесить ситуацию.

1. Потребности взрослого всегда важнее

Сейчас такой подход не в моде, однако это так. Именно на взрослого опирается ребенок или дети, именно взрослый должен быть способен справляться со всеми сложностями неполной семьи и другими. Поэтому в фокусе нашего внимания прежде всего взрослый.

Что можно делать родителю, который остался один с ребенком (или детьми), для себя самого?

Нужно идти от простого к сложному. Сначала постараться удовлетворять основные физиологические потребности – еда, сон, приятная физическая активность. Стоит усвоить для себя, что это важно не только для родителя, но и для ребенка, – быть надежной опорой и подавать достойный пример. Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок вырос и, как и вы, не досыпал, не обращал внимания на свое здоровье и не заботился о себе?

Также нужно замечать и уделять внимание потребностям взрослого в общении, поддержке, в развитии и пр. Так вы не только восполните свои ресурсы и научите тому же ребенка, но и увереннее будете ощущать себя в обществе – в школе, на работе и среди друзей.

2. Делите с ребенком хорошее

Это о том, что можно разделять с ребенком, – например, прогулки в парке, поход на фотовыставку или катание на роликах с друзьями. А также ваше хорошее настроение, интересные мысли и идеи, планы и мечты.

  • Родители, помните, что, пока дети маленькие, это прекрасный шанс снова побывать в собственном детстве и даже его улучшить. Взрослые, не отказывайте себе в удовольствии покататься с горки, на качелях, построить в песочнице роскошный замок или погонять мяч! Это будет не только отличной разрядкой и снятием стресса для вас, но и важным мостиком между вами и ребенком.

Однако не стоит заставлять себя играть в то, что не нравится – это не принесет пользы ни вам ни ребенку.

3. Будьте искренними с ребенком

Не нужно делить с детьми вашу злость на бывшего мужа или страх, что вы не проживете на эту зарплату. Но говорить о причине вашего настроения нужно!

Дети очень чувствительны, но они не экстрасенсы. Если вам плохо, но вы молчите о причинах, ребенок может связать это с собой, а не с зарплатой. А так как он усвоил от вас, что делиться проблемами не надо, то вы можете узнать об этом от него лет через 20, когда он пройдет свою психотерапию.

  • Говорите о себе простыми словами, удерживаясь от обвинений или сарказма в адрес других, без стеснения плачьте или злитесь, но завершайте уверением, что ребенка вы любите и со всем обязательно справитесь. И обниматься – обязательно! Так ребенок поймет, что выражать свои чувства и не умереть от инфаркта в 50 лет – это нормально; принимать себя можно даже если злишься; мир не идеален, но со всем можно справиться и пр.

К тому же от открытой позиции уровень вашего стресса снижается, а доверие ребенка к вам и миру повышается. Ведь вам не приходится изображать каменную маску из серии «Я-же-сказал-что-все-хорошо!» (произносить сквозь зубы). А ребенку не приходится пытаться в эту маску поверить.

4. Подарите ребенку возможность быть «целым» – разрешите ему помнить и любить отсутствующего родителя

Этот дар для многих выглядит почти роскошным. И потому не таким уж и нужным. «Накормить бы и одеть, пока этот … нехороший человек свою жизнь устраивает!». Тут не до роскоши…

  • Однако помните, что ребенку дали жизнь оба родителя, и каким-то образом в его психике должны ужиться оба. В чем-то ваша дочь или сын будут похожи на вас, а в чем-то – на того самого, который «ушел», «бросил» и даже «пропал без вести»… Вы можете злиться на это, игнорировать или упрекать ребенка: «Весь в отца – никогда тарелки не помоет!», но ребенок не в силах это изменить.

Попробуйте разделить особенности ребенка и вашего «бывшего» или «бывшей». Это два разных человека. Ребенок не отвечает за него, он ваш и любит вас как может. Не заставляйте детей прятать «половину» себя, изворачиваться и страдать, но замечайте лучшее и старайтесь принять все…

Неполная семья это
soznatelno.ru

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Дата публикации: 24.06.2014 2014-06-24

Статья просмотрена: 9159 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Н. И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н. И. Федотова, М. Д. Масанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 03.12.2020).

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему».

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3–7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье заботятся о социализации своего ребёнка: об образовании, развитии ума, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Семья — это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Именно семья оказывает решающее влияние на социализацию личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Семья — это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Полная семья состоит из пары супругов с детьми или без них.

Но сегодня такая семья, особенно в городе, постепенно уступает место семье другого рода, точнее, другого, уменьшенного состава: один родитель и дети. Эту семью называют неполной (монородительской).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей проживает с ребёнком и занимается его социализацией, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Последние составляют абсолютное большинство среди подобных семей [39].

Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи и оказывают посильную помощь в социализации осиротевших детей.

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает социально-психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественно желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак, при этом не задумываясь, каким образом она сможет обеспечить полноценную социализацию своему ребёнку.

Также есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Социализация детей в такой семье обычно оказывается недостаточно полной, общение возможно только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Более того, некоторые родители вообще забывают о своих функциях по социализации ребёнка. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец (мать) чаще всего достаточно редко находятся в семье, и тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

Не каждая полная семья является средой для полноценного развития и социализации ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением детского социально-психологического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между жизнью детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [38].

В неполной семье дети не получают навыков семейных отношений, которые им будут необходимы в будущей взрослой жизни. Поэтому отсутствует для детей (будущих супругов и родителей) определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Например, будущие мужья, выросшие без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен,выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для социальных конфликтов, разводов [20].

Возможности социализации в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца (матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний характер социального развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей (отцов) монородительских семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у родителей полных семей. Нередко такая семья испытывает социально-экономические трудности [38]. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.

Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где социализацией ребенка занимается только мать (отец). Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто занимается его социальным развитием, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье, и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [39]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры социально состоявшихся прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших в неполной семье.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 за № 124 — ФЗ.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4. Декларация о правах ребёнка (1923 г.).

5. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

6. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с.10–23.

7. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. -208с.

8. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Проспект, 1996. — 355с.

9. Вареничева Т. Лишние дети // Социальная защита. — 1999. — № 5. — с.2–5.

10. Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Ершовой Н. Н. -М.: Прогресс, 1980. -206с.

11. Выхристюк О. В., Корнюшин М. А., Русакова В. Д. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей // Медицинская помощь. — 2001. — № 4. — С.6–8.

12. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.

13. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. /Отв. Ред. И. В. Силвестру., Кишинёв: Штиинца, 1993. -136с.

14. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г. А. Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

15. Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2. с.21.

Неполная семья это
moluch.ru

Неполная семья как социальная категория

Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми. При этом дети могут быть и совершеннолетними. Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и/или родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже неполная, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении [39].

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой и/или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками. Чаще всего такие семьи тоже образуются из-за полного распада родительских семей.

Приведем определение, наиболее соответствующее взгляду автора работы: неполная семья — это семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или отбывает срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой решение суда о взыскании алиментов не исполняется.

В настоящее время количество неполных семей пополняется семьями фактически раздельно проживающих супругов, за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микро перепись 1998г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных [47].

Сами неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

Основными причинами увеличения неполных семей являются:

– увеличение количества разводов;

Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Первые сведения о фактах ухода мужа от жены или жены от мужа относятся к первобытнообщинному строю. С.Я. Вольфсон называет племена ирокезов, кондов и других, у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене. Хотя фактический производитель ребенка мог быть известен, он не считался его отцом, и в случае расторжения брака все дети следовали за матерью [25]. Автор также отмечает, что в Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она возненавидит своего супруга или полюбит другого, заранее устанавливались высокие штрафы за проступки со стороны мужа, а женщине предоставлялось абсолютное право распоряжаться принесенным в дом имуществом, а также оставлять семью.

В рабовладельческом обществе разводы представляли собой естественную реакцию на порабощенное положение женщины. Рабовладельческие государства пытались сдержать распад патриархальной семьи путем жестоких репрессий.

В период феодализма в христианских странах становится сложной и редкой процедурой. Интересно, что в этот период в католических странах измена не считалась достаточной причиной для расторжения брака. Последствием адюльтера феодалы делают не развод, а материальную компенсацию, так как считалось, что измена жены – это нарушение права собственности и требует имущественного возвращения пострадавшему [25].

Что касается нашей страны, то развод в языческой Руси проходил свободно. Вопрос о нравственно – этической явления встает на повестку дня после Крещения Руси. Формируется двойственное отношение к разводу. С одной стороны, принятие христианства большинством населения означало обязательное признание святости и нерушимости церковного брака, в связи с чем даже само желание кого-то из супругов расторгнуть брачные узы должно было рассматриваться как отклонение от нормы. Закладываются основы отрицательного отношения общества к разводу, появляются запреты на возможность расторжения брака в законодательстве и первые карающие санкции со стороны церкви и государства по отношению к разведенным, масштабы явления уменьшаются. С началом образования Российского централизованного государства и вплоть до воцарения Петра I негативное отношение к разводу как к явлению девиантному, «богопротивному» усиливается.

Переход к капитализму внес коррективы в брачно-семейные отношения. С подъемом женского движения в Европе и Америке, с выдвижением идеи о недопустимости двойных моральных и юридических стандартов в отношениях между полами развод встает в повестку дня как признанная форма прекращения брачных отношений. Общественное мнение о разводах изменяется, семейное и бракоразводное право совершенствуется. Например, при изучении российской общественности к разводам в период Империи (1672-1927 гг.) может показаться, что оно стало более лояльным. Расширилось число допустимых поводов к разводу, в качестве которых признавались: прелюбодеяние, неспособность к деторождению. Неспособность к брачному сожитию, безвестное отсутствие супруга, покушение на жизнь супруга или жестокое обращение, принятие монашества, ссылка на каторжные работы с лишением всех прав состояния, двоебрачие. Болезни, даже неизлечимые, не рассматривались в качестве причины для развода. Несмотря на то, что поводы к расторжению брака в законах оговаривались, процент официальных разводов в дореволюционной России был низким [60].

Прочность института брака и, как следствие, негативное отношение к разводу в мире в целом и в дореволюционной России, в частности, укреплялись и поддерживались объединенными усилиями церкви и государства, социальными и национальными запретами, общественным мнением и предрассудками. Единичные факты разводов рассматривались скорее как исключение из общего незыблемого правила о нерушимости брака.

Революционные изменения в сфере расторжения брака происходят в XX в. После Октября 1917 г. в Советской России впервые в мире был юридически закреплен развод по требованию любой из сторон в браке.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.

Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.

– увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака;

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке [15]. В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».

Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:

– матери, родившие ребенка без мужа сознательно;

– матери, родившие ребенка без мужа вынужденно;

– матери, усыновившие ребенка, без мужа.

Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

– увеличение смертности мужчин;

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. На самом деле, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.

studbooks.net

Понятие неполной семьи и ее типы Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нафикова Г. З.

В статье раскрыто понятие неполной семьи , приводится классификация неполных семей по ряду оснований: полу родителей , форме институирования, фактическому наличию или отсутствию в семье одного из родителей . Приведенная классификация дает возможность наиболее полно охватить все типы неполных семей и рассмотреть важные подходы в изучении данной проблематики.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нафикова Г. З.

Текст научной работы на тему «Понятие неполной семьи и ее типы»

ПОНЯТИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ И ЕЕ ТИПЫ © Г. З. Нафикова

Башкирский государственный университет. Учалинский факультет.

Россия, Республика Башкортостан, 453700 г.Учалы, ул. Энергетиков, 29.

Тел.: +7 (34791) 3 97 81.

В статье раскрыто понятие неполной семьи, приводится классификация неполных семей по ряду оснований: полу родителей, форме институирования, фактическому наличию или отсутствию в семье одного из родителей. Приведенная классификация дает возможность наиболее полно охватить все типы неполных семей и рассмотреть важные подходы в изучении данной проблематики.

Ключевые слова: неполная семья, семья, родители, развод.

Переходный период, в котором оказалось российское общество, осуществляющее трансформацию социальных отношений и строящее рыночный тип общества, сопровождается не только растущей материальной и социальной поляризацией общества, но и экономическими кризисами, социальной и политической напряженностью, межэтническими конфликтами. Эти негативные процессы усугубляют и без того тяжелое положение российской семьи. В результате, российская семья не может в должной мере осуществлять свои основные функции, вследствие чего подрываются основы ее стабильности.

Постепенное разрушение российской семьи, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям традиционных ролей членов семьи: 1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин; 2) изменению структуры занятости у женщин; 3) увеличению малообеспеченных слоев населения [1].

Однако, на наш взгляд, кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и к позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций в этой сфере жизнедеятельности людей [2]. Одной из таких новых форм семьи в условиях сложнейшей демографической ситуации в России является монородительская, или неполная, семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери).

Рассмотрим, что представляет собой сегодня неполная семья, каковы ее признаки и основные типы.

Дефиниция «неполная семья» употребляется только в отечественной социологической литературе. В зарубежных исследованиях применяются другие словосочетания для обозначения типа семей, в которых по той или иной причине отсутствует один из родителей.

Обратимся к работам немецких авторов. Данный термин на немецком языке звучит следующим образом: „ипуо1Ыаеп^е ГашШе” – что в дословном переводе означает «семьи одиноких родителей» [3]. В немецком языке мы можем также встретить термин „етекегПашШе”, что означает «семья с одним родителем». Это значение данного термина близко к предмету нашего исследования.

В англоязычной литературе мы встречаемся с термином „one-parent family” – «семья с одним родителем». К такому типу семьи английские исследователи относят: 1) разведенные семьи; 2) вдовые;

3) семьи, имеющие внебрачных детей.

Финские социологи изучению неполных семей уделяют особое внимание. Семья с детьми и одним из родителей на финском языке обозначается термином „Yksinhuoltaja”, что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку».

По мнению отечественного исследователя

А. М. Демидова, для финских исследователей одинокие матери/отцы – это, прежде всего, взрослые люди, заботящиеся о детях в одиночку, а уже потом, во-вторых, в третьих, они – разведенные или матери, не состоящие в браке, и тому подобное [4].

Как видим, в зарубежной литературе семью, которая состоит из детей и одного из родителей, называют «семьей с одним родителем», или моно-родительской семьей.

Таким образом, в отечественной научной литературе мы практически не встречаемся с понятием «семья с одним родителем», а при переводе на другие языки данное понятие обретает несколько иной смысл, чем в него вкладывают отечественные социологи. В отечественной научной литературе употребляется термин «неполная семья».

Следует сказать, что среди российских социологов нет единства в определении качественных характеристик неполной семьи.

Т ак, по мнению А. Г. Волкова, неполная семья характеризуется следующим образом: «Неполная семья – неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке» [5]. Таким образом, неполная семья представляет собой семью, где внутренние отношения составляют один из родителей и ребенок/дети.

Не вполне соответствующим для исследуемого нами предмета оказывается и определение В. Н. Архангельского: «Неполная семья – это семья с детьми, в которой нет одного или обоих родителей» [6].

По нашему мнению, В. Н. Архангельский дает расширительное толкование данного термина: в неполной семье внутренние отношения составляют мать или отец, т. е. один из родителей и ребенок/дети.

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

Проблемы неполной семьи являются предметом исследовательского интереса ученых различных направлений: педагогики, психологии, юриспруденции, демографии и т.д., но и здесь единства по вопросу о содержательном наполнении данного понятия до сих пор нет.

Например, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей считаем необходимым отметить работу

В. Я. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи [7].

В психологии неполная семья рассматривается как форма, возникающая в результате разрушения ее привычной структуры – отец, мать и дети; здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком при нарушении структуры семьи. «С психологической точки зрения,- отмечает А. Б. Синельников,- показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» [8].

В области права первоначально использовался термин «одинокая мать». Этот термин впервые находим в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., где говорится о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения так называемых «материнских» наград [9]. Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака и создать маленькую, но семью, вошло в научный оборот понятие «неполная семья», которое стало употребляться и в правительственных документах. Кстати отметим, что понятие «одинокий отец» в литературе менее распространено, в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми.

В исследованиях ученых-юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Так, по данным МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, почти половина были представителями неполных семей [3].

Демография как наука о народонаселении дает нам некоторые статистические сведения о неполных семьях, в частности, о количестве одиноких матерей (отцов) с детьми в данных переписи населения. Но в указанных сводках неполная семья не является специальным объектом исследования. Так, по данным микропереписи населения 2002 г. в список типов домохозяйств с детьми моложе 18 лет вошли такие типы, которые можно отнести к неполным

семьям: матери (отцы) с детьми; матери (отцы) с детьми и одним из родителей матери (отца), с прочими родственниками или неродственниками (или без них).

В последние годы неполная семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Если формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей, тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институтах, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился.

Как и другие институты общества, неполная семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций, главными среди которых являются: функция воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная и другие.

Как видим, неполная семья предстает как достаточно многообразное социальное явление. Существуют многочисленные ее классификации, среди которых можно выделить следующие: по полу родителей: отцовские неполные семьи; материнские неполные семьи.

1. Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на иждивении отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.

Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.

2. По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников.

3. По форме институирования. В зависимости от того, кто является главой и основным кормильцем данной семьи, выделяют: 1) семьи матерей, не состоящих в браке; 2) семьи вдовых и разведенных. Если во втором случае брак родителей заключен через органы ЗАГС, то в первом – регистрация брака через органы ЗАГС отсутствует. Таким образом, основанием для выделения этого типа неполных семей является форма регистрации брака родителей.

4. Фактическое наличие или отсутствие в семье второго родителя.

По данному критерию неполные семьи делятся на: 1) семьи вдовых, где отец или мать умерли;

2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; 3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собст-

венному желанию или решению суда; 4) семьи разведенных.

Завершая анализ неполной семьи, сделаем следующие выводы.

1. Последняя четверть ХХ века ознаменована кризисом семьи как социального института. Этот кризис проявляется в следующих тенденциях: 1) ослаблении родственных связей и преобладании нуклеарной семьи над родственной; 2) увеличении числа одиноких мужчин и женщин; 3) росте занятости женщин в общественном производстве;

4) возникновении новых стилей и форм семейного поведения, означающих зачастую отказ от сложившихся градаций и т. д.

2. Кризис семьи характерен и для российского общества. Разрушение традиционной российской семьи, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям традиционных ролей членов семьи: 1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин; 2) изменению структуры занятости у женщин;

3) увеличению малообеспеченных слоев населения.

3. Кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций. Новым явлением в развитии семьи является институа-

лизация неполной семьи, состоящей из детей и одного из родителей (чаще всего матери).

4. Классификация неполной семьи может быть осуществлена по следующим основаниям: 1) полу родителей: отцовские или материнские неполные семьи; 2) количеству поколений: однопоколенные, многопоколенные; 3) форме регистрации брака родителей: зарегистрированный или незарегистрированный брак; 4) наличию (или отсутствию) в семье второго родителя: 1) семьи вдовых, где отец или мать умерли; 2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; 3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда; 4) семьи разведенных.

1. Мацковский М. С. // Семья в России. 1995. №3-4. С. 11.

2. Гулько Г. В. // Семья в России. 1997. №1. С. 36.

3. Дементьева И. Ф. // СоцИС. 2001. №11. С. 108-113.

4. Демидов А. М. // СоцИС. 1985. №3. С. 26.

5. Демографический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985. С. 284.

6. Социологическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 199.

7. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. С.14.

8. Синельников А. Б. // Семья в России. 1996. №2. С. 26.

9. Лунякова Л. Г. // СоцИС. 2001. №8. С. 86-95.

cyberleninka.ru
(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES