Особенности неполных семей

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

С давних времен считается, что семья – это ячейка общества. Однако, сегодня мы можем видеть, как в современной России у молодежи ценность семьи находится далеко не на первых местах. Молодые люди не хотят жениться, многие девушки не хотят выходить замуж. В обществе «процветают» внебрачные отношения. Мы можем видеть много семей, состоящих из мамы и ребенка.

Данное обстоятельство побудило меня изучить особенности неполной семьи.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [2]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. [1].

Е.Т. Соколова [3] рассматривает неполные семьи с позиции отношений «мать – ребенок». Она выделяет следующие стили отношений: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

При стиле отношений«сотрудничество» в общении матери и ребенка преобладают взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

При стиле отношений «изоляция» при воспитании в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

При стиле отношений «соперничество» партнеры по общению противостоят друг другу. Они критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, «псевдосотрудничество». При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, мы видим, что положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля, как сотрудничество.

В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Многие матери считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что этим можно его избаловать, вырастить эгоиста. Это не так. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях. Б. Берельсон и Г. Стейнер считают, что «чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер».

Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи. В 3-х частях. – Ч. 2 /Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерс. – М., 2005. – 360 с.

Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.

Особенности неполных семей
scienceforum.ru

Неполная семья и ее большие проблемы

В современном мире неполные семьи встречаются все чаще. Подобное явление уже никого не удивляет. Согласно последним статистическим данным, число таких семей возросло до 6 миллионов. Тенденция поистине пугающая.

Какие семьи считаются неполными?

Как правило, речь идет о модели семьи, в которой отсутствует один из родителей. По наблюдениям, вынесенным из моей профессиональной практики, в большинстве случаев недостающим звеном является именно отец. Однако, бывают ситуации, когда отсутствует мать. Примерно в 9,5 тысячах неполных семей воспитываются 5 и больше детей.

Читайте также по теме:

Основные причины возникновения неполных семей

Жизнь любого человека непредсказуема, и не от чего нельзя быть застрахованным. Обстоятельства, по которым появляются неполные семьи, могут быть абсолютно разными. В своей работе я сталкивалась с самыми разными случаями. Основные из них:

  • Ребенок изначально был рожден вне брака. В данном случае, как правило, решение принимает женщина, беря на себя груз ответственности за рождение и воспитание ребенка.
  • Один из родителей скончался. Наибольшая смертность выявлена среди мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте, по неестественным причинам (во время производства, военный действий, отравлений и т.д.).
  • Супруги приняли решение расторгнуть брак. Наиболее частыми причинами для разводов, согласно статистике, считаются случаи, в которых партнеры несовместимы по своим психо — типическим особенностям характера, а также проявление алкоголизма, рукоприкладства, наличие измен, со стороны того или другого партнера.
  • Кроме того, чаще подвержены распаду браки, заключенные в раннем возрасте. Основная причина этого в том, что супруги являются морально незрелыми личностями, и, зачастую, идут на поводу у своих эмоций, забывая о рациональной составляющей своих решений и действий.
  • Родители проживают раздельно друг от друга. В качестве примера могут быть приведены так называемые «гостевые браки», когда фактически семья не живет вместе, но юридически зарегистрирована.
  • Косвенные причины кроются в изменениях моральных ценностей общества, легкомысленному поведению молодых людей, понижение значимости меж половых отношений, не зрелость партнеров, вступающих в брак. Кроме того, современная молодежь в ощутимой степени завышает требования, выдвигаемые к поиску партнера, что, в конечном счете, приводит к увеличению числа семей, в которых дети рождаются вне брака.

Исходя из вышеперечисленного перечня причин, можно выделить следующие типы неполных семей:

  • внебрачный тип;
  • осиротевший;
  • разведенный;
  • распавшийся.

Главной особенностью подобных семей, является отсутствие здорового примера построения ячейки общества. Выходя во взрослую жизнь, подросток попросту не знает, как себя вести в социуме.

Кроме того, в большинстве случаев, мать с детьми, возвращается за помощью к своим родителям. В таком случае, главенствующая роль передается бабушке или дедушке, и авторитет матери снижается до минимума. Налицо искаженная модель семьи.

Проблемы воспитания детей в семье с одним родителем

Согласно наиболее общей классификации проблемы можно разделить на группы психологических, экономических, педагогических и социальных.

Помимо этого, психологи подразделяют их на отцовские или материнские семьи, в зависимости от того, кто занимается воспитанием детей.

  • Наиболее распространены семьи материнского типа. Только в России, количество женщин, воспитывающих ребенка самостоятельно исчисляется 5,6 млн. Процесс воспитания детей, в подобных семьях отличается рядом особенностей:
  • Из-за отсутствия мужчины, женщине приходится взваливать на себя основные мужские обязанности. В связи с большой занятостью, она имеет гораздо меньше свободного времени, которое необходимо посвящать воспитанию детей.
  • В большинстве случаев семья распадается по причине ухода отца из нее. Редкая женщина обладает достаточной мудростью, чтобы сдерживать свои эмоции и не демонстрировать их ребенку. Как правило, он становится невольным свидетелем страданий матери, или же вымещением зла на отца. В подобных случаях у ребенка складывается негативный образ мужчины в семье и шансы на создание собственной, полноценной ячейки общества близятся к нулю.
  • Нездоровая атмосфера в семье негативно сказывается на развитии ребенка как личности.
  • При появлении «нового папы» ребенок может почувствовать себя лишним. В случае рождения следующих детей, это чувство может усиливаться и возникает риск того, что он замкнется в себе.
  • Если же «новые папы» регулярно сменяют друг друга, у ребенка формируется неправильное восприятие мира и отношений между мужчиной и женщиной.

Большинство вышеперечисленных пунктов относятся не только к семьям материнского, но и к мужскому типу. По статистическим данным в России их гораздо меньше, а именно 634,5 тысяч. Тем не менее, можно сказать следующее:

  • При отсутствии матери дети могут чувствовать себя обделенными лаской, вниманием или заботой. Не каждый мужчина сможет в полной мере обеспечить уют и комфортный быт дома.
  • Для девочек отсутствует пример модели женского поведения в обществе и доме: хозяйственности, ухоженности, сдержанности, целомудрия и т.д.
  • У мальчиков может сформироваться неприязнь к женскому полу, отсутствие навыков общения с ним.
  • Аналогично с женской моделью семьи, в случае, когда отец начинает строить новую ячейку общества, ребенок может чувствовать себя лишним и замыкаться в себе.

Иными словами, принципиальная разница воспитания детей в семьях любого из типов не велика. В любом случае отсутствие одного из родителей или замена его на другого воспринимается ребенком очень остро и может стать причиной стрессов.

Негативные последствия для детей

Подводя итог, следует сказать, что положительных моментов в этом нет. Основными проявлениями негативного воздействия могут стать:

  • появление гиперопеки;
  • отстранение родителя;
  • отсутствие хорошего примера;
  • неуспеваемость в школе;
  • отстраненность, замкнутость.

Особенности неполных семей
nataliaprahova.ru

Неполная семья: особенности социализации детей Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Надежда Петровна

Семья выступает исходным социокультурным пространством, внутри которого удовлетворяются жизненно важные специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями, а также осуществляется первоначальный процесс воспитания. Поэтому любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребёнка.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Надежда Петровна

Features of children socialization within a single-parent family

This article considers the process of children socialization within a single-parent family. On the ground the results of numerous investigations it is shown the influence of structural deformation of the family to perform educational functions, and is analyzed the obvious defects of children education within a single-parent family, and are assigned the existing positive aspects.

Текст научной работы на тему «Неполная семья: особенности социализации детей»

Неполная семья: особенности социализации детей

Надежда Петровна Иванова,

заведующая лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук

Семья выступает исходным социокультурным пространством, внутри которого удовлетворяются жизненно важные специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями, а также осуществляется первоначальный процесс воспитания. Поэтому любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребёнка.

• структурная деформация семьи • неполная семья • социализация детей • негативные и позитивные стороны социализации детей из неполных семей

Учёные выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение её структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей.

Структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, од-нодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а следовательно, влияют на процесс социализации детей.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

В рамках семейной социализации особой спецификой обладает неполная семья, создающая нестандартные условия и представляющая в связи с этим исследовательский интерес. Неполная семья указана как особый тип семьи в общей классификации семей, где в качестве основания выбрана структура семейной группы.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Неполной называется семья:

• разведённая (причина образования такой семьи — расторжение брака);

• внебрачная (семья образовалась вследствие рождения ребёнка при незарегистрированном браке);

• осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);

• распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания родителей).

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребёнка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности, существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья».

Сегодня существует достаточно представительный список исследований, в которых отмечена прямая зависимость между структурой семьи, внутрисемейными отношениями и социализацией детей. Общий вывод их таков: нарушение структуры семьи провоцирует конфликтность внутрисемейных отношений, понижает возможности родителей прививать детям положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.

Широко бытует мнение, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли ещё до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж.Конджер и др., 1987).

При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чьё детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

С другой стороны, становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребёнка от матери, вывести его в более широкий мир.

Нарушение структуры семьи провоцирует конфликтность внутрисемейных отношений, понижает возможности родителей прививать детям положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.

Н.П. Иванова. Неполная семья: особенности социализации детей

Выделены такие особенности социализации подростка в семье с одним родителем [6]:

1. Большая эмоциональная нестабильность, тревожность, пассивность, повышенная эмоциональная чувствительность, недостатки психического развития подростка.

Результаты психологического исследования М.В. Лысогорской подтверждают наличие связи между психическим здоровьем подростка и типом его семьи. Наиболее ярко и с превышением средних показателей внутрилич-ностный конфликт проявляется у подростков из неполной неблагополучной семьи [9].

Отклонения в развитии психики у детей из неполных семей фиксировал А.И. Захаров при изучении неврозов. А.И. Захаров писал, что в неполных семьях более выражена тяжесть невроза у детей обоего пола и особенно возбудимость у мальчиков [7]. Причину истерического невроза у мальчиков из неполных семей учёный видит в отсутствии мужского внимания и недостаточной эмоциональной отзывчивости матери.

2. Сложности в формировании половой идентификации.

В неполной семье, то есть в условиях отсутствия одного из родителей, подросток не всегда имеет возможность идентифицировать себя со взрослыми своего пола, осваивать «мужские» или «женские» обязанности, полноценно формировать стереотип поведения своего пола [5, 3]. Например, у девочек, воспитанных в материнской семье, возникают проблемы, связанные с установлением отношений с мужчинами, ввиду отсутствия реалистического представления о противоположном поле: они либо демонстрируют полное неприятие мужского общества, либо, напротив, ведут себя излишне сексуализированно [5, 8].

3. Особенности умственного развития ребёнка.

По данным О.В. Морозовой, среди школьников из неполных семей примерно втрое больше успевающих слабо, чем тех, кто учится успешно. По сравнению с полной семьёй особенно низкий уровень успеваемости у мальчиков [10].

4. Трудности при овладении подростком социальными нормами.

Значительные затруднения подростки из неполных семей испытывают при усвоении норм, определяющих исполнение им семейных ролей.

В неполных семьях подросток не приобретает опыта отношений с обоими родителями через адекватные модели мужского и женского поведения, не имеет возможности наблюдать разнообразные модели семейных отношений: между мужем и женой; отцом и сыном (дочерью) или матерью и дочерью (сыном). Это негативно влияет на готовность и способность подростка создать собственную семью. Особенно уязвимыми, согласно результатам исследований, оказываются девочки [3]. Непрочность будущих браков таких детей может быть также следствием осо-

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

бой форму поведения одинокой матери, реже одинокого отца, требующих от ребёнка отказа от эмоционального расположения к другим лицам [5].

5. Сложности при формировании фундаментальных ценностных ориента-ций человека, определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы.

Существует мнение о деформированной шкале ценностей у подростков из неполных семей. Так, безусловную ценность — личное здоровье подростки из неполных семей признают в меньшей степени, чем их сверстники из полных. Они чаще совершают поступки, причиняющие вред их здоровью: курят, употребляют спиртные напитки и наркотики [5,10].

Здоровьесберегающее поведение подростка также в значительной мере формируется в семье за счёт усвоения образцов поведения родителей, особенно матерей. Согласно мнению специалистов, одинокому родителю свойственна низкая медицинская активность, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни.

По результатам исследований, жизненные устремления и планы, трудовые установки у подростков из неполных семей часто базируются на практическом расчёте, а не на романтических порывах, как у подростков из полных семей. При этом отмечается большая пассивность подростков из неполных семей в достижении значимых жизненных целей [7,10].

И.Ф. Дементьева показала, что дети из неполных семей на этапе выбора профессии проявляют больший практический расчёт и меньше романтических порывов, чем дети из полных семей. Свидетельством тому могут служить их более высокие требования к оплате труда, гарантиям от безработицы, её экологической безопасности. Более значимый интерес дети из неполных семей проявляют к престижу выбираемой профессии (37 и 32%), что, вероятнее всего, связано с развитым у них комплексом неполной семьи и потребностью компенсации уязвлённого в детстве самолюбия. Ещё более отчётливо проявляется влияние неполной семьи на такие требования подростков к профессии, как высокая квалификация (11 и 14%) и интересная работа (28 и 36%). Известно, что высокая квалификация достигается продолжительной профессиональной подготовкой, которая мало доступна детям из неполных семьёй с ограниченными материальными возможностями. Что касается пожеланий старшеклассников иметь интересную работу, то в современных российских условиях такое «возвышенное» отношение к профессии могут себе позволить почти исключительно дети из обеспеченных семей, чаще всего — из полных [5].

6. Особенности социального развития ребёнка.

Специфика жизнедеятельности неполной семьи сказывается на формировании у подростков качеств, необходимых для их успешной социаль-

Н.П. Иванова. Неполная семья: особенности социализации детей

ной адаптации и социализации в целом. Так, специалисты отмечают, что низкая возможность взрослого в неполной семье осуществлять родительские функции приводит к заметному росту самостоятельности подростков [5, 11]. Они часто вынуждены ввиду отсутствия взрослого действовать без направляющего совета родителя, принимать решения в сложных ситуациях самостоятельно. Но такая самостоятельность может быть вредна для подростка, ещё не всегда готового в силу возрастных психических особенностей к выполнению обязанностей и принятию решений на уровне взрослого ответственного человека. К тому же, по данным исследований, самостоятельность и чувство ответственности у мальчика могут полноценно формироваться только в том случае, когда в семье лидирует родитель того же пола (отец). При этом обнаружена следующая зависимость: ответственность, присущая отцу, в сильной степени влияет на формирование этого качества как у мальчиков, так и у девочек; в то же время развитое качество ответственности у матери влияет на формирование его только у девочек [1].

В то же время существует мнение, что социализация в неполной семье, наряду с очевидными недостатками, имеет ряд плюсов. И.Н. Димура, Г. Королёва, Л.Г. Петряевская, Г.С. Сухобская, А.И. Ходаков отмечают следующие возможные позитивные моменты:

— тесный эмоциональный контакт родителя и ребёнка (подростка), упрочение дружеских связей матери (отца) со своим ребёнком в ходе преодоления жизненных трудностей;

— большее уважение к родителю;

— более высокая степень самостоятельности ребёнка (подростка), не избалованного чрезмерной опекой взрослых;

— раннее появление чувства ответственности у подрастающей личности;

— благоприятный микроклимат в семье (взаимопонимание между родителем и ребёнком.

Описывая детско-родительские отношения в материнской семье, учёные отмечает более высокую воспитательную активность матери, более тщательный уход за ребёнком, постоянную заботу о его разностороннем развитии.

Сама по себе неполнота семьи (отсутствие одного из родителей) не является обязательным условием снижения качества социализации ребёнка по сравнению с полной. Но в совокупности с неблагоприятными факторами, выступающими следствием специфической жизнедеятельности неполной семьи, структурная неполнота негативно влияет на социализацию [8,9].

Так, Т.А. Гурко исследовала особенности развития личности подростков из семей разных типов. В качестве показателей формирования личности подростков рассматривались социальные и психологические характеристики. В первую группу характеристик были отнесены

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

успеваемость в школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения и сексуальным отношениям среди сверстников, курение и выпивка. В результате исследования автор формулирует вывод, что ни по одной из рассматриваемых характеристик не обнаружено различий между подростками, живущими в материнских семьях, с одной стороны, и подростками из полных семей, с другой [4].

Положение о повышенном риске девиантного развития личности подростка из неполной семьи было названо мифом в результате лонгитюдного исследования Б.Н. Алмазова, проведённого в период с 1979 года по 1991 год. Изучая средовую адаптацию подростков, автор доказывает, что «материнская семья при условии хорошего воспитания обеспечивает полноценное формирование характера и устойчивую средовую адаптацию».

Согласно результатам исследования особенностей нравственного развития личности подростков из неполной семьи, в условиях отсутствия отца значимую роль играет процесс психологической компенсации. В неполной семье создаются условия для развития таких необходимых качеств в жизни взрослого человека, как самостоятельность, умение искать выход из различных ситуаций. В процессе активного взаимодействия с окружающими, расширения круга общения дети из неполной семьи пытаются получить необходимую информацию, восполнить недостающее. Таким образом, они адаптируются к сложным социальным условиям. Самостоятельность в поведении, которая предоставляется родителем, способствует установлению многочисленных контактов, тем самым повышению активности, общительности.

Важным показателем уровня близости отношений ребёнка со своими родителями выступает количество обращений к матери и отцу за советом и помощью при условии добровольного признания права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные моменты жизни. Чаще всего подростки из неполных семей приоритетным советчиком выбирают мать (55%), в то время как дети из полных семей обращаются к матери лишь в 42% случаев. Обращение к отцу в крайней степени незначительно (6%), что объясняется как его территориальной, так и эмоциональной отдалённостью. В полной семье отец выступает в качестве мудрого старшего в 20% случаев. Со старшими детьми советуются 14% подростков из неполных и 17% — из полных семей. Подростки, воспитывающиеся без отца, значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг (49% и 39%). Очевидно, что уровень социальной и психологической зрелости принимаемых ими при этом решений напрямую связан с возрастом несовершеннолетних «советчиков». Весьма тревожным следует считать и тот факт, что почти треть детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно. Таким образом, ещё раз подтверждается феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокая способность строить конструктивное межличностное взаимодействие.

Н.П. Иванова. Неполная семья: особенности социализации детей

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000.

2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. /Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74.

3. Воспитание детей в неполной семье/под ред. Ершовой Н.М. М.: Знание, 1990.

4. Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности школьника, воспитывающегося в условиях детского дома.: Дисс. канд. псих. наук. М., 1993.

5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108-113.

6. Дементьева И.Ф. Неблагополучные семьи как социальная проблема. //Семья в России. Семья и права ребёнка. 2003. С. 80-95.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1992.

8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.,2002

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. С. 219

10. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

11. ОлиференкоЛ.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. ^^ Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учеб.

cyberleninka.ru

Особенности неполных семей

Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Изучая особенности неполных семей, мы провели методики “Кинетический рисунок семьи” и “Диагностика уровня школьной тревожности”.

Результаты данных методик показали, что у детей из неполных семей наблюдается подавленное депрессивное состояние, нехватка семейного общения, высокий и выше среднего уровень тревожного состояния.

Для снижения уровня тревожности, подавленного и депрессивного состояния детей, на наш взгляд, необходимо полноценное общение детей с обоими родителями, благоприятный психологический климат в семье.

В нашей стране на 100% заключенных браков ежемесячно происходит 50% разводов, то можно предположить, что около30% детей живут в неполных семьях. Поэтому в школах должна быть организована деятельность по сопровождению таких семей. В работе с неполной семьей школьный психолог в обязательном порядке должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможно возникновение специфических проблем, связанных с психическим развитием и формированием личности ребенка.

“Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и справедливости доминировала”. Сейчас ситуация к счастью стала меняться в лучшую сторону из-за необходимости серьезного подъема интеллектуального потенциала общества, который возможен только в условиях целенаправленного отбора и дифференцированного обучения одаренных. А дифференцированное обучение, в свою очередь, возможно только при учете индивидуальных особенностей личности, важной “ипостасью” которых являются психические состояния и общий эмоциональный фон, специфические на каждом возрастном этапе развития.

Учитывая феномен диссинхронии развития одаренных, особенно в контексте подросткового возраста, можно предположить преобладание негативного фона психических состояний в структуре психики интеллектуально одаренных подростков в отличие от подростков со средним уровнем развития интеллекта.

В исследовании анализируются результаты психодиагностики интеллектуально одаренных подростков социально-педагогического комплекса по работе с интеллектуально одаренными детьми “СЭЛЭТ”.

Так же используется метод сравнительного анализа. Мы сравниваем показатели интеллектуально одаренных подростков и показатели подростков со средним уровнем развития интеллекта, которые берутся как нормативные. Необходимо отметить, что и та и другая группы подбирались достаточно однородно по финансовому положению семьи и социальной ситуации, а так же по полу и возрасту.

Понятие воли
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение п .

Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса
Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов, считая сексуальность, как и многие другие народы, космическим началом. Растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации Руси, в который .

Приюты для дезадаптированных детей и подростков
Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами ст .

www.inminds.ru

Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).

Актуальность поднимаемой темы неполных семей обусловливается неблагоприятной социальной обстановкой вокруг института семьи и брака, кризисом патерналистских ценностей в современной России. Все больше женщин выбирают свободные отношения, рождение ребенка «для себя» эмансипацию и независимость, забывая о нарушении структуры семьи, об ответственности за будущее ребенка, воспитанного в монородительский семье. Именно поэтому очень важно понимать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

Для исследования выявления психологических особенностей женщин из неполных семей использовалась авторская биографическая анкета и модифицированная методика «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса и Сиднея Леви.

В конце 40-х годов каждый пятый, родившийся в нашей стране ребенок, был «незаконным». В 1944 году для таких детей был введен прочерк в графе «отец», своеобразное клеймо, которое было обязательным [5]. Свыше 15 миллионов детей вошли в жизнь с этим клеймом, и статистика монородительских семей, в особенности, когда только мать воспитывает детей, и в наше время только растет.

Неполная семья представляет собой разрушенную привычную структуру, где единой формой может быть только отец, мать и дети. С психологической точки зрения показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых им до 18 лет из-за потери одного из родителей [4].

Мы попытались проанализировать модель поведения и психологию женщин, выросших в неполной семье (без отца) в сравнении с контрольной группой женщин из полных семей.

Общую выборку в исследовании составили 20 женщин, 10 из них представляли группу в возрасте от 30 до 62 лет, 50% из них выросших в неполных родительских семьях (без отца). Контрольную группу составили представительницы полных родительских семей: 10 женщин, в возрасте от 22 до 42 лет, из полных семей. Вся группа респондентов являлась моими пациентами, проблемы которых были разрешены в ходе сеансов терапии.

Из всей выборки, включая контрольную группу, 50% состоят в браке, остальные в разводе или без пары. У 40% детей нет, у 30% один ребенок, у 20% трое и у 10% двое детей. 50% респондентов отметила, что их воспитанием занималась бабушка, 40% из них воспитывал отчим (неродной отец), в среднем родной отец оставлял семью, когда респондентам было от 3 до 7 лет, 30% воспитанием девочек занималась мать, а 20% воспитанием занималась няня. У 90% всех респондентов мать и бабушка состояли в официальном браке.

Учитывая, что чаще всего неполная родительская семья состоит из матери с одним или несколькими детьми, мы будем рассматривать особенности материнской семьи, их взаимоотношения и влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

Наши исследования женщин из неполной семьи выявили, что все 10 женщин, в среднем ощущают себя на 23 года (также были ответы 16 и 20 лет), т. е. проявляют признаки инфантилизма. Инфантилизм – незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам [8]. Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работой родителей (функционально неполные семьи) или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять время своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки – как не повзрослевшие дети, непосредственные, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции. Их чувства незрелы, а детский эгоцентризм (я – центр мироздания) часто переходит в деструктивный эгоизм[1].

Тем временем ответы контрольной группы о разнице между биологическим и ощущаемым возрастом составил в среднем 2-4 года, что говорит о зрелости в психоэмоциональной сфере.

Тест на незаконченные предложения Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test) – одна из вариаций аддитивной методики «незаконченных предложений», относящейся к группе проективных методик изучения личности. Тест Сакса-Леви, разработанный соответственно Джозефом Саксом и Сиднеем Леви в 1950 году, позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром – семьей, партнером, начальством, а также с самим собой. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности [3].

Сравнение вариантов завершения незаконченных предложений женщин из полных и неполных родительских семей

Особенности неполных семей
www.b17.ru

Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка

Татьяна Дикальчук
Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка

По данным статистики, в Российской Федерации в 50-е годы ХХ века только у 11% детей родители были в разводе, в 80-е годы уже 45%. Пик числа разводов пришелся на 90-е годы 50% детей воспитывались в неполных семьях.

Развод – это расторжение брака, юридическое прекращение его при жизни супругов.

Среди причин и корреляторов разводаупоминаются следующие:

• поздний или ранний возраст вступления в брак;

• размытые внешние границы семьи, что обуславливает вмешательство родителей супругов в их отношения;

• разочарование в партнере;

• низкий уровень дифференциации супругов, отсутствие личного психологического пространства;

• личностные особенности супругов;

• профессиональная занятость женщин, в том числе бикарьер-семья;

• неравенство образования и социального статуса;

• добрачная беременность(«стимулированный брак»);

• бесплодие одного из супругов;

• рождение ребенка в первые 1-2 года брака;

• супружеская дисгармония (ревность, измена, сексуальная неудовлетворенность);

• алкоголизм и наркомания одного из супругов;

семейные сценарии, включающие конфликты или развод родителей одного из супругов.

Дети, как и взрослые глубоко переживают неблагополучие в семье. Переживания ребенка, которые следуют непосредственно разводу, называют послеразводный кризис ребенка. Реакция детей на развод бывает разной, например, гнев и враждебность, шок и отказ верить в случившееся. Ребенок может чувствовать вину и самоосуждение, если у родителей возникают конфликты из-за детей, они могут переложить на себя ответственность за расставания взрослых или решить, что один из родителей не хочет жить с детьми.

Реакция на развод родителей зависит от возраста ребенка. Развод оказывает меньшее влияние на детей до 3-х лет. От 3 до 6 лет дети часто испытывают чувство вины самоуничижения. С 7 до 8 лет часто ведут себя агрессивно и винят в развале семьи обоих родителей. С 10 до 11 лет они чувствуют себя обиженными, заброшенными, стыдясь семейных проблем. С 13 до 18 испытывают чувства потеpи.

Ребенок переживающий разводсемьи часто сталкивается с целым рядом проблем:

• супруги отрицательно относятся друг к другу и передают эти эмоции (могут рассказывать нелицеприятное о своих супружеских отношения);

• родители манипулируют ребенком (отправляют ребенка в качестве «разведчика» понаблюдать, как живет бывший супруг);

• родители психологически меняются, к чему ребенок может быть не готов;

• родители перекладывают вину на ребенка за развод (родитель указывает на то, что причиной развода стала болезнь или размолвки в воспитании);

• внешние изменения семьи (переезд, другая школа, уменьшение материального благосостояния и др.);

• уменьшение воспитательных возможностей обоих родителей;

• дефицит общения с обоими родителями и другими родственниками;

• у ребенка может появиться истерическая пугливость (страх потерять второго родителя, страх его смерти или его болезни);

ребенок может воспринять уход второго родителя как отказ от него;

• ухудшение отношений со сверстниками.

Сами родители могут помочь ребенку в ситуации развода, родителям важно уделять больше времени и внимания ребенку, участвовать в его личной жизни, необходимо поощрять общение с ушедшим супругом, желателен минимум перемен в повседневной жизни ребенка.

По данным Е. П. Ильина, в нашей стране количество детей растущих без отца становится угрожающим.

Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению Т. А. Гурко, следует анализировать такие семья по источникам их формирования. Существуют различные семьи внебрачных или незамужних, разведенных или вдовых матерей, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Отцовские семья, которые могут образоваться в результате овдовения, развода и внебрачного рождения ребенка так же следует различать при изучении. Западные ученые вводят понятие бинуклеарной семьи. В этом случае развод разрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но не обязательно между отцом и детьми, матерью и детьми между матерью и отцом, они могут продолжать общаться друг с другом, хотя уже и по-другому.

Для нашей же страны, наиболее характерны неполные семьи, где мать одна воспитывает ребенка или нескольких детей. Выделяют три основных источника распада семей:

• распад семьи в следствие развода;

• pост смертности мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте.

Острой проблемой неполных семей является проблема их функционирования как института социализации и воспитания детей.

Выделяют несколько аспектов влияния неполной семьи на развитие ребенка:

• Социально-экономический. В первую очередь в неполных семьях зачастую возникают материальные проблемы. Женщина чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

• Медицинский. Сравнивая полные и не полные семьи, отмечаются значительные различия в обpазе жизни. В неполных семьях зачастую присутствуют вредные привычки (употребление алкоголя, курения, несоблюдение гигиенических норм жизни, социально-бытовая и жилищная неустроенность, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение. Дети из неполных семей значительно чаще, чем с полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели связывают не только с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери.

• Социально-психологический. Отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. Отец представляет для детей наиболее естественный источник познаний о технике, труде, мире, способствуя созданию социально полезных целей и идеалов, способствуя их ориентировки на будущую профессию. Если место отца в семье занимает отчим, а иногда дедушка, депривационные влияния подавляются, но возникает благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства у детей, появляющиеся на данной основе являются весьма частыми. Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значим для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, так же отец важен и для девочек, в качестве модели их будущего партнера. Дети без отца, как правило, страдают недостатком дисциплины, порядка и авторитета. Такие дети бывают часто несоциальными, агрессивными в отношении детей и взрослых.

• Психолого-педагогический. Трудности и ошибки воспитания ребенка неизбежны, если мать воспитывает ребенка одна, т. к. в отсутствии отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняются. В результате издержек материнского воспитания в неполных семьях может возникнуть деформация личности ребенка.

Выделяют три типа отношений в семейном воспитании в неполных семьях:

1. Мать ни когда не упоминает об отце и строит воспитание так, как будто его никогда не было. Этот стиль целесообразен в том случае, если ребенок не знал отца с самого рождения.

2. Поведение матери характеризуется обесцениванием отца, мать старается изгладить из детских воспоминаний даже незначительные впечатления. Эта позиция является неблагоприятной для развития отношений между ребенком и матерью.

3. Мать создает у ребенка представление об отце как об обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками. В этом случае ребенок благоразумно воспринимает авторитет матери, независимо от сложившихся семейных обстоятельствах.

В полной семье эмоциональный фон, благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности создает мать, отец же, осуществляет регуляцию поведения и выполняет функции нормативного контроля. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что не всегда получается.

Особо внимательной необходимо быть одинокой матери к выбору средств воздействия. Нужно помнить, что только она единственный источник социального научения ребенка, поэтому следует быть чрезмерно внимательной к угрозам и наказаниям, к нравоучениям. Мать в стремление оградить сына от ответственности и риска, жизненных трудностей, тем самым мешает сыну стать мужчиной, парализует его детскую волю. Чрезмерная опека сына матерью, еще одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания. В таком случае ребенок с детства отучается от инициативы и самостоятельности, боится сделать лишний шаг без мамы, мальчик становится пугливым, несамостоятельным и осторожным.

Таким образом, неправильное отношение матери к ребенку, вытекает в неправильное воспитание. Это либо чрезмерная строгость к ребенку («гипоопека», либо культ ребенка, в результате чего ребенок становится деспотом в семье («кумиром семьи», либо чрезмерная опека («гиперопека»).

Факт, что ребенок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-либо отклонений в его развитие, не накладывает ни каких специфических черт, дело лишь в том, что матери трудней в таких условиях воспитывать. В тоже время и в полной семье может быть неблагополучие в воспитании, поскольку перспективным является не разделение семьи, а психологические критерии.

Есть еще одна форма неполных семей – приемные семьи.

В России наблюдается увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация обусловлена pядом факторов: социально-культурных и правовых – снижением уровня жизни значительной части населения, безработицей, имущественным расслоением, деформацией морально-нравственных ориентиров, которые приводят к изменению межличностных отношений в семье, социально-экономические.

Все форма устройства детей в семьи принято называть замещающей семьей. Замещающая семья – это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и родители не являются биологическими родителями ребенка. К замещающим семьям относят семьи усыновителей, опекунские, патронатные, семейные детские дома, семейно-воспитательные группы и т. др.

Момент появления в семье приемного ребенка во многих отношениях – критический. Родители, с одной стороны, испытывают положительные эмоции в связи с появление нового члена семьи, возлагая на ребенка определенные ожидания и надежды, но с другой стороны, испытывают чувства повышенной ответственности, тревожности, страх что-то сделать не так.

Момент появления ребенка в семье является критическим как для приемной семьи, так и для самого ребенка. Это связано с тем, что ребенок из одной нестабильной ситуации попадает в другую. Постепенно ребенок начинает вести себя как и дpугие члены семьи, воспроизводя нормы и правила семьи.

На успешную адаптацию ребенкав семье и успешность родителей влияют следующие факторы:

умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

компетентность родителей в вопросах воспитания;

понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

отсутствие у родителей строгих религиозных и формальных ориентаций;

способность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные;

готовность отцов кооперироваться с социальными работниками;

способность матери относится к приемному ребенку как к индивидуальности.

Замещающая семья сталкивается с множеством сложных задач компенсации последствий депривации и травматического опыта детей-сирот.

Так же к неполным семьям относят семьи, возникающие в результате повторного брака.

Повторным называется брак, создающийся человеком (людьми) ранее состоявшими в брачных отношениях.

Выделяют несколько типов повторных браков:

1)По способу прекращения предыдущих брачных отношений:

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного супруга;

2)По наличию опыта брачных отношений:

• брак, в котором оба супруга партнера имели опыт супружеских отношений;

• брак, в котором один из супругов имел опыт супружеских отношений;

3) По наличию детей,рожденных в предыдущих браках:

• брак,в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков:

• брак, в котором один из партнеров не имеет детей от предыдущего брака;

• брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков;

4)По разнице в возрасте между партнерами:

• брак, в котором оба партнера ровесники или один незначительно старше другого;

• брак, в котором один из партнеров намного старше другого (разница превышает более 10 лет).

Семьи, у которых есть дети от предыдущих браков, испытывают особенные трудности, поскольку в такой смешанной семье, включается такие новые роли, как мачеха, отчим, падчерица, пасынок.

Можно выделить pяд факторов с нарушенным кровным родством, осложняющих формирование детско-родительских отношений. Семья травмированная разводом, такая ситуация вызывает противоречия во взаимоотношениях ребенка с матерью и родным отцом, женщины с бывшим мужем-отцом и настоящим мужем-отцом, между отцом и отчимом. Еще один факт соединение в повторно-брачной семье двух стадий жизненного цикла – процесса адаптации их к воспитательным ролям в изменившейся семейной структуре и адаптации супругов друг к другу. Еще один факт, факт рождения нового общего ребенка. Старшие дети могут испытывать чувство ревности.

Более низкая адаптация к новому браку родителей в подростковом возрасте, у детей раннего дошкольного возраста она более высокая. Подростки чувствительны к попыткам мачехи или отчима выполнять воспитательные функции и бурно протестуют против их требований. Дискомфорт в новой семье, зачастую является одной из основных причин в стремлении к ранней моральной и материальной независимости.

Изменение семейной структуры создает особую ситуацию, требующую адаптации детей, во многих случаях подобные изменения не проходят для детей гладко.

«Игра как средство социально — эмоционального развития» Конспект организации игровой деятельности в средней группе По теме: «Игра как средство социально – эмоционального развития» Разработала.

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

«Создание условий для эмоционального комфорта ребенка раннего возраста в адаптационный период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово «Создание условий для эмоционального.

Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания.

Консультация «Игровые маркеры как условие формирования игровой и познавательной активности ребенка» Организация предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В.

Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет» Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение.

Педагогический совет на тему «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» «Современная практика организации игровой деятельности» Слайд 1. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –.

Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие.

Воздействие музыкального воспитания на коррекцию эмоционального фона ребенка (из опыта работы) Воздействие музыкального воспитания на коррекцию эмоционального фона ребенка. (из опыта работы) Подготовила: музыкальный руководитель.

www.maam.ru
CATEGORIES