Виды общения в психологии

Виды общения

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды (схема 3).

Схема 3. Виды общения

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

Схема 4. Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект- ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в

зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью па- ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

Схема 5. Уровни общения

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.

Виды общения в психологии
studref.com

Общение — понятие, виды, функции, средства, цели

Понятие общения, его виды и типы

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Любой вид общения в психологии, с любым содержанием может иметь различные формы. Бывает три основных структуры общения:

  • Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
  • Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
  • Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
  • Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.

В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.

Цели и функции коммуникации

Только посредством правильно выстроенного разговора можно достигнуть поставленной цели. Таким образом, выделяют следующие функции общения:

  • Информационная — заключается в обмене данными.
  • Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
  • Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
  • Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
  • Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
  • Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.

Если между людьми завязывается беседа, значит, на то есть причины. Чёткое осознание целей и мотивов, побудивших к общению, помогает правильно выстроить диалог, вычленить важное и второстепенное и даже предугадать возможный результат.

Средства общения

  • Мимика — движение мышц лица.
  • Жесты — движения руками, головой, ногами.
  • Визуальный контакт — взгляд собеседника.
  • Пантомимика — моторика тела (поза, осанка, походка).
  • Такесика — прикосновения.
  • Проксемика — зона (дистанция) во время разговора.
  • Просодика — высота, громкость, тембр голоса.

Контролировать невербальную составляющую разговора очень сложно, поэтому, если человек понимает, что означает поза собеседника, характерные жесты и мимика, он сможет понять скрытый смысл диалога, выявить ложь или лесть.

Основные стили

  • Ритуальный — представляет собой набор стандартных, вежливых слов, выражений принятых и обязательно нужных в конкретном социуме, например, «Привет! Как дела?», «Что новенького?».
  • Императивный — заключается в желании одного человека подчинить себе другого, контролировать его действия, принудить к чему-либо. Этот стиль часто используют родители по отношению к детям или руководитель к подчинённым.
  • Манипулятивный — похож на императивный. Их общая цель заключается в подчинении собеседника, однако характерной чертой манипуляции является то, что воздействие оказывается очень осторожно и скрыто. Часто для достижения используют различные приёмы, например, лесть, могут присутствовать элементы запугивания, нередко демонстрируется сила (не физическая, а сила характера) или чрезмерная доброта.
  • Гуманистический — основан на непосредственном равноправии партнёров.

Какой стиль общения выбрать, зависит от того, с кем идёт разговор, в каком месте и ситуации. Обычно стиль выбирается по наитию. На подсознательном уровне человек всегда понимает, как можно говорить с тем или иным человеком, чтобы добиться желаемого.

Уровни общения

  1. Примитивный. Его особенность заключается в том, что к собеседнику относятся не как к отдельной единице, а оценивают как объект, с позиции «полезный — бесполезный». Если объект полезен, то во время разговора выбирается позиция доминаны, если же объект бесполезен, то пытаются как можно скорее прекратить беседу.
  2. Манипулятивный. На данном ярусе собеседник идентифицируется как игрушка, которой необходимо управлять. Здесь присутствуют все признаки инструментального общения, при котором сам факт беседы не является потребностью, а преследует любую другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса беседы.
  3. Стандартизированный. На этой ступени люди общаются формально, не вникая в суть, и чужие проблемы.
  4. Конвенционный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если являются противниками. Тут нет понятия «доминировать», но есть понятие «быть на равных». По определению это нормальное, цивилизованное общение между людьми.
  5. Игровой. На этой ступени могут общаться лишь друзья, мужчины и женщины, находящиеся на начальном этапе отношений и люди, имеющие значение друг для друга. Обычно партнёры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно.
  6. Деловой. На эту ступень общения переходят люди, продолжительное время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной влюблённости. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но присутствует уважение, доверие и преданность.
  7. Духовный. Высший уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. На этот уровень способны попасть лишь по-настоящему влюблённые люди или родственные души.

Виды общения в психологии
nauka.club

Материалы по психологии общения на тему: «Виды и средства общения»

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

Виды и средства общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио — и видеотехники).

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает Ї «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

Виды общения по целям :

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении

Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами, а не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Виды общения в психологии
infourok.ru

Методы психологии общения, позволяющие найти общий язык с окружающими

Общение — базовый способ создания различного рода отношений. Посредством вербальной речи личность входит в общество, устанавливает контакты, реализуется в учебе, работе, общественной деятельности. Психология общения с людьми включает не только сам процесс произношения фраз, но и связанные с ним особенности: формы и виды разговоров, правила общения, цели и способы обмена информацией.

Психология общения: мнение психологов о роли общения между людьми

Л. Выготский полагал, что через речь человек входит в сознание. Без возможности разговаривать люди не смогли бы развиваться психологически, оставаясь на уровне приматов. Психологи выделяют 3 составляющих разговора:

  1. Интерактивную — устанавливающую базовые правила взаимоотношения.
  2. Перцептивную — создающую основу восприятия чувств и эмоций друг друга.
  3. Коммуникативную — непосредственный обмен информацией.

Умение поддерживать разговор — залог психологического здоровья. Отсутствие навыков ведения разговора становится серьезным препятствием, изолирующим индивида от общества. Длительная изоляция приводит к полной атрофии навыков взаимодействия и развитию различных психологических заболеваний.

Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека

Общение — основа социального взаимодействия. С его помощью индивид:

  • получает необходимую информацию;
  • устанавливает межличностные отношения;
  • участвует во всех видах взаимодействия.

Цель разговора — установить связь между людьми. Обмениваясь информационными сообщениями, индивид получает возможность изучить взгляды собеседника, определить, подходит ли он для установления более личной формы отношений.

Что значит понимание во время общения, как его достичь?

Чтобы избежать неправильной трактовки, собеседникам следует уточнять спорные моменты. Обсуждая потенциально конфликтные темы, важно не только выражать свою точку зрения, но и учитывать мнение собеседника. Разговор — средство, которым следует пользоваться сознательно.

Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать

Поскольку основными функциями беседы в психологии считаются установление межличностного контакта и получение информации, для полноценного разговора необходимо учитывать ситуацию и форму общения. Основные виды общения:

  1. Примитивное — подбор собеседников происходит в корыстных целях, по личным соображениям.
  2. Манипулятивное — используется для получения выгоды. Средства манипуляции подбираются индивидуально.
  3. Духовное — близкий контакт между людьми, которые хорошо знают друг друга, установили высокую степень доверия.
  4. Формально-ролевое — общение происходит не с человеком, а его социальным образом.
  5. Деловое — интерес дела ставится выше индивидуальных особенностей, но они также учитываются.
  6. Светское — обмен репликами, допустимыми к конкретной ситуации. Настоящее мнение собеседников не имеет значения.
  7. «Контакт масок» — обмен информацией формального характера, сокрытие истинных взглядов с целью отстраниться и соблюсти принятые в обществе правила.

В повседневном общении люди используют несколько видов вербального взаимодействия. Форма обмена информацией должна соответствовать ситуации и времени. Умение подобрать правильный вид общения — важный навык, необходимый для установления долговременных отношений.

Как настроиться на одну волну с собеседниками?

Насколько важно уметь слышать собеседника?

Полноценный разговор невозможен без умения слушать собеседника. Общение всегда представляет собой последовательный обмен информацией. Структура разговора невозможна без четкой последовательности. Каждый последующий обмен репликами формируется на основании предыдущих. Без умения услышать информацию, поданную собеседником, невозможно установить доверительный контакт.

Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров

Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:

  • дозированность информации;
  • целесообразность;
  • кооперативность;
  • правдивость информации;
  • ясность мыслей;
  • стремление понять мысль собеседника;
  • учет индивидуальных особенностей.

Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.

При общении возникают проблемы: как их определить и избежать

Психологи полагают, что для избегания проблем в общении достаточно обоюдного желания собеседников. Доброжелательное отношение и внимание способны сгладить первичную неловкость.

Почему возникает недоверие, как сблизиться с собеседником?

Личные особенности характера и ситуации часто мешают полноценному сближению. Между собеседниками возникает напряжение, они насторожены, замкнуты. Сближению препятствуют:

  • изначально негативное отношение к собеседнику;
  • нежелание прислушиваться к противоположному мнению;
  • стремление подавить собеседника, навязать свое мнение;

Сближение упрощается, если участники разговора настроены доброжелательно, имеют похожие взгляды, принадлежат к одной возрастной группе.

Главная задача разговора, основные функции вербальной речи

Для повышения взаимопонимания вербальную коммуникацию следует дополнять невербальными средствами: мимикой, позой, жестами. Правильный выбор невербальных средств помогает удовлетворить основные потребности, реализуемые посредством общения: эмоциональный обмен, интеллектуальное насыщение.

Психология общения с девушками: как начать разговор, чтобы заинтересовать любую девушку

Тему разговора предлагает инициатор, но важно учитывать интересы девушки. Если она поддерживает беседу из вежливости, но не испытывает интереса, разговор будет скомканным и натянутым.

Чтобы вызвать заинтересованное отношение, важно дать понять собеседнице, что она — особенная. Грубая лесть отталкивает, а искренняя симпатия располагает. Важно вести себя уверенно, но не навязчиво. Уважение — главное правило беседы, поэтому в случае прямого отказа настаивать на продолжении разговора нельзя.

Почему человек боится общения: причины и способы борьбы с фобией?

Боязнь общения зачастую возникает в раннем детстве. При первой неудачной попытке разговора со сверстниками ребенок становится замкнутым, избегает контактов. Давление со стороны взрослых только усиливает дискомфорт, заставляя его погружаться в себя и бояться людей. Если человек не справляется с проблемой социофобии во взрослом возрасте, он лишается возможности создать нормальные рабочие и дружеские отношения.

Виды общения в психологии
mystroimmir.ru

Общение, определение и виды (стр. 1 из 4)

ТЕМА: Общение, определение и виды.

1. Психология общения.

1.1 Функции и структура общения.

1.2 Трансактный анализ общения.

1.3 Вербальные и невербальные средства общения.

1.4 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и

механизмы психологического воздействия.

1.5 Синтоническая модель общения.

1.6 Виды и техники слушания.

1.1 Функции и структура общения.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выдляют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона

общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается

добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация – прцесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается ваимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – спрособность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) “предвзятые представления” — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим верить”). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеколм столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, посколку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутсьтвие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщекния, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

1. открытое – закрытое общение;

2. монологическое – диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значителная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности “нитзкой стороны”;

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). “Одностороннее выспрашивание” — полузакрытая коммуникаци, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. “Истерическое предъявление прооблемы” — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек “войти в чужие обсоятельства”, слушать “излияния”.

1. “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используютмся привычные маски (вежливости,строгости,безразличия,скромости, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции ,отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться от собеседника”

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера , возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собесепдника, згнает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения:

1. вежливость, такт : “соблюдай интересы другого”;

2. одобрение, согласие: “не порицай другоого”; , “избегай возражений”;

3. симпатия: “будь доброжелателен, приветлив”.

Кодекс делового общения иной:

1. принцип кооперативности: “твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора”;

2. принцип достаточности информации – “говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент”;

3. принцип качества информации – “не ври”;

4. принцип целесообразности – “не отклоняйся от темы, сумей найти решение”;

5. “выражай мысль ясно и убедительно для собеседника”;

6. “умей слушать и понять нужную мысль”;

7. “умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела”.

Если один собеседник ориентируется на принцип” вежливости,

а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения – реализация в конкретной коммуникативной стратегии на

основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения –совокуп-

ность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие:

1. доброжелателная позиция принятия собеседника;

2. нейтралная позиция;

3. враждебная позиция непринятия собеседника;

4. доминирование, или “общение сверху”;

5. “общение на равных”;

6. подчинение, или позиция “снизу”. Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения:

принятие нейтральная непринятие

партнера на равных партнера

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трасактного анализа

1.2. Трансактный анализ общения.

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрос-

лого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другогоо как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того,что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являсь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девченкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, ноодновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

mirznanii.com

Формы общения в психологии

Общение – процесс налаживания контактов между отдельными людьми и группами. Это многогранный многоплановый процесс, который обладает структурой и обычно опирается на четко обозначенные задачи. Виды общения в психологии отражают характер взаимодействия участников. Навыки коммуникации позволяют целенаправленно, в полном объеме доносить до собеседника нужные сведения, переадресовывать ему свои мысли, чувства, эмоции, используя специальные средства, выбирая подходящий в конкретном случае стиль.

Определение и структура

Категория общения в психологии рассматривает процесс взаимодействия членов социума, который происходит с целью удовлетворения потребностей. В результате взаимоотношений происходит обмен информацией, знаниями, навыками, мыслями, эмоциями, что составляет основу межличностных взаимоотношений. Структурные составляющие процесса общения:

  • Коммуникация (обмен информацией).
  • Интеракция (организация взаимодействия, обмен действиями).
  • Социальная перцепция (восприятие, познание, понимание собеседника).

В ходе общения проявляются индивидуальные черты каждого участника, что обуславливает появление форм, стилей, моделей общения, которые отдельно рассматриваются в психологии. Структура коммуникации складывается из относительно автономных компонентов, которые включают цель, содержание, инструменты и средства общения.

Классификация в психологии

Классификация общения предполагает разделение на виды и стили. Стили в свою очередь включают варианты кратковременного ситуационного поведения – поведенческие модели. Виды общения в психологии и их краткая характеристика:

  1. Материальное. Взаимная передача предметов.
  2. Когнитивное. Взаимная передача знаний, информации.
  3. Эмоциональное. Взаимная передача эмоций.
  4. Мотивационное. Изложение партнеру сведений о собственных желаниях, намерениях, побуждениях, целях, потребностях.
  5. Деятельное. Взаимная передача навыков, умений.

Интимно-личностное общение в психологии – это разновидность доверительных, открытых взаимоотношений, которые происходят между близкими людьми, чаще членами семьи. Типы общения в психологии в зависимости от вида участников общения представлены в таблице.

Общение – это такой тип взаимодействия в психологии, который бывает косвенным, опосредованным и прямым, непосредственным. В первом случае процесс коммуникации осуществляется между участниками, разделенными временем или пространством. Инструменты взаимодействия в данном случае: мессенджер, видео-чат, электронная почта, телефон, другие технические средства. Непосредственное общение происходит между участниками, которые находятся рядом друг с другом.

Функции

Виды коммуникации представлены в психологии разносторонними формами, которые охватывают все сферы жизни и потребности человека. В зависимости от целей и задач общения, различают его функции:

  • Контактная. Установление и поддержание контакта.
  • Информационная. Прием, обработка, передача информации между участниками.
  • Побудительная. Мотивация активности собеседника.
  • Координационная. Согласованная, спланированная совместная деятельность.
  • Эмотивная. Восприятие и передача эмоций между участниками.
  • Определительная. Выяснение и фиксация собственного места в социуме.
  • Влияющая. Регулирование поведения и личностных характеристик партнера.

Классификация общения в психологии подразумевает выделение видов, которые базируются на целях и задачах, поставленных с учетом деятельности индивида в рамках общества. Социальная функция коммуникации связана с регулированием общественно-трудовых процессов, передачей и восприятием индивидуального общественного опыта.

Основные стили и модели

Благодаря особенностям психотипа каждого участника процесса общения формируется определенный стиль коммуникативного взаимодействия. Любой личности присущ индивидуальный стиль, который у творческих, интеллектуально развитых натур обычно ярко выражен, эмоционально окрашен. Человек становится легко узнаваемым по характерному для него стилю разговора и поведения.

Манера держаться с собеседником определенным образом сказывается на эффективности взаимоотношений. Манера формируется под влиянием таких факторов, как социальный статус индивида, личностные характеристики, накопленный жизненный опыт, коммуникативные навыки. Для каждого вида и уровня общения в психологии существует стиль коммуникации. Основные стили:

  1. Творческий. Продуктивный стиль. Диалоги и совместная деятельность строятся на паритетной (равноправной) основе. Участники стремятся к единой цели. Для ее достижения в ходе конструктивного диалога выбирают оптимальные решения. Стиль позволяет раскрыться личностным характеристикам обеих сторон. Отчетливо проявляются этические установки и профессиональная компетентность участников.
  2. Дружеский. Обладает особенностями, свойственными предыдущему стилю. Строится на взаимном интересе сторон к личностям друг друга. Предполагает открытое, уважительное отношение ко второму участнику, без снисходительности.
  3. Менторский. Один из участников выступает в роли наставника. Его поведение обусловлено преднамеренным или неосознанным желанием опекать вторую сторону и руководить ее жизнью.
  4. Завлекающий. Внешне напоминает дружеский стиль, при этом акцент делается на завоевание авторитета и признания любыми способами. Желание понравиться второму участнику часто не поддерживается развитыми коммуникативными навыками. Стиль характерен для неопытных, начинающих руководителей, для родителей, которые пытаются найти способ управления детьми. Часто встречается в отношениях между представителями разного пола на начальных этапах знакомства – каждая сторона старается показать себя в лучшем свете, преувеличить достоинства, скрыть недостатки.
  5. Дистанционный. Стиль распространен в деловых кругах, в педагогической сфере. Сторона – руководитель, педагог, абстрагируется от проявления чувств и эмоций. Основной акцент делается на передачу второму участнику информации, сведений, знаний с последующей оценкой деятельности собеседника. Характеризуется заострением внимания на разнице участников, которая возникает в соответствии с форматом коммуникации – профессиональная сфера (опытный и начинающий специалист), образовательная сфера (педагог и ученик), служебные взаимоотношения (руководитель и подчиненный), общение между лицами разного возраста.
  6. Устрашающий. Деструктивный стиль. Развивается на фоне неуверенности в себе при условии более высокого положения в социуме, чем у второго участника. Возникает как результат отсутствия коммуникативных навыков, что приводит к невозможности настроить продуктивный диалог с собеседником. Ставит второго участника в зависимое, подвластное положение. Провоцирует негативную реакцию (страх, барьер отчуждения) второго участника к инициатору стиля коммуникации. Совместная деятельность жестко регламентируется формально-деловыми рамками.

В рамках каждого стиля возможно появление индивидуальных нюансов, которые позитивно или негативно влияют на взаимоотношения с партнером. Нередко индивид при смене партнера кардинально меняет стиль. Резкая, частая смена манеры поведения может свидетельствовать о слабо развитых коммуникативных навыках, мимикрии, когда человек интуитивно подстраивается под каждого нового партнера.

Стиль позволяет проявлять индивидуальность личности. Это устоявшаяся, фундаментальная категория, отражающая мировоззрение и личностные качества индивида. Сформировавшийся стиль поведения поддерживается постоянно в отличие от поведенческих моделей, которым свойственны определенные признаки в течение непродолжительного отрезка времени – конкретной ситуации.

К примеру, гипорефлексивная модель предполагает погружение индивида в себя. В процессе коммуникации он отстранен от действительности и партнера. Модель характеризуется преобладанием монологов, отсутствием внимания к доводам второго участника. Первый участник не слушает собеседника, не реагирует на его слова, полностью поглощен собственными идеями и целями, что приводит к отсутствию взаимопонимания и взаимодействия.

Гиперрефлексивная модель отражает желание индивида привлечь к себе внимание. Первого участника не заботит содержание и форма передаваемой информации. Его волнует реакция второго участника на сам процесс коммуникации и на личность первого. Межличностные отношения для первого участника обретают доминирующие позиции в жизни. Такому человеку свойственно сомневаться в собственных аргументах, доводах, поступках. Он моментально и остро реагирует на малейшие изменения психологического микроклимата, сформировавшегося в ходе диалога.

Средства

Средства выражения информации, мыслей, чувств бывают вербальными и невербальными. В первом случае обязательно используется речь, во втором – знаки, жесты, мимика. Объяснить собеседнику настроение можно невербальным способом при помощи позы, улыбки или красноречивого взгляда.

Виды общения в психологии
dom-isemya.ru

CATEGORIES