Как научить ребенка есть самостоятельно

Как научить ребенка есть все

Старые методы воспитания детей, те самые, которые применяли еще наши бабушки, сегодня ушли далеко в прошлое. Раньше дети были буквально всеядны, сейчас же иных малышей не заставишь съесть не то, что лишнюю порцию каши, а вообще хотя бы ложку.

Наверняка, каждой маме знакома ситуация, когда ее ненаглядное чадо сидит за столом, и с унылым видом вот уже час вытаскивает кубики лука из окончательно остывшего супа. То же самое касается завтрака и традиционной овсянки, и ужина с полезной брокколи и отварной курицей.

Полностью отчаявшиеся родители же в этот момент всеми правдами и неправдами пытаются уговорить малыша съесть еще хоть кусочек. Бесконечные “не будешь кушать – не вырастешь”, “самолетик летит в ангар” и прочие доводы уже давно не актуальны для современных детей. Так что же делать мамам в этом случае? Не обращать внимания на проблему или все-таки постараться привить ребенку любовь к гастрономическим яствам и пищевым привычкам?

Ответ очевиден: проблему нужно решать. Ведь пищевое поведение формируется буквально с грудного возраста, а неправильное питание приводит к многочисленным сбоям в организме.

У детей “нехочух” в более взрослом возрасте часто наблюдаются проблемы с весом, нарушения обмена веществ и патологии ЖКТ. Приучать ребенка есть все подряд – крайне важно, от этого зависит его будущее и успех. Сотворить чудо можно даже с самым строптивым малышом, главное – найти подход и понять своего ребёнка.

Доказано, что на формирование любой привычки требуется определённое время. Вкусовые пристрастия не являются исключением. Если малыш отказывается от тушеных кабачков сегодня, стоит попробовать подать этот же продукт завтра в другом блюде или варианте приготовления.

Терпение здесь – главный союзник родителей. Нужно пробовать, экспериментировать, проявлять фантазию, искать рецепты. Возможно, ребенок с удовольствием съест все тот же кабачок уже через 5-7 дней на радость маме.

Полет фантазии здесь безграничен: использование других салатных заправок, добавление нелюбимого ребенком ингредиента в выпечку, перемалывание в блендере пищи до состояния пюре. Пробовать стоит до тех пор, пока малыш не привыкнет к продукту. Нельзя полностью исключать определённое блюдо из ежедневного рациона только потому, что пару дней малыш выражает неудовольствие относительно ингредиентов.

Никакой агрессии

Распространенная ошибка всех родителей – агрессивное поведение и давление на ребенка. Подобные меры точно не приведут к желаемому результату, все получится в точности до наоборот: малыш возненавидит периоды приемы пищи и сами продукты, а к родителям больше не будет испытывать доверия.

Именно доверие – главный козырь в семейных взаимоотношениях. Если Вы хотите научить ребенка есть все, нужно научить его доверять родителям. В свою очередь, родители должны доверять ребенку, его словам, действиям и поступкам. Вполне возможно, что чадо не ест вовсе не потому, что ему не нравится блюдо.

Причины могут быть самые разные: плохое самочувствие, нет чувства голода, либо же мама слишком много положила. Заставлять ребенка съедать все подчистую категорически запрещено: впоследствии это может спровоцировать ожирение. Пусть малыш научится прислушиваться к собственным ощущениям и желаниям, и тогда процесс пойдет гораздо быстрее.

Пропускайте приемы пищи

Часто бывает так, что ребёнок вообще не хочет есть, даже если у него перед носом его любимые кукурузные хлопья или шоколадные шарики. В этом случае заставлять его не рекомендуется: через какое-то время малыш сам попросит покормить его. Также не следует между приемами пищи подкармливать чадо сладостями, фруктами, чипсами и прочим быстрым перекусом.

Пусть малыш действительно проголодается, тем более, что чувство голода не несет никакой угрозы здоровью. Кстати, голодный ребенок с гораздо большей охотой попробует новый продукт, который мама тщетно пытается ввести в детское меню вот уже неделю.

Фантазия – залог успеха

Сегодня в социальных сетях можно найти массу рецептов детского меню. Имеется пошаговый алгоритм действий, иллюстрированный понятными красочными картинками. Яичница в виде сердечка, блинчики, на которых джемом нарисованы улыбающиеся рожицы, мухоморы из яиц и помидоров черри – вариантов море.

Необычная сервировка стола погрузит малыша в увлекательную игру, в процессе которой он даже не заметит, что тарелка уже пуста. Кроме того, с подобными кулинарными творениями становится возможно спрятать неугодный продукт.

Помогут также персонажи из любимых мультфильмов малыша: можно рассказать, что черепашка ниндзя обожает брокколи, поэтому он такой сильный и выносливый. В общем, креативность – лучшие друзья.

Свобода гастрономического выбора

Задача мамы – создать полноценное меню для всей семьи на весь день. Задача членов семьи – выбрать из всего изобилия то, что нравится больше всего. Ребенок, несмотря на его возраст, тоже наделен правами, так почему бы не позволить ему самому решать, что он хочет съесть на обед или ужин?

Конечно, здесь важно следить за тем, что имеется в холодильнике и на полках шкафов. Если кухня забита быстрым, вредным, но с точки зрения ребенка, очень вкусным фастфудом, ничего не получится. В таких случаях малыш почти гарантировано отдаст предпочтение неправильной пище. Но если предложить на выбор плов с курицей или суп с фрикадельками, то оба варианта одинаково хороши.

Пусть ребёнок вместе с родителями наполняет продуктовую тележку товарами. Пусть участвует в кулинарном процессе. Такой подход поможет научить его есть все подряд быстрее, ведь каждому любопытному малышу интересно, что же за блюдо получилось совместными с мамой усилиями.

Родители – достойный пример

Дети – зеркальное отражение своих родителей. Практически всегда и во всем они повторяют поведение взрослых, когда те этого даже не замечают. Разумеется, если кто-то из членов семьи категорично настроен против баклажанов, то и ребёнок ни за что не станет их есть. Научить малыша есть полезную и разнообразную пищу можно только на собственном примере.

Постоянные увещевания и разговоры о том, что цветная капуста – кладезь витаминов, не возымеют никакого действия, если родители в это время едят гамбургер. Придется очень постараться и приложить максимум усилий, чтобы выдавить из себя искреннее и радостное “м-м-м, вкуснятина” во время поедания нелюбимого продукта. Однако эффект от таких действий не заставит себя ждать.

Как научить ребенка есть самостоятельно
nyamkin.ru

Как научить ребенка есть ложкой?

Один из первых навыков самообслуживания, который осваивает маленький ребенок — это умение пользоваться столовыми приборами. Большинство детей уже в полгода начинают «замечать» ложку и тянутся к ней, некоторые, заполучив этот предмет, даже пытаются использовать его по прямому назначению, но координация движений еще подводит, и попытки терпят крах. Родителям придется немного подождать, прежде чем их чадо овладеет искусством пользования ложкой.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно?

Точно на этот вопрос ответить никто не может, ибо он строго индивидуальный, но если говорить о тенденциях, то они таковы: большинство малышей начинают кушать без посторонней помощи в возрасте от года до полутора лет. Быстрее учатся владеть ложкой те дети, которым родители не возбраняют совершать попытки есть самостоятельно хотя бы руками: это «свинячество» на самом деле тренировка координации.

Когда можно начинать?

Тогда, когда мама видит, что малыш к этому готов. То есть: ребенок может самостоятельно сидеть на стульчике, он способен держать в руке и кушать печенье, кусок хлеба или фрукт, его движения уже достаточно скоординированы и он без проблем «попадает» в рот. Ориентировочно это возраст около 8 месяцев, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. В любом случае родителям не стоит ни подгонять, ни тормозить этот процесс, пусть все идет своим чередом. Излишняя опека будет мешать ребенку учиться есть самостоятельно, особенно опека со стороны бабушек: иные любвеобильные бабушки готовы кормить ненаглядного внучка с ложечки чуть ли не до института. Ничего хорошего в этом, конечно, нет.

Как проходит процесс приучения?

По-разному. Родителям следует быть чуткими и уметь подстраиваться под навыки и интересы малыша, чтобы использовать их для обучения. Когда ребенок начинает обучаться пользоваться столовыми приборами, то на кормления уходит больше времени. Процесс обучения займет не один день, и будьте готовы к тому, что у вас увеличится количество стирки и уборки: попутно с собой малыш не забудет покормить и кофточку, и любимого мишку, прольет треть супа на стол и еще и пошлепает по нему руками. Это нормально. Поощрять это, конечно, нельзя, но и разыгрывать великую драму тоже: разговаривайте с ребенком шутливым тоном, поощряйте успехи и ласково журите «неаккуратного» мишку, который еще маленький и «не умеет» кушать ложкой.

Что нужно купить?

Как только ребенок переходит с грудного молока на общий стол, его надо приучать есть на кухне или в столовой. Никаких на горшке, перед телевизором, в кроватке и т.п. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик для кормления. Магазины предлагают достаточное количество вариаций: это может быть отдельная разъемная конструкция стул+стол, это может быть стул, привинчивающийся к столешнице «взрослого» стола, это может быть высокий стул с откидной столешницей — на ваш выбор, кому что подходит. Не рекомендуется кормить ребенка сидящим на руках у взрослого.

У ребенка должна быть собственная посуда, из которой будет есть только он и никто больше. Нужно купить одну или несколько тарелок (три вполне достаточно, больше не надо), ложечка и вилочка. Нож ему давать пока рано. Эти предметы должны быть из пищевого термостойкого пластика, не бьющиеся, не колющие и не режущие. Тарелки должны быть достаточно глубокими с высокими бортиками, потому что дети набирают в ложку еду, ведя краем ложки по бортику, чтобы не упало. Поскольку малыши едят долго, то хорошо приобрести тарелку с подогревом: в низу тарелки есть емкость, в которую заливают горячую воду и пища дольше сохраняет тепло.

Чашку следует покупать из серии «непроливаек» со специальной крышкой и двумя ручками: такую чашку удобно держать и, если что, содержимое не прольется. А специальный сосок на крышке учит ребенка пить глотками, а не сосать жидкость. Емкость чашки должна быть 125-150 мл, чашку большим объемом ребенку будет тяжело удерживать.

Нагрудник — он убережет одежду от пролитых и опрокинутых блюд. Особенно хороши нагрудники с загнутым вверх низом, где, как в ковше, скапливается все, что полетело из тарелки мимо рта. Они изготавливаются из мягкого и гибкого, легко моющегося материала.

Как научить ребенка есть самому?

Начинать следует с ложки. Вилку целесообразно давать уже после того, как ребенок овладеет ложкой, хотя некоторые дети, напротив, учатся самостоятельному приему пищи, начиная с вилки: им удобней накалывать на нее кусочки котлет, овощей, мяса. Учить пользоваться ножом следует в последнюю очередь, когда ребенок будет уверенно владеть руками. Разумеется, нож тоже должен быть неострым.

Лучший способ обучения — наглядный пример. Ребенка следует сажать за стол в то же время, когда садятся все члены семьи. Такая компания малышу будет приятней и ему будет веселее кушать со всеми вместе. Маленьких детей нельзя оставлять за едой одних: они могут подавиться. Во время приема пищи ребенок должен сидеть в зоне досягаемости для взрослых, чтобы в случае необходимости те могли легко контролировать происходящее.

azbyka.ru

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей — признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

В каком возрасте нужно давать держать ложку?

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте — с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Выбор первой ложки

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи — собственный пример.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.
  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.
  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст — 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Этапы привыкания

  • Игровой этап — знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Как научить ребенка есть самостоятельно
dozhdalis.ru

Как научить ребенка есть самостоятельно

Сайт для любящих матерей и тех кто готовится ими стать.

Как научить ребенка есть самостоятельно

  • Автор записи:AstraLem
  • Запись опубликована: 13 октября, 2019
  • Рубрика записиДетям
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Ложечку за маму, ложечку за папу. И желательно, чтобы ребенок сам держал ту самую ложечку, и вилочку тоже. Еда отправлялась прямиком в рот, а не раскидывалась по всей квартире. Поговорим, как приучить ребенка есть самостоятельно.

Зачем это нужно?

Кому-то вопрос может показаться странным. Все должны уметь есть самостоятельно. Все должны, но не все родители торопятся приучать своего ребенка. Кто-то искренне считает, что ребенок не готов. Кто-то готов до совершеннолетия кормить сам, лишь бы не было раскиданной повсюду еды.

Для всех родителей есть несколько аргументов в пользу развития навыка самостоятельного приема пищи. Ребенок должен уметь есть самостоятельно потому, что:

  • умение владеть столовыми приборами положительно влияет на общее развитие ребенка: мелкая моторика, зрение, сообразительность;
  • навык обязателен для тех, кто планирует пойти в детский сад, в противном случае есть большая вероятность того, что ребенок останется голодным;
  • это дает больше свободного времени родителям, ребенок без “поездов и самолетиков” покушает, пока вы занимаетесь своими делами.

Для тех, кому доводов недостаточно, все еще остается главный — это должен уметь каждый.

Когда начинать?

Некоторые новомодные педиатры-блоггеры рекомендуют приучать ребенка к самостоятельному приему пищи с 10 месяцев. Умение владеть ложкой положительно сказывается на развитии мозга. Для малыша не так просто сначала выловить в тарелке, а потом донести до рта макарошку. Впрочем, если у него не получится этого сделать столовым прибором, то ковыряние в тех же макаронах руками позитивно отразится на развитии мелкой моторики.

Среднестатистические педиатры склонны считать, что ребенка следует начинать учить есть самостоятельно примерно с полутора лет. Большинство детей способны в этом возрасте понимать то, что хотят от них родители. Готовы изучать новые навыки. Если ребенок старается взять ложку во время кормления, позвольте ее взять. Когда есть личный интерес, научить гораздо проще.

Слишком долго откладывать обучение есть самостоятельно не стоит. Ребенок привыкает, что его кормят, и воспринимает за норму. А когда родители, наконец-то, решают вплотную заняться этим вопросом, он может отказаться. Интерес прошел, наступила привычка. Есть шанс, что начав ходить в садик, ребенок по примеру других научится. Но если каждый родитель будет оттягивать обучение важному навыку, то дети в садиках будут ходить голодными. Воспитатели не в силах накормить каждого с ложки несколько раз в день.

Поэтому в очередной раз нужно набраться терпения и при первой же заинтересованности малыша начать учить его есть самостоятельно.

Правила для родителей

Есть пять основных правил для того, чтобы процесс обучения прошел быстро и с минимальным вредом для родительских нервов, квартиры и самого малыша.

1. Приучайте тогда, когда ребенок голодный. Некоторые родители совершают ошибку, давая возможность поковыряться в остатках еды, предварительно скормив большую часть. Да, с таким подходом можно быть уверенным, что ребенок не останется голодным. Но для обучения есть самостоятельно это худший момент. Когда ребенок голоден, в первую очередь, он будет стараться удовлетворить физиологическую потребность — покушать. Если в нем уже половина тарелки, то инстинкт притупляется и на первый план выходит любопытство. Вместо того, чтобы учиться владеть столовыми приборами, ребенка больше привлечет ковыряние руками в тарелке или разбрасывание еды. Это же веселее, чем правильно держать какую-то ложку.

2. Не позволяйте играть с едой. Покушали — убрали тарелку. Развитие мелкой моторики — это замечательно. Но сейчас цель другая — научить есть самостоятельно. Да, и если ребенку не 10 месяцев, то есть масса других способов развивать мелкую моторику. Еда — не игрушка.

3. Разрешайте держать ложку в любой руке. Не стоит зацикливаться на том, в какой руке ребенок держит ложку. Главное, что он ее держит и использует по назначению. Дети до трех лет одинаково используют обе руки. Делать выводы о правше или левше рано.

4. Тренируйтесь на любимой еде ребенка. Даже те дети, кто уже отлично справляется со столовыми приборами, будут долго сидеть и размазывать нелюбимое блюдо по тарелке. Что говорить о тех, кто и ложку держать еще толком не умеет. Поэтому если малыш любит фруктовое пюре, учите кушать первым его.

5. Будьте морально готовы к бардаку первое время. Совсем обойтись без выпачканной одежды, стола и пола не получится. Относитесь к этому как к издержкам процесса обучения. Учить все равно рано или поздно придется.

И самое главное: если ребенок начал есть самостоятельно, пусть продолжает дальше. Тренируется, развивает навык. Не путайте его разовыми попытками.

Гаджеты, которые могут помочь

Детская индустрия активно работает и в направлении упрощения процесса обучению самостоятельному приему пищи. В первую очередь, производятся предметы, призванные обезопасить ребенка. Вот несколько полезных предметов, которые могут помочь родителям:

  • Стул для кормления. Представлены в огромном ассортименте по видам и цене. Отличный помощник и когда кормят родители, и когда ребенок начинает есть сам.
  • Детские столовые приборы. Нужны, в первую очередь, для безопасного приема пищи. Существует ряд моделей, которые предназначены непосредственно для начала самостоятельного приема пищи ребенком. Форма приборов помогает правильно их держать.
  • Силиконовые коврики-держатели. Качественные изделия помогут избежать перевернутых тарелок.
  • Слюнявчики. Много разновидностей, в том числе, с поддонами для выплюнутой или уроненной еды.
  • Кружки-непроливайки. Многие родители приобретают их задолго до того, как задумываются о приучении ребенка есть самостоятельно.

Или можно обойтись без всего этого и делать все по старинке — учить на взрослых столовых приборах. Кстати, некоторые дети предпочитают есть со взрослых тарелок, подражая родителям.

Как научить ребенка есть самостоятельно
loveandbaby.ru

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Советы опытных мам и пап

Сразу после рождения ребенка мама для него является центром вселенной. Однако со временем ребенок начинает стремиться к автономности, начиная самостоятельно есть, одеваться и пр. Родители должны всемерно способствовать этому, помогая малышу овладевать новыми для него умениями и навыками.

Одним из таких умений является самостоятельная еда. Обычно, первым столовым прибором, с которым знакомят малыша, является ложка. Поэтому мамы и папы, часто задают вопрос, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Выбираем приборы

Прежде чем вручить малышу его первый столовый прибор, его нужно приобрести. Какую же ложку стоит купить для ребенка?

Основное требование к столовому прибору – полная безопасность. В качестве первого столового «инструмента» стоит приобрести мягкую ложечку из силикона с пластиковой ручкой. Такие ложечки выпускаются специально для малышей, поэтому они имеют ручку, удобную для ребенка.

Кроме того, многие силиконовые ложечки являются термочувствительными. Если еда слишком горячая, то ложечка изменяет цвет. Это очень удобно, так как при разогреве еды в микроволновке не всегда пюре или каша прогревается равномерно. А использование термочувствительной ложечки исключает ожоги.

Важным достоинством силиконовой ложечки является ее мягкость. Они не поранит десна малыша, даже если он будет действовать не очень аккуратно.

После полутора лет можно будет заменить силиконовую ложечку пластиковой. Как правило, родители приобретают специальный набор детской посуды, в который входят тарелки (глубокая и мелкая), чашки и приборы.

Можно воспользоваться и советами бабушек и приобрести для ребенка серебряную ложечку. Но тут нужно быть очень внимательным. Дело в том, что производители выпускают сувенирные ложки. Ведь во многих семьях сохранилась традиция дарить младенцу серебряную ложку при появлении у него первого зуба. Сувенирная продукция не годится для использования по прямому назначению, так как серебро покрывается веществами, которые способствуют сохранению цвета металла. А эти вещества могут быть небезопасны для здоровья.

Кроме того, лучше приобретать серебряную ложку с пластиковой или костяной ручкой, так как серебро очень быстро нагревается и есть ложкой из чистого серебра горячую пищу не слишком комфортно.

Но тогда возникает вопрос, зачем вообще использовать серебряные ложки? Столовые приборы из этого металла ценятся не за красоту, а за то, что серебро обладает бактерицидными свойствами. Использование таких ложек является профилактикой стоматитов, молочницы полости рта и других инфекционных заболеваний.

Когда начинать обучение?

Детские врачи, в том числе и доктор Комаровский, не устают подчеркивать, что дети развиваются по индивидуальному «плану», поэтому назвать точный возраст, по достижению которого малыш должен сам активно «работать» ложкой, невозможно.

Средний возраст, в котором ребенок уже готов самостоятельно принимать пищу, составляет 1,5 — 2 года. Но некоторые детки очень ловко умеют кушать сами и в возрасте 1 год. А если мамы и бабушки не поощряют самостоятельность крохи и продолжают кормить с ложки, то он и в 3 года не сможет сам съесть кашу или суп.

Нужно понимать, что умение самостоятельно принять пищу – это существенный шаг вперед в развитии малыша, поэтому нужно будет поощрять его попытки.

Давать ребенку в руки силиконовую ложечку можно уже в 7-8 месяцев, когда он умеет уверенно сидеть и мама кормит его, усадив в высокий стульчик. Конечно, давая ребенку в руки столовый прибор, нужно понимать, что он, скорее всего, начнет колотить им по столу и вполне может попасть по тарелке. Поэтому нужно предпринять меры безопасности, а также, не слишком расстраиваться, если каша или пюре окажутся на столе или на полу.

Как проводить обучение?

Как правильно научить ребенка кушать ложкой? В принципе, ничего особо сложного в этом процессе нет. Нужно дать ребенку в руки «инструмент» и поставить перед ним тарелку с едой. Тарелку стоит выбрать небьющуюся и, желательно, с присосками на дне, чтобы посуду сложно было опрокинуть.

Далее нужно сесть рядом с ребенком и продемонстрировать, как нужно пользоваться ложкой. При этом чтобы облегчить ребенку задачу, учить его нужно на пище, имеющей консистенцию пюре. Такую еду легко зачерпнуть и донести, не расплескав, до рта.

Чтобы быстро научить ребенка есть ложкой, нужно придерживаться нескольких основных принципов: последовательность, настойчивость и регулярность.

Взявшись за обучение, «тренировки» нужно проводить ежедневно, чтобы закрепить и усовершенствовать навыки. Но если малыш заболел или устал, не стоит настаивать на самостоятельной еде в этот раз, проще накормить в этот прием пищи с ложки. А потом, когда малыш успокоится, продолжить обучение.

Решив научить малыша обходиться за столом без помощи, следует оговорить этот вопрос со всеми членами семьи. Иначе может получиться так, что родители пытаются научить ребенка, а сердобольные бабушки, жалея «бедную детку», продолжают кормить внучка с ложечки. Ребенок быстро поймет, что лучше немного покапризничать за столом, так как потом его все равно накормят с ложки.

Маленьким детям нужно демонстрировать, как нужно пользоваться ложкой, наглядно. Мама просто берет ручку ребенка, держащую ложку, зачерпывает ее пищу и направляет ее рот малышу. Обычно, достаточно проделать эту процедуру несколько раз, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Детям постарше можно показывать порядок действий на собственном примере. То есть ставить перед ним еду, давать ложку, а самой усаживаться рядом за столом и начинать есть из своей тарелки, призывая малыша повторять мамины движения.

Годовалый малыш, скорее всего, будет держать рукоятку ложки в кулачке. И это нормально, в этом возрасте моторика пальцев недостаточно развита, чтобы правильно держать столовый прибор. Но со временем ему нужно будет показать, как нужно держать ложку, а затем и вилку.

На первых этапах не стоит настаивать, чтобы ребенок доел всю порцию сам. Скорее всего, он быстро устанет орудовать ложкой, ведь это действие для него в новинку. Поэтому маме нужно будет докармливать ребенка второй ложкой. Можно и чередовать движения: одну ложку ко рту малыша подносит мама, вторую – он сам.

Полезные советы

Родители должны четко усвоить, что нельзя предъявлять к малышу требования, которые ему явно не по силам, но и делать за ребенка то, что он вполне может сделать сам, вредно для его развития.

Чтобы научить ребенка кушать ложкой самому без проблем, стоит прислушаться к советам опытных мам и пап:

  • Чтобы у ребенка возникло желание воспользоваться ложкой не для скучания по столу, а по прямому назначению этого предмета, важно, чтобы он хотел есть. Поэтому сначала ему стоит давать ложку, предлагая те блюда, которые он съедает с наибольшим аппетитом.
  • Не нужно торопить малыша, он осваивает новый и очень сложный для него процесс, поэтому родителям нужно запастись терпением. Некоторые родители кормят детей до 3 лет, не давая ложку в руки, а перед поступлением в садик начинают требовать от ребенка, чтобы тот за несколько дней обучился аккуратно пользоваться столовыми приборами. Это неправильная тактика. Лучше начать обучение раньше, но действовать, не торопясь.
  • Наблюдая за малышом, будет несложно уловить момент, когда он начнет проявлять интерес к ложке. Обычно, это случается в возрасте еще до года. Именно в этот момент и нужно дать в руки малышу столовый прибор и дать ему возможность тренироваться. Конечно, в этот период очень высока вероятность, что половина приготовленной порции пищи окажется на полу, но с этим придется смириться. Не лишним будет специально подготовить место для кормления, защитив доступным образом стены и пол (например, при помощи клеенки). Обязательно нужно приобрести несколько нагрудников с кармашками, чтобы не приходилось полностью переодевать ребенка после кормления.
  • Тренироваться можно не только за столом. Приобретите для игры песочный набор, копая песок лопаткой и насыпая его в формочки, ребенок учится делать точные движения, которые помогут ему освоить процесс самостоятельной еды. Еще одна полезная игра – кормить кукол или маму игрушечной ложечкой.
  • Чтобы побудить малыша есть, стоит приобрести для него специальную посуду, украшенную забавными рисунками, а также, не лениться украшать блюда. Например, нарисовать на поверхности каши «рожицу» сиропом варенья или выложить цветочки из ягодок.

Учим этикету

Учить правильному поведению за столом нужно с самого раннего возраста. Ребенок должен твердо усвоить, что, прежде чем сесть за стол, нужно обязательно помыть ручки.

Желательно кормить ребенка в одном, специально отведенном месте – на кухне или в столовой, то есть, там, где обедает и ужинает вся семья. Не нужно стараться впихнуть в малыша кашу, пока он занят игрой. Процесс принятия пищи должен протекать по определенному ритуалу: мытье рук, усаживание за стол, еда.

Не стоит окружать кушающего ребенка игрушками, включать мультфильмы или еще как-то стараться его отвлечь от основного процесса. Это формирует неправильные привычки.

Нет смысла ругать ребенка, если он случайно что-то пролил. Но вот учить его пользоваться салфеткой и сразу же ликвидировать аварию необходимо с раннего возраста.

Как научить ребенка есть самостоятельно
4allwomen.ru

Когда и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Малыш растет, и приходит время научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Этот предмет интересует кроху очень давно, он с удовольствием хватает чайную ложечку, размахивает ею и бросает на пол. Не препятствуйте его увлечению, но постоянно напоминайте, зачем нужны столовые приборы. Купите кукольный сервиз, вместе с ребенком усаживайте игрушки за стол и «угощайте» их вкусными блюдами. Не забывайте, что дети учатся на примере взрослых и если их всегда кормят в одиночестве, они не видят, как кушают мама и папа, – в этом случае объяснять правила поведения за столом придется очень долго.

Насколько легко будет ребенку научиться кушать самостоятельно, зависит от усердия и терпимости родителей. Развитие каждого ребенка идет по отдельному сценарию – нельзя выявить четкие рамки периода обучения. Индивидуальную готовность определяет мама. Самое главное – чтобы малыш чувствовал себя комфортно во время уроков.

Использование ложки – первый навык самообслуживания

Некоторые мамы совершают ошибку, не давая малышу самостоятельно развиваться. Ребенок хочет сам покушать ложкой, попить из чашечки, взять тряпку и вместе с мамой протереть пыль. После таких упражнений приходится мыть и свое чадо, и все окружающие его предметы. Не нужно сердиться на кроху, подумайте: а у вас с первого раза получается любое новое дело? Найдите повод каждый раз похвалить его, скажите, что сегодня уже получается лучше, чем вчера, и малыш в следующий раз приложит все силы, чтобы порадовать маму.

Еще до года у младенцев проявляется желание что-то сделать самостоятельно. Воспользуйтесь этой возможностью и учите его первым навыкам самообслуживания. Главная потребность ребенка – пища, с решения этой задачи и нужно начать. Определите, какие кушанья больше всего нравятся сыну или дочери, и для первых уроков составьте именно такое меню. Научить ребенка есть ложкой проще, начиная с густых блюд: пюре, каш. Очередь супа подойдет, когда он сможет держать столовые приборы ровно.

Любой младенец хочет скорее вырасти и научиться делать все, как мама с папой. Объясняйте ребенку, что с ложки кормят только маленьких, а большие дети и кушают, и одеваются сами. Хорошо, если в семье есть старшие братья и сестры, – покажите на их примере, что подросшие дети все делают самостоятельно. Не спешите, наберитесь терпения. Придет время, когда ваш малыш тоже захочет стать большим и самостоятельно схватится за ложку.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Необходимые предметы

Обучение кушать ложкой без помощи взрослых требует не только моральной, но и материальной подготовки со стороны его близких. Теперь кормление будет занимать больше времени. Первое время не все содержимое ложки будет попадать «по адресу», поэтому основательная уборка прочно войдет в расписание.

Чтобы кормление не выбивало маму из сил, ей следует приобрести:

  • непромокаемый передник для малыша;
  • клеенчатый материал, которым она застелет пол;
  • детский стульчик для кормления;
  • посуду для обучения самостоятельному кормлению.

Порции еды нужно увеличить в 2-3 раза, так как многое прольется мимо рта. Приготовьте любимое лакомство малыша, это мотивирует его съесть больше. Но не готовьте для этого супы. Сначала, малыш учится есть густую пищу, лишь потом – жидкую.

Какой должна быть правильная ложка?

Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.

Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.

Детская посуда должна быть:

Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.

В продаже можно встретить модели из разных материалов.

  • Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
  • Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам. Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи. Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
  • Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.

Принципы обучения

Для достижения результата молодые родители должны соблюдать 4 основных правила.

  1. Непринужденная обстановка. Нельзя заставить ребенка кушать ложкой. Применяя насилие, вы получите обратную реакцию. Попробуйте заинтересовать ребенка, мотивировать его на обучение. Например, купите яркую ложку с детскими рисунками. Малыш точно захочет подержать ее.
  2. Степенность. Кормление может затянуться, но ребенок не должен спешить. Хвалите малыша, играйте с ним, но не торопите.
  3. Удобное время. Для освоения нового навыка следует выждать момент, когда ребенок настроен на игру. Он не слишком голоден, бодр, не хочет в туалет, в хорошем настроении.
  4. Помощь. Педагоги убеждены, что не нужно возвращаться к кормлению из бутылки или из рук мамы, когда родители уже начали приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Но зачастую это утверждение понимается слишком буквально. Ни в коем случае не оставляйте ребенка с неподдающейся ложкой один на один! Корректируйте движения. Помогайте, когда это требуется. Ощущение беспомощности повергнет ребенка в панику, а затем спровоцирует капризы и отказ от самостоятельного питания.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

Когда малыш сильно двигает ложкой, тарелка может скользить по столу. Чтобы ему было удобнее, приобретите специальную детскую тарелочку на присоске, которая будет надежно закреплена. Но пользуясь такой тарелкой, следите за тем, чтобы малыш с усилием не пытался снять ее со стола, в этом случае все ее содержимое по инерции может разлететься по всей кухне.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

Ошибки родителей

Маленького ребенка нельзя заставлять делать то, что он не хочет. Родители, которые воспитывают детей по системе Монтессори или похожим методикам, без принуждения быстро приучают ребенка обслуживать себя самостоятельно. Не заставляйте кроху брать ложку, если он отказывается это делать. Через некоторое время ему самому захочется кушать, как папа и мама.

Начинайте обучение, когда ребенок веселый, а на столе стоит его любимое блюдо. Не ругайте, если он бросит ложку и начнет хватать еду руками. Лучше возьмите сами столовый прибор, зачерпните из его тарелки, покажите своим примером и объясните словами, что так кушать намного вкуснее и приятнее. Не начинайте обучение, если малыш не в настроении, капризничает или плохо себя чувствует.

Некоторые дети не хотят брать ложку, зато с удовольствием хватаются за вилку. Ничего страшного, если вначале малыш освоит этот прибор. Приобретите ему безопасную вилочку с тупыми зубцами и покажите, как ею пользоваться. Первые занятия могут быстро утомить малыша. Если он устал, не настаивайте и докормите сами.

Ребенок не хочет есть ложкой

Ребенка научили есть ложкой, но он не хочет этого делать. Он ест руками или просит его покормить. Многие родители сталкивались с такой проблемой. Основная их ошибка – настаивать и требовать подчинения. Не стоит заставлять малыша. Он не виноват. Попробуйте понять причины такого поведения. Возможно, ребенку не нравится его ложка. Тогда попробуйте выбрать другую ложку вместе. Если причина не в этом, вспомните про 2-й этап и покажите на личном примере, как правильно кушать. На малышей положительно действует пример со стороны сверстников – сводите своего упрямца в гости.

Приучение детей к аккуратности

Малыш уже умеет кушать сам, но делает это очень медленно и неаккуратно. Возможно, он хочет, чтобы маме надоело отмывать грязный стол и она сама покормила его. Делать этого не следует, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка. Дождитесь, пока он проголодается, и поставьте на стол его любимое блюдо. Когда хочется кушать, рука сама начнет двигаться быстрее. Если малыш нарочно разбрасывает пищу, не ругайте, а просто завершите кормление и объясните, что еда очень вкусная, и если бы он ел аккуратно, в ротик попало бы намного больше.

Если ребенок ест очень медленно, сядьте обедать всей семьей. Когда взрослые закончат трапезу, они выйдут из-за стола и займутся своими делами. Кушать всем вместе было весело, а в одиночку сидеть над тарелкой совсем не хочется. Чтобы поскорей заняться играми, малышу придется быстро доесть блюдо.

Когда малыш подрастет и начнет уверенно орудовать ложкой, можно приучить его убирать за собой со стола. Пусть он поймет, что после аккуратного обеда протереть стол нетрудно, а когда вся пища раскидана, мыть придется много. Не заставляйте малыша наводить чистоту, а покажите, какое красивое место у взрослых и какой грязный его уголок. Кушать там будет неприятно, лучше вместе с мамой убрать крошки и больше не безобразничать за обедом.

Как научить ребенка есть самостоятельно
razvivashka.online

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES