Неполная семья

Неполная семья для ребенка – так ли это плохо?

В нашем обществе крепко укрепился стереотип, что ребенок, растущий в неполной семье, по умолчанию вырастает менее счастливым и успешным, чем его сверстники, живущие с мамой и папой. В какой-то степени этот стереотип вполне оправдан. В полной семье обязанности по воспитанию распределяются в равных долях между двумя супругами, при этом каждый из родителей воспитывает ребенка по разному в силу гендерных различий. Но действительно ли ребенок, растущий в неполной семье, будет воспитан хуже, чем его сверстники? Попробуем разобраться с этим.

Мифы касательно воспитания ребенка в неполной семье

Советское наследие из консервативных взглядов на семью до сих пор живет почти в каждом из нас. Каждый мужчина или женщина будет цепляться за свой брак, каким бы он плохим не был, даже если дальнейшее сожительство негативно отразится на ребенке. К примеру, каким бы плохим не был мужчина, сколько бы он раз не изменял жене, не унижал ее физически или морально, женщина все равно с большей вероятностью останется в браке с ним, так как ребенку нужен отец.

И все равно, что ребенок будет расти, наблюдая бесконечные ссоры между родителями, формируя таким образом свое мировоззрение. Родители считают, что если они разведутся, то они своим примером обрекут ребенка на несчастья в собственной семейной жизни в далеком будущем.

На деле же исследования, проведенные в начале 00-х показали совсем иной результат: психологи выяснили, что для формирования детской психики предпочтительнее жить спокойной жизнью с одним из родителей, чем существовать среди непрекращающихся скандалов с обоими родителями. Полная семья почти во всех случаях не является гарантией того, что ребенок будет расти в доброй и счастливой среде, а уж тем более не является фундаментом для успеха во взрослой жизни.

Другой камень преткновения заключается в однополом воспитании. Основная мысль такова: ребенок растет и наблюдает исключительно одну гендерную модель поведения, чаще всего – женскую. По понятным причинам, это особенно плохо это сказывается на мальчиках.

Действительно, ряд психологов считает, что подобное однополое воспитание приводит к серьезным сложностям с самоидентификацией ребенка, с его становлением в коллективе, с успехами с противоположным полом и так далее.

Но взглянем на эту проблему с иной стороны. Возьмем довольно типичный для многих жителей нашей страны пример неполной семьи, состоящей из матери, 10-летнего сына, бабушки и дедушки. На первый взгляд, ребенок обречен на женское воспитание, но никто не отменял роль дедушки и прочих родственников мужского пола – дядей, старших двоюродных или троюродных братьев. Дед научит азам рыбалки, дядя Богдан расскажет и покажет, как мастерить что-нибудь в гараже, старший брат Саша даст порулить машиной и тому подобное. Благодаря таким постоянным мелочам ребенок получит вполне достойное мужское воспитание, даже при отсутствии отца в семье.

Также стоит затронуть такое популярное мнение, что дети из неполных семей имеют более худшую успеваемость. Действительно, причин так полагать можно найти множество: один родитель не может самостоятельно проследить за успеваемостью ребенка, или же ребенок вследствие стресса хуже усваивает учебный материал.

Но и это мнение на деле оказывается ошибочным. Социологи из Санкт-Петербурга в 2015 году провели исследование, в котором приняли участие множество семей с Васильевского острова. Результаты исследования показали следующие результаты: на успеваемость ребенка влияет не то, в какой семье он рос – полной или нет, а целая совокупность факторов. Социологи отметили, что на успехи ребенка в основном влияют его взаимоотношения с родителями и со сверстниками.

Похожее исследование, но в более крупных масштабах, не так давно было проведено в ряде стран Азии. В ходе его проведения не было найдено существенных различий в успеваемости детей с полных и с неполных семей. Незначительный перевес не в пользу родителей-одиночек наблюдался в Японии, однако противоположная ситуация сложилась в Индонезии и Таиланде, где дети из неполных семей продемонстрировали куда большее лучшую успеваемость в учебе, в сравнении с теми, кого воспитывают сразу оба родителя.

Неочевидные плюсы воспитания ребенка одним родителем

Общество легко придумает и назовет множество недостатков воспитания ребенка в неполной семье. Однако мы назовем некоторые неочевидные плюсы, от того, что ребенок воспитывается только одним родителем.

  1. Ребенок сможет избежать негативного примера или психологических травм, если он не будет расти, наблюдая за проблемным браком отца и матери.
  2. Ребенок из неполной семьи раньше взрослеет. Да, он может получить менее качественное образование, но при этом начнет более раньше строить свою карьеру, приближая свое формирование, как взрослого и успешного человека.
  3. Ребенок из неполной семьи часто стремится восполнить недостающее семейное тепло в своем собственном браке. Таким образом, мальчики, которые росли без отца, нередко становятся заботливыми родителями.

Неполная семья
detki.guru

Неполная семья: определение, социально-экономические проблемы

Семья – это то место, куда можно вернуться в любое время дня и ночи, и быть уверенным, что тебя здесь ждут, любят и поймут. Особенно важно иметь такую уверенность детям. Ведь именно в семье они обретают нужные для дальнейшей жизни навыки и опыт. Для того чтобы в будущем ребенок был отлично социально адаптирован, психически и эмоционально устойчив, а также успешен, его должны воспитывать оба родителя – мама и папа. Только тогда он получит возможность наблюдать правильную модель взаимоотношений и определит социальные роли мужчины и женщины в этом мире.

К сожалению, в России и в мире в целом все чаще встречаются неполные семьи. Подобная тенденция уверенно набирает обороты и грозит полностью заменить собой привычный уклад жизни, где ячейкой общества являются как минимум трое – мать, отец и ребенок.

Психологи относятся к воспитанию в неполных семьях детей как к большой проблеме. Ведь одному из родителей довольно сложно вырастить гармонично развитую личность с правильными жизненными ориентирами. Сегодня как никогда назрела потребность рассмотреть особенности неполных семей и разобрать их основные проблемы.

Коснемся терминологии

Мы так привыкли говорить о семье, что зачастую даже не задумываемся, что именно значит это определение, и какую роль оно играет в жизни каждого человека. Для того чтобы правильно понимать термин «неполная семья», необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и социологии.

В первую очередь, когда специалисты берутся рассуждать о семье в целом, то они подразумевают под этим словом некую группу людей, которая представляет собой сознательно организованную ячейку, скрепленную общими интересами, обязанностями и чувством взаимной ответственности. Члены группы ведут общий быт и основной целью существования считают самовоспроизводство.

Как видите, классическое определение привычного нам слова «семья» раскрывает его глубокую суть и предназначение. Любой союз мужчины и женщины должен быть скреплен рождением детей, а значит, именно их воспитанию нужно придавать большее значение, планируя вступить в брак. Исходя из этого, становятся понятными и проблемы, с которыми сталкивается родитель, вынужденный в силу тех или иных обстоятельств растить ребенка в одиночку.

Ссылаясь на терминологию, можно выяснить, что неполная семья – это группа близких по крови людей, являющихся родителем и ребенком (несколькими детьми). Подобная модель подразумевает, что все основные функции, которые обычно несут мать и отец, берет на себя один родитель. Он одновременно несет социальную ответственность за ребенка, представляя его интересы как главный опекун, – материальную, психологическую и т. д.

В процессе воспитания дети не всегда получают нужную степень социализации, что проявляется уже в школьном возрасте. Если в образовательном учреждении существуют психолог и социальный педагог, то они смогут обратить внимание матери на зарождающиеся проблемы. В противном случае в подростковом возрасте они могут обостриться и стать причиной серьезного личностного кризиса. Хочется уточнить, что под социализацией понимается восприятие и усвоение совокупности поведенческих норм, ценностей, знаний и тому подобных факторов, которые в будущем определяют то, каким образом будет взаимодействовать личность с обществом.

К сожалению, психологи в один голос утверждают, что из неполных семей обычно выходят индивиды, которые воспринимают социум немного однобоко, а потому в большинстве случаев сталкиваются с рядом проблем, касающихся определенных жизненных сфер.

Классификация

Со стороны может показаться, что все неполные семьи являются идентичными, но на самом деле они имеют довольно широкую классификацию. К основным видам подобной ячейки общества относятся следующие:

  • внебрачная;
  • осиротевшая;
  • разведенная либо распавшаяся;
  • материнская или отцовская.

О каждом перечисленном выше типе мы расскажем подробнее.

Источники возникновения семей с одним родителем

В современном обществе молодые люди все реже стремятся связывать себя узами брака. Психологи отмечают пугающую тенденцию к созданию поздних браков, формирующихся тогда, когда оба партнера достигают определенного уровня материального достатка. Однако одновременно с этим в обществе высок процент появления детей вне брака.

Это связывают с изменением отношения к связям вне брака, половой распущенностью и одновременно сексуальной неграмотностью. На этом фоне нередко в юном возрасте девушки становятся матерями-одиночками, чьи дети никогда не узнают своих отцов. В подобных семьях ребенку очень сложно получить информацию о социальных ролях мужчины и женщины. Поэтому нередко воспитание является однобоким.

Осиротевшая семья с точки зрения психологии является наиболее успешной, если так можно выразиться, среди неполных. Конечно, смерть одного из родителей становится для ребенка огромным испытанием и горем, от которого очень сложно отойти. Психологически этот удар дети переживают не один год, а многие пытаются справиться с ним вплоть до создания своей собственной семьи. Но все же осиротевшая неполная семья – это возможность удачно социализироваться в дальнейшем.

В зависимости от того, в каком возрасте ребенок лишился матери или отца, он имеет те или иные поведенческие навыки, помогающие ему контактировать с внешним миром. Даже если горе пришло в дом, когда младший член семьи был совсем крохой, положительный образ умершего родителя всегда будет присутствовать в семье. К нему можно обратиться в случае возникновения пробелов в воспитании, что очень важно для формирования гармоничной личности.

Разведенные семьи составляют самый значительный процент среди неполных. Особенностью семьи подобного типа является чувство вины, которое становится частью жизни оставшегося в семье родителя и ребенка. Причины разводов крайне многочисленны, но чаще всего пары называют алкоголизм, плохой характер, измену и так далее. Примечательно, что чаще всего заявление на развод подает женщина. Она является инициатором распада семьи. Однако в дальнейшем именно она ощущает себя брошенной, обманутой и ненужной.

Психологи утверждают, что все же основной причиной разводов является психологическая незрелость партнеров. Они неверно трактуют понятие «брак», а значит, практически со 100-процентной вероятностью столкнутся с обманутыми ожиданиями.

Также нередко в современном обществе семья возникает не в результате обоюдного желания мужчины и женщины, а вследствие обстоятельств, вынудивших к этому. Под этим понимается нежелательная беременность, которая и становится своеобразным фундаментом вновь возникшей семьи. К сожалению, он довольно хрупок, и через три – пять лет, а то и ранее, подобные браки распадаются. В итоге процент неполных семей увеличивается.

Обычно дети остаются с матерями. Поэтому в результате формируется материнская семья. Для нее характерна гиперопека, которой женщина пытается компенсировать отсутствие мужчины в доме. Подобное воспитание приводит к тому, что мальчики становятся инфантильными и с трудом представляют, какие функции в семье должен выполнять мужчина, а девочки, наоборот, излишне активны и привыкают по примеру матери брать на себя всю ответственность за близких.

Отцовские неполные семьи – это определенная редкость, но и они встречаются в социуме. Здесь тоже невозможно обойтись без перекосов в воспитании. Сыновья в отсутствии материнской любви вырастают холодными и циничными, а дочери превращаются в избалованных и постоянно требующих внимания женщин.

В связи с вышесказанным, возможно, читателю захочется задать вопрос о том, какая неполная семья может считаться гармоничной. К сожалению, один родитель не может компенсировать отсутствия второго. В семье роли отца и матери не взаимозаменяемы, и вклад обоих родителей в воспитание своего отпрыска ценен именно в совокупности.

Конечно, никто не станет утверждать, что воспитание ребенка в неполной семье обречено на провал. Однако отсутствие второго родителя всегда будет ощущаться детьми и наложит заметный отпечаток на их личности.

Кратко о статистике

Статистика неполных семей сегодня интересует многих общественных деятелей. Ведь она является одним из самых ярких показателей состояния социума. По последним данным, количество семей, где детей воспитывает один родитель, выросло на 30 %. Если перевести это количество в цифры, то получится приблизительно шесть с половиной миллионов семей. Причем подавляющее большинство из них являются материнскими. Более половины женщин жалуются на то, что нерегулярно получают алименты. А каждая третья мать и вовсе не получает материальной помощи от отца ребенка и полностью самостоятельно содержит свое чадо.

Отцовские неполные семьи в современной России составляют приблизительно 0,1 от их общего числа. Это тоже довольно много и свидетельствует о том, что в обществе наметилось значительное обесценивание супружества и всего того, что связано с ним.

При этом высок процент перехода неполных семей в разряд кризисных. Такую тенденцию связывают с огромным количеством проблем, возникающих у подобных ячеек общества в подавляющем большинстве.

Примечательно, что количество неполных многодетных семей из общего числа составляет около 10 тысяч. В них одним родителем воспитывается от трех до пяти детей. Это невозможно сделать без определенных субсидий и пособий. Неполным семьям очень важна поддержка государства, причем это касается и обычных, и многодетных социальных групп.

Проблемы семей с одним родителем: классификация

Любая семья имеет массу проблем, но в ситуациях, когда детей приходится воспитывать в одиночку матери или отцу, они проявляются ярче и ведут к более серьезным последствиям.

Все проблемы, с которыми сталкиваются семьи интересующей нас категории, можно в общих чертах представить в виде следующего списка:

  • воспитательные;
  • медицинские;
  • социальные;
  • экономические.

Последние два пункта часто объединяют в один и рассматривают их совместно. Это связано с тем, что экономические трудности приводят к социальным проблемам, и наоборот.

Несколько слов о воспитательном процессе

Воспитание детей из неполных семей протекает с рядом особенностей и может считаться специфическим. Главными функциями традиционной ячейки общества являются сохранение и передача традиций, опыта, ценностей и моральных норм. Все это возможно только в рамках проживания на одной территории нескольких поколений кровных родственников.

Идеальным было бы воспитание ребенка совместно с бабушками и дедушками, но если это невозможно, то взрослое поколение должно быть представлено супружеской парой. В этом случае группа людей проходит несколько этапов развития, необходимых для гармоничного взросления ее младших членов.

А вот в неполной семье старшее поколение представляет всего лишь один человек, поэтому она лишается определенного баланса и гармонии. В итоге нарушается схема, в которой одна часть группы обеспечивает материальные блага и духовные потребности, а другая получает их в необходимом количестве. Пытаясь в полной мере выполнить все функции обоих родителей, мать или отец испытывают большие перегрузки. Это не может не сказаться на воспитании. Дети из неполных семей часто рассказывают, что хотели бы чаще видеть своих близких и жалуются на нехватку внимания.

К сожалению, воспитательный процесс в подобных ячейках общества протекает по двум сценариям. В первом мать, а именно она чаще всего остается с ребенком, старается тратить все силы на работу. Она стремится сделать так, чтобы ее чадо ни в чем не нуждалось. Однако для этого ей приходится нести двойную нагрузку или устраиваться на несколько работ одновременно.

Со своей задачей добытчика в семье она может справляться в полной мере, но вот полностью контролировать своего ребенка при этом ей не удается. Он остается без должного внимания и чувствует себя покинутым и ненужным. Чтобы избавиться от чувства вины, мать старается полностью удовлетворить материальные запросы сына или дочери. В итоге у детей формируется неверное представление о любви и заботе, которое в дальнейшей жизни станет единственной моделью поведения.

Во втором сценарии воспитания мать все силы бросает именно на развитие своего чада и присмотр за ним. Имеющиеся в семье деньги тратятся на всевозможные кружки и секции, куда сопровождает ребенка опять же мама. Практически во всех делах ее слово является решающим, а вмешательство в жизнь ребенка принимает уродливые и гипертрофированные формы.

В результате подобного воспитания дети вырастают полностью неприспособленными существовать отдельно от родительницы, но параллельно могут возникать типажи, стремящиеся всеми силами покинуть родной дом. В подростковом возрасте это может привести к настоящему бунту.

Здоровье детей из семей с одним родителем

Неполная семья в социальной поддержке государства нуждается очень остро. Ведь проблемы подобных ячеек общества в первую очередь сказываются на здоровье подрастающего поколения. При всем желании дать своему чаду все самое лучшее матери, вынужденные много и тяжело работать, не всегда могут заметить, что ребенка нужно вести к врачу.

Многие, оставшись без помощи второго супруга, просто не имеют свободного времени и стараются лечить детей дома. Это зачастую приводит к тому, что заболевание переходит в скрытую и хроническую стадии. А в некоторых ситуациях оно и вовсе прогрессирует. Таким образом, дети в неполных семьях чаще подвержены рецидивам простудных и вирусных заболеваний, которые протекают с множественными осложнениями.

Также существуют категории семей, сознательно избегающие обращения к врачу. Они попросту не имеют необходимых средств на то, чтобы приобрести лекарства или заплатить за обследование. Несмотря на то, что медицина в нашем государстве является бесплатной, нередко медики направляют ребенка на платные процедуры. Естественно, что семьи, где доход складывается только из заработка одного взрослого человека, не могут себе этого позволить. В итоге до момента, когда ситуация выходит из-под контроля и приобретает критический характер, дети не попадают в медицинское учреждение. Естественно, это не способствует укреплению здоровья ребенка.

Социально-экономические проблемы: малообеспеченность

Семья, где малыша воспитывают оба родителя, обычно имеет более высокий доход, так как он складывается из заработка отца и матери. В случае развода или другой причины, приведшей к распаду брачного союза, материальная ответственность ложится на плечи одного члена семьи. И, к сожалению, зачастую им становится женщина. Даже при огромном желании заработать ей не удается в полной мере компенсировать возникшую финансовую брешь в бюджете. Это связано со многими причинами.

К основной причине можно отнести более низкие заработки женщин по сравнению с мужчинами. Несмотря на то, что в нашей стране многие дамы успешно работают на типично мужских должностях, большинству крайне сложно в одиночку обеспечивать бытовые нужды и потребности детей.

Также стоит учитывать, что алименты, полученные от отца детей, не могут покрыть и половины расходов на ребенка. При этом высок процент уклонистов, которые на протяжении нескольких лет абсолютно не помогают материально своим бывшим женам растить детей.

Многие матери столкнулись и с проблемой трудоустройства. Имея на руках ребенка и при отсутствии поддержки со стороны второго родителя женщина вынуждена очень разборчиво относиться к своей должности. Ей приходится отказываться от сменного графика, вариантов с возможными командировками и работы с ненормированным днем.

Работодатели тоже не стремятся брать в компанию одиноких матерей. Ведь им необходим полный социальный пакет, которым они планируют активно пользоваться. Это подходит далеко не всем. Поэтому в неполной семье взрослые регулярно сталкивается с материальными трудностями.

Характеризуем семьи с точки зрения обеспеченности

О малообеспеченности уже поговорили, и стоит уяснить, что с ней сталкиваются в той или иной мере все неполные семьи. Но порой им приходится и вовсе какой-то период времени существовать без доходов в силу непреодолимых причин. В этом случае помощь неполным семьям может оказать государство. Оно предоставит ряд пособий на безработного взрослого и ребенка, которого он воспитывает. Конечно, их сумма не может обеспечить достойный уровень жизни, но все же способна дать возможность пережить трудные времена.

Специалисты подразделяют большую часть семей с одним родителем на две категории:

Первые имеют совокупный доход, остающийся ниже установленной потребительской корзины. С подобными семьями необходимо работать социальным службам и органам опеки.

У зависимых неполных семей льготы и различные пособия составляют приблизительно четверть от дохода. Это дает им возможность существовать, но не позволяет подняться на новый уровень жизни.

Социальные проблемы

Как вы уже поняли, социальные проблемы очень тесно связаны с экономическими трудностями, которые испытывает семья. В первую очередь это проблемы с социализацией ребенка. Резко лишившись одного из родителей и определенного статуса, который важен в детском коллективе, а также испытывая острую нехватку денег, ребенок может стать неуправляемым. Нередки случаи, когда послушный и спокойный малыш превращался в хулигана и грозу всей школы. Справиться с подобной ситуацией одной маме крайне сложно, и ей нужно по возможности привлекать других членов семьи, в том числе и старшее поколение.

К социальным проблемам относят и взаимоотношения между матерью и ребенком. К сожалению, в неполных семьях они часто далеки от идеала. Дети имеют склонность перекладывать на себя вину за расставание родителей и под этим грузом начинают вести себя так, как им несвойственно. А матери, уставшие от проблем и забот, нередко срывают злость на своем ребенке, что явно не способствует налаживанию контакта. Таким образом, на одной территории живут люди, которые перестают понимать друг друга и теряют понятие близости.

Заключение

Неполная семья
fb.ru

Неполный – не значит неполноценный

«Семья – ячейка общества», – говорили в Советском Союзе. И без слов предполагалось, что составляющих этой ячейки как минимум три. На «ячейки» с меньшим составом смотрели искоса, осуждая в лучшем случае за глаза. Сегодня, в эпоху разрушения стереотипов, такое уже мало кому придет в голову. Ведь неполная семья может быть не менее счастливой и полноценной, чем традиционная, уверена психолог Екатерина Любачевская. Главное, ясно понимать, с какими подводными камнями может столкнуться одинокий родитель в своем свободном плавании.

Груз самостоятельности

Несмотря на то, что отношение в обществе к одиноким родителям за прошедшие полвека кардинально изменилось, их участь по-прежнему остается нелегкой. С какими сложностями сталкиваются самостоятельные мамы и папы?

Материальные сложности – самые очевидные. Острую нехватку денег нередко испытывают и полные семьи, в которых мама находится в декрете, и работает один папа. Что же тогда говорить о тех семьях, где добытчик и воспитатель – одно и то же лицо?!
Что посоветовать в такой ситуации? Во‑первых, знать свои права. Многие женщины не подозревают о том, что маме ребенка до 3 лет, кроме алиментов на малыша, можно требовать алименты и на свое содержание. Конечно, придется потратить силы и время на сбор документов, необходимых для защиты своих прав и интересов, однако цель оправдывает средства. Во‑вторых, советую правильно расставить приоритеты. Часто женщины сами из чувства гордости или обиды лишают свою семью дополнительного источника дохода. Например, мама не подает на алименты, уповая на совесть супруга или решая таким способом «наказать» его (из серии «пусть ребенок знает, какой у него отец»). Но так ли это важно? В данной ситуации нужно в первую очередь думать о благополучии ребенка, а не о своих амбициях. Все равно того психологического эффекта, на который вы рассчитываете, бездействие не окажет. А вот дополнительные денежные средства вам и вашему ребенку бы очень пригодились.
Но есть у материальных трудностей неполных семей и подводный камень со знаком плюс. Иногда финансовые трудности становятся сильнейшим стимулом для развития и профессионального роста. Это связано с созидающей силой стресса и мобилизацией всех ресурсов (в том числе по поиску работы и быстрому профессиональному росту).

Большая нагрузка и нехватка времени – обычная для «одиночек» проблема. В неполной семье абсолютно все ложится на плечи одного родителя. Выход один – верно расставлять приоритеты и смело отметать все второстепенное. Например, если вы слишком сильно устали на работе, не старайтесь сразу переделать все домашние дела. Дайте себе время отдохнуть – поиграйте с ребенком, почитайте вместе книгу, поужинайте. Пусть полы будут не идеально чистыми, а вещи разбросанными, зато вы будете счастливыми. Приобщайте к помощи по дому и ребенка, давая посильную его возрасту нагрузку. Он вполне может сам сходить в магазин, помыть посуду, убрать игрушки. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и обучите ребенка важнейшим бытовым навыкам. Часто одинокой маме или папе сложно найти время на себя – хотя бы на то, чтобы просто отдохнуть. Не стесняйтесь обращаться за помощью: к бабушкам/дедушкам, няне, другу/подруге, второму родителю, в конце концов. Не ждите, когда, соскучившись, он решит взять ребенка на выходные. Приобщайте его к жизни сына или дочки, не стесняйтесь просить забрать малыша из садика/школы, сводить на секцию и так далее. От этого всем будет только польза!

Психологические проблемы из-за стереотипов о «неполной семье» – еще одна сложность, с которыми сталкивается «одиночка». В обществе до сих пор бытует достаточно шаблонов. Женщине сложнее: одинокого папу обычно называют героем, им восхищаются. А женщин жалеют или осуждают.
А ведь в реальности некоторые неполные семьи психологически и эмоционально бывают более здоровыми, чем полные. Зачастую одинокие родители лучше осуществляют воспитательную и развивающую функцию для своих детей. Вы наверняка найдете такой пример даже в своем близком окружении!

Вредному действию стереотипов может поддаться и сам одинокий родитель. И потому появляется очередная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи – страх, что один человек не сможет полноценно воспитать ребенка («ребенку нужен отец», «а как я буду один/одна», «нужно сохранять семью и терпеть ради ребенка», «уж лучше такой отец/мать, чем никакие» и т. д.). Чаще всего страх появляется в ситуациях, когда мама воспитывает мальчика и боится, что он останется без образца мужского поведения; или когда папа растит девочку и переживает о ее будущей женственности. Действительно, определенный смысл в этих размышлениях есть. Однако не менее часто мы наблюдаем ситуацию, когда второй родитель является не лучшим примером для подражания.
Если же посмотреть на проблему не через шаблон, то мы увидим, что неполная семья имеет даже больший выбор возможностей для формирования образа отсутствующего мужчины/женщины. Дело в том, что манеру женского/мужского поведения дети черпают не только из семьи, но и из художественных произведений, фильмов, СМИ, образов знакомых, родственников, друзей и любых людей, которых встречают в жизни. Например, девочка может на всю жизнь запомнить случайную встречу на улице с шикарно одетой женщиной, и она станет для нее эталоном для подражания.
Так что родителю, который воспитывает ребенка один, стоит просто предоставить возможность своему сыну/дочери общаться со взрослыми представителями его пола. Мальчик может ездить с дедом на рыбалку или ходить в баню, а девочка – помогать бабушке на кухне, стряпать или вместе шить. Не обязательно даже делать это часто: главное не количество, а качество.

Построение новых отношений – еще одна сложность для «одиночки». Этому могут мешать тревога и волнение о том, как примет нового партнера ребенок. Бывает, родитель вовсе отказывается от собственного счастья и полностью посвящает себя сыну или дочери. И совершенно напрасно! Счастливые дети растут только у счастливых родителей. У человека, который постоянно жертвует собой, ничему другому научиться нельзя. Поэтому, если вы действительно желаете блага своему чаду, не забывайте заботиться и о себе, о своем счастье. Однако не кидайтесь с размаху в первые попавшиеся отношения. Действуйте неторопливо, учитывая свой жизненный опыт и желания. Целью поиска спутника жизни должно стать не улучшение жилищных и материальных условий и не идея необходимости отца/матери для ребенка, а собственное желание отношений и любви. И не стремитесь быстрее знакомить нового избранника с ребенком. Лучше представить их друг другу, когда будете уверены, что отношения действительно серьезны.

Работа над ошибками

Родители, выполняющие в одиночку работу и мамы, и папы, часто совершают одни и те же ошибки, последствия которых могут проявляться как немедленно, так и десятилетия спустя.

Итак, чего НЕ стоит делать одиноким родителям?

НЕ берите всю ответственность за воспитание ребенка только на себя
С прекращением союза между мужчиной и женщиной их родительские обязательства никуда не исчезают. Приобщайте второго партнера к жизни малыша как можно чаще. Если это невозможно из-за ваших обид, разберитесь для начала в себе. Ребенок не должен становиться предметом торга или лишаться одного родителя из-за их обоюдных претензий. Если диалог не получается, обратитесь за помощью к семейному психологу или психотерапевту. Разводиться тоже надо красиво.

НЕ жертвуйте собой
Не лишайте себя права на отдых, счастье и личную жизнь. Дети учатся, глядя на нас, а не слушая нас. Начните с воспитания себя, а не ребенка.

НЕ вините себя
Часто одинокий родитель упрекает себя в том, что не смог сохранить семью, и считает, что виноват перед ребенком. В итоге из чувства вины может вырасти как излишнее попустительство в воспитании, так и, как ни странно, излишняя строгость. В первом случае ребенку разрешается все с целью загладить вину, во втором из этого же глубинного чувства вины посредством строгости родитель пытается максимально оградить ребенка от всех возможных проблем. На пользу ребенку не идет ни вседозволенность, ни излишняя строгость.

НЕ требуйте от себя всего и сразу
Вы, правда, думаете, что можно одновременно быть хорошей матерью, хозяйкой, кулинаром, семейным экономистом, да еще и превосходным добытчиком? Оттого, что на ужин будут магазинные пельмени, мир не разрушится, и вы не станете плохой матерью/отцом. Решайте проблемы по мере поступления и учитесь расставлять приоритеты.

НЕ забывайте о ребенке
Как ни странно, совершая все для блага своих детей, мы часто забываем о них самих. Ребенок будет более счастлив, просто играя в прятки с родителем, чем, если ему подарят новый планшет или дорогую игрушку. Не забывайте разговаривать с детьми, расспрашивать их о прошедшем дне и рассказывать о своем, вместе дурачиться и познавать мир.

НЕ сравнивайте
Не тратьте время на слежку за жизнью бывшей второй половины, не сравнивайте себя с его новым спутником/спутницей, а свою семью – с семьями соседей и друзей. Это бесконечный путь к вечному недовольству и стрессу. Живите своей жизнью. И примите как данность: все люди разные, все семьи разные, все дети разные. Благодаря этому и существует индивидуальность.

НЕ используйте ребенка как разменную монету
Не стоит использовать ребенка как союзника в вашей обиде и войне с бывшим супругом/супругой. Он – не предмет торга и манипулирования. Решайте свои проблемы напрямую, а не через него, ведь таким образом вы делаете его невольным заложником ситуации.

Где же папа?

Этого коварного вопроса не избежал еще ни один одинокий родитель. Как правильно на него ответить? Сложить легенду о папе – капитане дальнего плавания или же рассказать, не скрывая, всю некрасивую подноготную развода? Дам несколько рекомендаций.

Говорите правду, но не рассказывайте больше, чем это необходимо
Дети всегда чувствуют обман. Однако правда должна быть соразмерна возрасту ребенка! Учитывайте, что есть большая разница между просто правдой и рассказом без купюр. Не стоит посвящать ребенка в подробности вашей личной жизни. Папа/мама для ребенка, и ваш бывший супруг/супруга – это совершенно разные образы.

Продумывайте формулировки
Лучше озаботиться этим вопросом заранее, чтобы дать адекватный ответ в нужный момент времени. Не обвиняйте и не оправдывайте отца/мать вашего ребенка, воздержитесь от оценочных суждений. Ваша основная цель – дать ребенку понять, что отсутствие папы/мамы никак не связано с ним самим.

Будьте готовы к тому, что вопросов станет больше
Ребенка начнут интересовать подробности. Если для малыша достаточно короткого ответа («папа уехал на работу в другой город»), то подростку потребуется более подробный рассказ. Не бойтесь повторных вопросов и не раздражайтесь на ребенка, когда он их задает. Ему действительно важно знать и понимать, что он не имеет ни малейшего отношения к отсутствию второго родителя. А неопределенность создает большую почву для фантазий.
Если ребенок не спрашивает вас об отсутствующем родителе, начните разговор сами. Возможно, он просто не знает, как это сделать. Если считаете, что пришло время, расскажите о том, где его папа/мама. И обязательно спросите, что он по этому поводу думает и чувствует.

И помните: неполная семья может быть переполнена счастьем.
Все зависит от вас!

Записала Юлия Михалева

Неполная семья
www.b17.ru

Общая характеристика неполной семьи. Виды неполных семей. Проблемное поле неполной семьи. Основные направления, формы и методы работы с неполной семьей.

Тема 5. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ

Неполнойназывается семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

К неполным относятся семьи:

-женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

-вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

-родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

-родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;

-одиноких граждан, усыновивших детей.

Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии.

Для любого типа неполной семьи, где ребенка воспитывает одна мать, характерны из-за дефицита мужского влияния:

– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

– менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

– затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются прежде всего в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

Преобладающим типом семьи сегодняшней остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи. За основание для социально-демографической идентификации “неполной семьи” принимается ситуация, при которой вследствие различных причин воспитание и уход за ребенком или детьми осуществляет один родитель. Основными факторами формирования неполных семей, как известно, являются:

– разводы, для большинства детей они являются серьезной травмой, но исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит к их длительному эмоциональному стрессу или ущербу;

– не компенсируемые последующим вступлением в брак, или раздельное (по разным обстоятельствам) проживание супругов;

-овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка или детей;

-внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, часто такие семьи называют “материнскими”.

Общий объем неполных семей на конкретный период можно оценить по числу зафиксированных распавшихся семей с детьми в органах ЗАГС (разведенные) и по спискам получателей “увеличенных” детских пособий (внебрачные) и пенсий на детей по потере кормильца (вдовьи семьи)и в социальной защиты населения.

Таким образом, к неполным семьям относят семьи с нарушением структуры. Что является препятствием адаптации семьи в социуме.

Неполные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями.

Существуют четыре типа неполных семей, способствующих появлению «трудных» детей :

— семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;

— конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

— нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

— педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

Таким образом, неполная семья относиться к числу семей группы риска, так как нарушается структура семьи и что в свою очередь несет определенные трудности и проблемы воспитания и обучения детей.

Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.

В данном случае мы опираемся на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как “целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков”.

В рамках данной работы необходимо рассмотреть существующие классификации стилей родительского отношения. Подробнее остановимся на классификации стилей предложенной Д. Боумридом. На основе своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

У авторитетных родителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.

Д. Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений “мать – ребенок”: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношенийв общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях.

Другим стилем отношений “мать – ребенок” является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами.

Следующим стилем отношений “мать-ребенок” является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения “мать – ребенок”. Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной, на наш взгляд, представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

Первым отклонением в стилях семейного воспитания является гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.

Вторым несоответствующим гармоничному развитию ребенка стилем воспитания является доминирующая гиперпротекция. Данный стиль воспитания проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях.

Третьим неправильным стилем воспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют потворствующую гиперпротекцию. Так называют воспитание «кумира семьи».

Четвертым стилем воспитания, отрицательно влияющим на формирование личности ребенка, является эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания родители ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются.

Пятый стиль неправильного воспитания наиболее опасен, это жестокие взаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.

Шестой стиль неправильного воспитания, выделяемый А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером, называется повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующих его возрасту.

Следует отметить, что возможно сочетание нескольких стилей отношений в неполной семье.

Для реализации неполными семьями функций социализации, одинокие матери (независимо от их брачного статуса) и их дети нуждаются не только в различных видах материальной помощи, но и в социальном содействии. Выявление и исследование характера и степени “нуждаемости”, а не формальные признаки структуры и генезиса этих семей необходимы для обоснования и разработки программ и способов социальной и иной помощи. Социальная норма должна распространяться на всех без исключения детей и рассчитываться, исходя из реальных потребностей детей в питании, одежде, жилище, лечении, образовании, отдыхе и других услугах Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

Таким образом, проведенный анализ литературы по данному вопросу позволяет нам еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей.

poisk-ru.ru

Статья 63. Неполная семья

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

К неполным относятся семьи:

женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;

одиноких граждан, усыновивших детей.

Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии.

25. Основания возникновения прав и обязанностей семьи.

Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния;

близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке;

26. Понятие родства и свойства, их юридическое значение.

Преимущественно участниками семейных правоотношений являются близкие родственники. Статья 60 Кодекса определяет, что отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

Родство — это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства — основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящей — от предков к потомкам (дед -> сын -> внук) и восходящей — от потомков к предкам (внук -> отец -» дед).

Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т.е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными — когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.

Степень родства — это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т.е. количество рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство[1].

К первой степени прямого родства относят: отца — сына; ко второй степени прямого родства относят: деда — внука; ко второй степени бокового родства относят: родного брата — родную сестру. Эта категория лиц относится к близким родственникам. В семейных правоотношениях усыновители и усыновленные, муж и жена приравнены к близким родственникам.

К третьей степени бокового родства относят дядю и племянника, к четвертой степени бокового родства относят: двоюродного брата и двоюродную сестру и т. д. Отношения между этой категорией лиц не регулируются брачно-се-мейным законодательством Республики Беларусь.

Близкое родство является правопорождающим (взаимное содержание супругов) и правопрепятствующим (запрещается брак между близкими родственниками) фактом.

27. Ответственность за воспитание детей.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 6350 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

Типы неполных семей и источники их формирования

Екатерина Коноплева
Типы неполных семей и источники их формирования

Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. Они могут быть самыми разными. В специальной литературе в зависимости от основных причин выделяются следующие типы неполных семей:осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка,выделяют: материнские и отцовские неполные семьи.По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы.Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья – семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью. Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке и рост численности разведенных.

Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.

Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу,каких либо обстоятельств женщина принимает решение: родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. В данном случае семья является монородительской. И такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей с каждым годом растет. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Помимо этого, если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

В последние десятилетие стал появляться еще один тип «внебрачной» семьи – отец одиночка. Все чаще мужчины достигшие высокого карьерного роста и физической зрелости, но при этом разочаровавшиеся в окружении, либо отчаявшиеся найти порядочную чистую девушку для создания семьи, решают воспользоваться услугами суррогатной матери и продлить род таким образом. Как правило, цель продления рода посредством суррогатного материнства достигается легко, но как идет процесс воспитания и психического формирования ребенка в такой семье еще предстоит изучить.

Консультация «Типы воспитания» ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ Подготовила ст. воспитатель Скеленчева Н. И. Легко сказать: не злоупотреблять неправильными типами воспитания детей, но что.

Формы и содержание взаимодействия педагогов ДОУ и семей воспитанников Целищева Ю. Н. -педагог-психолог Козловская Т. В. -воспитатель детского сада Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить.

Консультация «Типы родительской любви» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Общеразвивающего вида детский сад №12 Муниципального образования г. Новороссийск.

Презентация к уроку русского языка по теме «Типы текстов» в 4 классе по УМК» Школа России Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; научиться распознавать повествовательный, описательный тексты и текст.

Презентация к уроку русского языка по теме «Типы текстов» в 4 классе по УМК» Школа России Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; научиться распознавать повествовательный, описательный тексты и текст.

Проект «Организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в современных формах» Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного.

Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка По данным статистики, в Российской Федерации в 50-е годы ХХ века только у 11% детей родители были в разводе, в 80-е годы уже 45%. Пик числа.

Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель.

Неполная семья
www.maam.ru

CATEGORIES