Нравственные качества человека

Анализ понятия «нравственные качества»

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений». Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления [3].

«Нравственные качества» – слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) – обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) – обычай, нрав, характер.

Проблема воспитания нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О.В. Сухомлинского и А. Матвиенко. Нравственные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае нравственные качества придают волевым качествам содержание и направленность, а волевые придают нравственным качествам действенности [38].

Часто развитие нравственных и волевых качеств происходит неравномерно. Наличие такой неравномерности объясняется объективными причинами. Ведь нормы поведения усваиваются быстрее, нежели приобретение опыта, которое следует этим нормам, правилам [1].

«Настоящим человеком становится только тот, – писал В.А. Сухомлинский, – у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств у подростков».

В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях.

Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. В зависимости от времени, уровня развития общества и его конкретно-исторических условий менялось и понимание «нравственных качеств» [6].

Исследователи морали отмечают, что нравственные качества – это такие свойства, признаки, черты, которые свидетельствуют о сознательном добросовестном отношении к общему благу, к высшему благу и об отношении личности, как к конечной цели общественного развития. Нравственные качества личности это устойчивые черты сознания и поведения. По существу их можно рассматривать как моральные черты характера, которые проявляются в ее отношении к другим людям, к обществу, к своей деятельности к собственности и в ее отношении к самой себе [6].

В толковом словаре В.И. Ушакова дается следующее определение: «Нравственные качества – совокупность норм, определяющих поведение человека».

Философский энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: «Нравственные качества» – завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали [26].

Словарь по этике дает следующее толкование нравственных качеств – это «область практических поступков, обычаев, нравов. сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. ».

В современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, нравственные качества рассматриваются как внутренние, духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и к природе [27]. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.

В словаре Ожегова С.И. «Нравственные качества – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [25].

Нравственные качества (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывают нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственные качества – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека.

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственные качества – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [2].

В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой нравственные качества определяются как область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе – с точки зрения другого [33].

Анализируя наследие отечественных философов второй половины XIX – начала XX века, В.И. Додонов приходит к выводу, что в понятие «нравственные качества» философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие[8]. П.А. Флоренский писал: «Человек обогащает себя, когда отдает себя другому». В оценке нравственных качеств у философов есть общая черта и в тоже время некоторые специфические подходы. Они видели в нравственных качествах прежде всего религиозную основу.

Нравственные качества они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии. Нельзя не отметить всю силу нравственных качеств русских философов, их глубокую человечность. В связи с этим обращают на себя внимание замечательные слова Н.А. Бердяева «Вопрос о хлебе для меня, для моих ближних, для всех людей, есть духовный, религиозный вопрос. Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине. Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен».

В словаре по философии, «нравственные качества – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В малом академическом словаре, нравственные качества рассматриваются как совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе [34]. подросток девиантный поведение нравственный

В.И. Даль толковал понятие «нравственные качества» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло [3].

Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

В большом энциклопедическом словаре, нравственные качества – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [22].

В.В. Знаков отмечает, что нравственные качества – психологическая структура личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)».

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, нравственные качества – это сфера реального, и они отражают суть поступков человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства».

Ф.Т. Хаматнуров, А.И. Шемшурина под нравственными качествами понимают область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности.

Нравственные качества и духовность взаимосвязаны, может быть, поэтому так сложно развести эти понятия.

Т.И. Петракова считает, что между понятиями «духовность» и «нравственные качества» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственных качеств получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности [40].

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственные качества – это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом». Классическая формула «дух творит себе формы», является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью.

Таким образом, видно, что подходы к определению понятия «нравственные качества» разнообразны и разноплановы. Основой воспитания нравственных качеств сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта [15].

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного).

На наш взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «нравственные качества». По нашему мнению, нравственные качества – это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. На это определение мы будем опираться в нашем исследовании.

vuzlit.ru

Достоинства духовного человека

В современном мире стало модным стремиться к духовности. Популярных поэтов, политиков, ученых, артистов, деятелей культуры приравнивают к духовно богатым личностям. Но и они могут быть безнравственными людьми, далекими от понятия духовности.

Кого можно назвать духовным

Между ученым и духовной личностью есть разница. Любой человек с хорошо развитой памятью может запомнить слова Священного Писания и доказать что-то с помощью логики. Ученый аргументирует свои тезисы, ссылаясь на другие исследования. Но нравственные люди — это самореализованные личности, знание к которым пришло изнутри. Они сами становятся знанием, поскольку соединяются с Богом.

Быть духовным: что это означает

Для того чтобы стать высоконравственным, недостаточно просто соблюдать этические и моральные законы и подражать кому-то. Развивать духовный мир, стремиться к высшей истине — вот что значит быть духовным. Духовные качества человека помогают ему саморазвиваться.

Духовность дополняет материализм так же, как дух дополняет тело. Тот, кто сосредоточен только на теле, не в состоянии думать о духе. Нравственно развитые люди безразличны к физическому облику, и своему, и окружающих. Они не идентифицируют людей по внешнему виду, отождествляя их со своей душой. Немного шансов стать духовным у того, кто слишком большое значение придает дизайнерской одежде, физической привлекательности. Неудивительно, что многие высокоморальные люди носят бороду, чтобы скрыть физическую привлекательность.

Любовь — самая важная характеристика таких людей. Они не испытывают ненависти ни к кому, включая преступников и террористов, хотя для большинства это странно и невозможно. Они не различают собеседников:

  • по религии;
  • касте;
  • экономическому статусу;
  • положению в обществе.

Быть духовной личностью — означает видеть во всех Бога и рассматривать каждое существо как расширение своего собственного «Я». Такой человек никогда не возгордится. Пример смирения был продемонстрирован самим Иисусом, когда он омыл ноги своего ученика.

Кто такой культурный человек

Сразу культурным никто не рождается. Культура прививается через образование и воспитание. Ее объективные и символические формы не внедряются сами по себе. Они предлагаются нам как предмет изучения, и учимся мы всю жизнь.

Первые культурные понятия мы узнаем еще в юном возрасте. Родственники учат ребенка элементарным понятиям добра и зла. Своим примером они демонстрируют модель поведения, которую малыш перенимает.

По мере взросления человек приобретает новые культурные ценности: образование, искусство; учится соблюдать моральные и этические нормы. Назвать кого-то бескультурным нельзя. Уровень культуры складывается из многих черт. Для того чтобы делать о нем выводы, нужно узнать человека поближе, оценить его поступки.

Признаки культурной личности:

  • вежливость;
  • образованность;
  • толерантность;
  • сдержанность;
  • ответственность;
  • уважение к себе, окружающим, труду, природе;
  • грамотная речь;
  • чистоплотность и опрятный внешний вид;
  • уверенность в себе;
  • саморазвитие;
  • преданность родине.

Культурно развитые люди не будут хамить, грубить, оскорблять других, даже если не правы. Для того чтобы развить в себе такие качества, потребуется долгая работа над своим образованием. В этом помогут книги, труды великих философов, художественная и научная литература.

Какие факторы делают человека человеком

Человечность и модели поведения не передаются нам генетически. Дети, выросшие среди животных, так и не стали людьми с психологической точки зрения. Человека формирует окружение, в котором он живет.

От животных люди отличаются:

  • абстрактным мышлением;
  • развитым духовным миром;
  • сдержанностью.

Современное общество гонится за материальными благами, что сопровождается агрессией и алчностью. Забыв о духовной нравственности, люди становятся сродни хищникам, ищущим себе добычу.

Душа — один из факторов, влияющих на человеческое поведение. Это материя, которую нельзя увидеть и ощутить физически.

Изучение личности, ее действий и чувств всегда интересовало общество. На протяжении всей истории душа рассматривалась как отдельный предмет — нечто отделяемое от тела и одновременно связанное с ним. Существуют многочисленные интерпретации понятия «душа», различные точки зрения на этот счет. Ясно одно: душа — нечто непостижимое для науки и человеческого сознания. О ее сущности и цели можно только догадываться.

Что означает быть порядочным

Порядочность подразумевает совершение добрых дел, способность следовать божественным заповедям. Порядочные люди в любой, даже невыгодной, ситуации поступают честно и справедливо. Они помогают окружающим, но не ждут благодарности в ответ.

Признаки порядочных людей:

  1. Вежливость с окружающими. Они проявляют уважение ко всем, вне зависимости от возраста, положения в обществе и обеспеченности. Это не попытка казаться идеальным, а искреннее желание быть вежливым.
  2. Доброта и отзывчивость. Порядочные люди совершают бескорыстные поступки.
  3. Забота о других. Легко быть эгоистом и делать все только для себя. Порядочные граждане заботятся о других. Они думают о последствиях своих действий и о том, как они отразятся на окружающих.
  4. Соблюдение этических и моральных норм. От порядочных людей вы не услышите матерные слова, оскорбления в адрес других или сплетни. Они скрывают раздражение, подавляют агрессию и решают конфликты мирным способом.
  5. Искренность. Быть порядочным означает искренне выражать свои мысли, быть открытым и честным.
  6. Признание своих ошибок. Такие люди не ищут оправданий ошибкам, они признают неправоту.

Нравственные качества человека
mystroimmir.ru

какие есть в человеке моральные качества?

доброта, честность, трудолюбие, щедрость, справедливость, гуманизм, отзывчивость, вежливость. .

АККУРАТНЫЙ ЧЕЛОВЕК тщательно следит за чистотой одежды, вещей, бережно к ним относится.

АЛЬТРУИСТ (заботливый) проявляет внимание к людям и заботится о них, оказывает помощь, обладает высокими нравственными качествами, безукоризнен в своих поступках, действует в интересах других.

ВЕЖЛИВОСТЬ — моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности, готовность оказать услугу, деликатность, такт.

ВЕЛИКОДУШИЕ — такая форма проявления человечности во взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

ВЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК неукоснительно выполняет данные обязательства, постоянен в отношениях с другими людьми.

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость.

ИСКРЕННОСТЬ — моральное качество, которое выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит.

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей (на все живое) . Это понятие обязательно соединяет два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) , конкретно-практический (порыв к реальной помощи) .

МУЖЕСТВО — моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе. В отличие от СМЕЛОСТИ мужество предполагает воздержание от слепой отваги и ярости.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ — добровольное принесение в жертву своих интересов ради достижения цели, идеалов. Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей.

СМЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, идет навстречу опасности, не теряет присутствия духа перед опасностью, трудностями.

СОЧУВСТВИЕ — отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании ему моральной поддержки.

ТРУДОЛЮБИЕ — моральное качество, оно проявляется в трудовой активности, добросовестности, старании и усердии; предполагает наличие потребности и привычки трудиться, увлеченности трудовым процессом, заинтересованности в достижении полезного результата труда.

ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК выражает свои подлинные чувства и мысли, всегда говорит правду, не скрывает от других людей и от себя самого действительного положения дел; исполнен постоянства и верности другому, на него можно положиться, ему можно довериться.

ЧУТКОСТЬ — моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим его людям. Тесно связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, проблемам, мыслям и чувствам, понимание мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении, тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства другого человека, вежливое обращение с ним.

ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК охотно делится с другими своими денежными средствами, имуществом и т. д. ; не жалеет тратить, расходовать что-либо.

otvet.mail.ru

Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека.

Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.

Как стать добрее и терпимее к людям? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение в психологии

Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.

Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.

Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали.

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы;
  • саморегуляцию и контроль собственных действий;
  • совестливость;
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям;
  • уважение к окружающим;
  • преданность (верность);
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Примеры чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры:

    Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

  • Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  • Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.
  • к содержанию ↑

    Поведение

    Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

    Ключевой элемент нравственного поведения — поступок.

    Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

    Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

    Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы»:

    • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
    • результат поступка;
    • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
    • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

    Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

    Какие бывают нормы?

    Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

    Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).

    Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

    Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

    Что является показателем нравственной зрелости личности?

    Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.

    Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.

    Релятивизм — что это такое?

    Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

    Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

    Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

    Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

    • понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
    • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

    к содержанию ↑

    Кратко о теории развития нравственности

    Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

    Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

    В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

    Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

    1. Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «доморальным». В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
    2. Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
    3. Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.

      При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

      Проблема безнравственности

      Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

      Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

      Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

      Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.

      Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы. Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.

      Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным эгоизмом и комфортом, не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

      Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

      Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.

      Нравственные качества человека
      psyholic.ru

      Развитие нравственных качеств

      Автор: pikacho · Опубликовано 14.04.2016 · Обновлено 30.09.2018

      Практически каждый человек может назвать перечень качеств, которые ему хотелось бы в себе развить. Один хочет научиться более правильно распоряжаться временем, другому не хватает умения быстро принимать решения, а третий пытается развить способность самоконтроля в стрессовых ситуациях. Также существуют нравственные качества, о развитии которых задумываются не все – о них не пишут в популярных журналах и не так часто вспоминают на психологических тренингах.

      О чем речь?

      Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

      Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

      К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

      Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

      Как развить нравственные качества?

      Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.

      К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.

      Способы развития нравственных качеств

      Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.

      Чтение классической литературы

      При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли.

      Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.

      Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести.

      Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.

      Книги и тренинги

      Книги

      Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее.

      Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.

      Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы.

      Тренинги

      То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни.

      Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании.

      Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.

      Психологи и «гуру»

      Гуру

      В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.

      Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.

      Психологи

      Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.

      Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.

      В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.

      Возможность бескорыстно помогать

      Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.

      Что это может быть?

      • Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.
      • Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.
      • Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.
      • Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.

      Заключение

      Нравственные качества человека
      pikacho.ru

    CATEGORIES