Проблемные семьи – проблемные дети

Неполная семья: социально-экономические проблемы

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.

Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.

Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Причины неполных семей

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей

Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией
развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.

В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.

Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод — психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.

Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье

Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
Исполнительная власть: жилье.
Церковь: материальная и натуральная помощь.
Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.
Психолог: проблемы психологического климата в семье.
Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.
Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).
Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.
Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.
Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

azbyka.ru

Однажды уязвленная душа: Взрослые дети из проблемных семей

Отрывок из новой книги профессора медицины, врача с 50-летним стажем и семейного ПСИХОТЕРАПЕВТА Валентины Москаленко — «У меня свой сценарий. Как сделать свою семью счастливой» (Никея, 2019). Валентина Дмитриевна размышляет о том, с каким набором качеств вступают во взрослую жизнь люди, выросшие в проблемных семьях, и какие опасные жизненные сценарии могут им грозить.

Особенности, о которых сейчас пойдет речь, проявляются у людей, выросших в самых разных нездоровых семьях. Не столь важно, царил ли в доме отец-тиран, или сверхопекающая мать, присутствовала ли там зависимость, или еще какая-то серьезная проблема, «поломавшая» нормальный ход семейной жизни. Эти взрослые дети очень похожи. Я привожу перечень их психологических особенностей так, как их изложила в своей книге Дженет Войтиц. О ней мне хотелось бы немного рассказать.

Что значит вырасти в проблемной семье

В 1988 году мне представилась возможность пройти стажировку по наркологии в США — я расцениваю это событие как «улыбку Перестройки». Отношения между СССР и США тогда были дружественными, и вот что для меня и моих коллег из этого вышло.

Нам прислали брошюру, в которой были описаны пятьдесят два курса по наркологии — каждый стажер мог записаться только на два из них, утренний и послеобеденный. Я выбрала для себя «Взрослые дети зависимых родителей» и «Семья зависимого». Обучение происходило в Ратгеровском университете, штат Нью-Джерси. Семинары проходили каждый день с девяти часов утра до десяти вечера, но это было совсем не утомительно, наоборот, очень интересно и познавательно.

Однажды на курсе «Взрослые дети алкоголиков» у нас преподавала Дженет Войтиц — ее статьи на эту тему я читала раньше в научных журналах, о чем ей и сказала. Меня глубокого интересовало то, о чем она писала, в результате мы очень душевно поговорили после занятий. Она мне тогда подарила свою книгу «Взрослые дети алкоголиков», которой я пользовалась многие годы и перевела ее для своих сотрудников на русский язык. А в 2014 году эту книгу издали на русском языке, теперь она доступна всем желающим. Дженет Войтиц, как я узнала позже, умерла в 1994 году от рака. У меня сохранились самые теплые воспоминания о ней. Я очень благодарна ей за проведенные исследования, за преподавание и, конечно же, за беседу со мной и за книгу.

Итак, вернемся к перечню особенностей детей из проблемных семей.

• Они не знают, что такое «нормальная семья». Для каждого из нас образец семьи — тот, который мы видели в детстве, родительский. Поэтому даже если дети вырастают совершенно адекватными, социализированными и не имеют дурных привычек, у них часто бывают весьма своеобразные понятия о человеческих взаимоотношениях. Например, очень многие полагают, что эмоциональное и физическое насилие в семье — это нормально, и что иначе детей не воспитать. «Меня били, и ничего, вырос же как-то!» Или они не представляют, чем заняться с семьей в свободное от работы время, как проявлять чувства и эмпатию.

• Они с трудом следуют правилам, планирование — не их конек. Ведь в их семье планов не было, все зависело от состояния родителей. Более того, строить планы, а потом наблюдать, как все рушится, — очень болезненно, поэтому иногда лучше ничего и не строить: как будет, так будет.

• Они часто лгут, даже когда правду сказать, казалось бы, легко, и это никого не расстроит.

• Судят себя — без жалости! Неудивительно: в детстве они постоянно подвергались родительской критике, все их существование было пронизано осознанием своей ненужности, несоответствия требованиям мамы и папы. Что бы ты ни сделал, все выходит плохо и глупо!

• Они не могут расслабиться и просто получать удовольствие от жизни. В их детстве эта «опция» была сведена к минимуму и, как правило, за «праздность» и веселье наказывали. Им трудно радоваться.

• Испытывают трудности в проявлении интимности — таким людям сложно сблизиться с кем-то. Это опасно: сегодня ты ему доверишься, а завтра тебе «наваляют» за это! Поэтому чувства проявлять опасно, и будет лучше, если о них никто не узнает. Это те самые «сопли-слезы и сю-сю» из детства, за которые могли наказать раздраженные родители.

• Остро реагируют в ситуациях, когда теряют контроль. Для ребенка потерять контроль, расслабиться было опасно. Расслабился, не контролируешь происходящее вокруг — сейчас тебе достанется. Не сумеешь увернуться, попадешь под горячую руку!

• Им всегда нужно подтверждение, что они делают все правильно. Более того, их в этом надо убеждать. Ничего удивительного: в детстве ребенка за одно и то же могли и похвалить, и побить, поэтому во взрослом возрасте таким людям становится необходимо внешнее одобрение, иногда неоднократное, чтобы убедиться у них все хорошо, и они делают все правильно.

• Они чувствуют себя непринятыми в обществе. Во-первых, ребенок всегда был чужим и ненужным в семье на фоне разных семейных неурядиц. Во-вторых, ему довольно сложно было жить среди сверстников: в любой момент могло случиться что-то позорное и не по его вине. Он мог не сделать домашнее задание просто потому, что отец читал ему нотации до двенадцати ночи, или выкинул его тетрадки в порыве гнева. Ребенок не может пригласить одноклассников к себе в гости — иначе «секрет семьи» выйдет наружу, и ему будет невыносимо стыдно.

• Испытывают чувство ответственности за судьбы окружающих, им кажется, что без них все рухнет. Одно неверное движение — и папа/мама рассердятся, а тогда… катастрофа. Но ребенок может и, наоборот, стать от этого совершенно безответственным и не интересующимся тем, что происходит вокруг. Слишком большой эмоциональный груз вытесняет желание вообще как-то участвовать в жизни других людей…

• Они, как правило, верны партнеру даже тогда, когда нет никаких причин быть верным (например, девушка продолжает встречаться с парнем, который ей несколько раз изменял и даже бил — все равно она раз за разом дает ему «второй шанс»). Они любят, в основном, вопреки — даже вопреки здравому смыслу.

• Они импульсивны. Нередко действуют наугад — «пан или пропал». Они боятся ошибок, и если выпадает «пропал», тут же смущаются, испытывают жгучий стыд и чувство вины, ощущают, что потеряли контроль над ситуацией, жизнью и собой.

С таким набором качеств довольно сложно поддерживать здоровые отношения с окружающими.

Честно говоря, я недоумевала, когда в первый раз читала книгу Дженет Войтиц. В тех качествах, которые она перечисляла, нет ничего особенного — ничего такого, что делало бы их обладателей отличными от других. Было бы очень удобно: встретил человека, и сразу тебе понятно, что он относится к группе взрослых детей из проблемных семей! Это совсем не так.

Дженет Войтиц права: дети из трудных семей вырастают, и на вид это — обычные люди, такие же как все. Только позже, когда я сама посвятила годы изучению неблагополучных семей с генетической и с психологической точек зрения, я поняла, насколько они страдают. У них формируется такой психологический склад, в котором психиатр может не увидеть никаких болезненных симптомов. А их душа при этом уязвлена.

Мы познакомились с качествами, которые может воспитать в человеке трудная семья. А к чему обычно приводит их сочетание? Какие риски подстерегают этих людей в жизни?

Опасные жизненные сценарии

Если взрослые дети не осознают своих саморазрушающих потребностей, им могут угрожать вполне определенные, специфические для них опасности. Какие?

Разные виды зависимости

В первую очередь — это зависимости: от алкоголя, наркотиков. И если химические зависимости дети могут унаследовать, а могут и нет, то созависимость, этот особый психологический склад, поражает все 100% детей проблемных родителей! Часто встречается и ее обратная сторона — контрзависимость.

Взрослые сыновья и дочери трудных родителей больше подвержены риску стать жертвой и других форм зависимости. Например, их могут увлечь азартные игры. Они могут страдать нарушением пищевого поведения — перееданием (булимией) или радикальным отказом от пищи (анорексией). Или приобрести зависимость от лекарств, чаще всего, транквилизаторов.

В этот же список входит и курение, и даже зависимость от кофеина, когда человек выпивает по двенадцать или даже больше чашечек кофе в день.

Человек, на самом деле, может стать зависимым от вещей, казалось бы, полезных и правильных: слишком усердствовать в спорте, иметь склонность спать по десять-двенадцать часов. Таких людей нередко кидает в крайности — религиозный фанатизм, зависимость от других людей и т. д.

Выйти замуж за зависимого или жениться на зависимой

Естественно, что не все дети из трудных семей заболевают зависимостью! Но некоторые из них — как женщины, так и мужчины — могут оказаться в «зависимом браке». Однажды, проходя обучение, я встретила мужчину — сына больного алкоголизмом отца. Этот мужчина был женат четыре раза и у всех четырех жен были серьезные проблемы со спиртным. Увы, это закономерность таких семей.

Женщины часто попадают в такую ситуацию: отец или мать были больны алкоголизмом, затем муж и, если был повторный брак, то и второй, третий избранник тоже не расстаются с бутылкой. Если у такой женщины есть сыновья, то один из них (или больше) заболевают алкоголизмом, а если есть дочь, вероятно, ее будут притягивать мужчины, склонные к зависимостям.

Эту закономерность тяжело принять, однако знать о ней полезно! Само по себе знание, конечно, не предотвращает такой сценарий. Здесь может помочь лечение, психологическая помощь, исцеляющая переработка своего прошлого. Поэтому не надо бояться обращаться за помощью! Нужно идти навстречу новому, жизнеутверждающему опыту.

Психосоматические болезни

У детей из трудных семей могут развиваться проблемы со здоровьем. Они возникают на фоне стресса, неотработанных ядовитых эмоций: человек привык накапливать в себе тяжелые чувства, не умеет выражать их, и в какой-то момент они вылезают наружу, дают о себе знать через тело и психику. Это могут быть язвенные болезни, колиты (воспаление кишечника), бессонница, необъяснимая тревога, депрессия, хроническая усталость, не проходящая и после длительного отдыха, головная боль, гипертония, аритмия сердца и другие.

Психические болезни

Самое распространенное психическое заболевание у взрослых детей из проблемных семей — депрессия. Она может сопровождаться нежеланием жить — мыслями о суициде. Еще одно проявление — неврозы, их симптомы многообразны: самые частые — раздражительность, гневливость, недовольство всей своей жизнью, постоянное напряжение, плохой сон. Одна женщина призналась в конце терапии: «Я даже спала со сжатыми кулаками». Другая женщина уверяла, что страдает синдромом хронической усталости, однако я настаивала на том, что ее состояние — проявление синдрома выученной беспомощности.

Жертвы насилия

Насилие в семье — это не только синяки, как многим представляется. Это еще страх, обман доверия, удар по самооценке — то, что психологи называют эмоциональным насилием. Любое избиение ребенка сопровождается мощным эмоциональным оскорблением, подрывает его чувство собственного достоинства. Быть избиваемым или быть только свидетелем избиения (например, видеть или даже просто знать, что отец поднимает руку на мать) — все это наносит одинаковый вред психике человека.

Взрослые дети из неблагополучных семей легче, чем другие люди, становятся жертвами физического или сексуального насилия. Казалось бы, никто не выбирает быть жертвой! Но увы: жертва — это внутренняя установка, и нередко насильники и другие агрессивные люди ее хорошо чувствуют…

Такие люди и сами нередко становятся обидчиками. Насилие, в большинстве случаев, верный спутник проблем в доме, и оно часто присутствует в нескольких поколениях одной и той же неблагополучной семьи.

До 60–80% семей, в которых есть зависимый, страдают одновременно и от агрессии, физического насилия кого-то из родственников. И не всегда им оказывается нетрезвый родитель! Трезвый тоже может проявлять агрессию — срываться на детях, колотить зависимого супруга…

Казалось бы, что люди, имеющие такой трудный опыт, могут противопоставить ему, на что могут опереться в стремлении измениться и изменить свою жизнь? Их опорой станет вера в то, что человек невообразимо выше, шире, чем его прошлые и нынешние беды, наследственность и характер. А потому даже невероятное ему по плечу! Вот что говорил своим слушателям митрополит Антоний:

«Я очень мало встречаю людей, которые способны верить в себя по-хорошему и любить себя по-хорошему. По-хорошему — это значит любить себя и верить в себя не самоуверенно, не самолюбиво, как мы это делаем постоянно, а любить в себе то, что осталось от Божественного образа и возрастает постепенно, и верить в тот свет, который заложен в нас Богом. Мы должны помнить: мы не всегда можем себе, в себя верить, но есть Некто, Кто неколебимо верит в нас. Бог не безумен, Бог не сотворил бы нас на погибель; и Бог не сотворил бы нас, зная, что мы только и сумеем сделать, что изуродовать Его творение. Он нас сотворил по любви; Его любовь нас родила в жизнь. И Он это сделал, веря, то есть в совершенно непоколебимой уверенности, что Его творческое действие по отношению к нам будет нам во спасение и мы будем когда-то, когда придет время, сиять вечным светом вечной Божественной жизни».опубликовано econet.ru.

Автор: Валентина Москаленко (отрывок из книги «У меня свой сценарий. Как сделать свою семью счастливой» (Никея, 2019)).

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Проблемные семьи - проблемные дети
econet.ru

Основные проблемы приемных детей

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Проблемные семьи - проблемные дети
www.ya-roditel.ru

1. Определение понятия «проблемная семья»

1. Определение понятия «проблемная семья»

Сущность психологического содержания понятия « проблемная семья » традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери, и т. д.

В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей.

Дисфункциональная семья – семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная семья – семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

По С. Минухину, особенности проблемных ( дисфункциональных ) семей могут быть описаны следующим образом:

? отрицается существование проблем в семье;

? существует недостаток интимности;

? чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения;

? семейные роли являются ригидными;

? индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности;

? индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи;

? общение членов семьи в целом находится на низком уровне;

? границы « Я » членов семьи размыты;

? семейные мифы не соответствуют реальности;

? конфликты протекают в закрытой форме ( боязнь открытого общения );

? редкостью являются юмор, оптимизм и забота друг о друге;

? существует хроническая неприязнь одних членов семьи к другим.

В отличие от проблемной семьи, гармоничная ( здоровая ) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья – система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе). Взаимно солидарные родители поощряют творчество по отношению к игре и экспериментирование в общении.

Целесообразно выделить следующие типы проблемных семей:

? семья с больным ребенком (психически или соматически);

? семья с нарушением внутрисемейной коммуникации;

? семья в разводе;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

psy.wikireading.ru
CATEGORIES