Неполные семьи
Неполные семьи
материал на тему
доклад к круглому столу: “Основные типы и проблемы семей”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Доклад на тему: «Неполная семья»
(к круглому столу: «Основные типы и проблемы семей»)
Выполнила: Медведева Анастасия Валерьевна
Неполная семья быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, дети-бабушки, дедушки. Такие семьи называют еще «материнскими», а женщину, воспитывающую детей без отца – «одинокая мать».
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения считаются:
Причины, по которым кто-то из родителей
(в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, самые разные:
- увеличение количества разводов. Развод – частая причина появления неполных семей;
- увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца;
- увеличение смертности мужчин. По статистике смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов.
Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:
– матери, родившие ребенка без мужа, сознательно;
– матери, родившие ребенка без мужа, вынужденно;
– матери, усыновившие ребенка, без мужа.
Негативные факторы воспитания в неполных семьях:
– совмещение профессиональной и родительской ролей : при режиме полной занятости существенно снижается время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком;
– надзор за детьми: из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей.
6 наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
– гиперопека: р ебенок и его проблемы выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций;
– отстраненность матери от воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке: впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все больше и больше, но она уже не в состоянии выполнять возрастные запросы, отсюда многочисленные конфликты;
– препятствие контактам ребенка с отцом: это обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу;
– двойственное отношение к ребенку: проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;
– стремление матери сделать ребенка образцовым: м ать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний;
– отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания: причины разные, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и пр.;
– серьезные материальные проблемы.
Меры поддержки неполных семей:
– государственное ежемесячное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей в размере минимальной зарплаты. Государственные пособия назначаются и выплачиваются также вдовам;
– льготы при поступлении в ДОУ;
– разъяснять эмоциональное, экономическое и медицинское преимущества брака;
– просвещать население в отношении природы современного брака;
– широко обнародавать данные исследования о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки;
– усилить внимание к детям: занятость в кружках по интересам, спортивных секциях, детских общественных организациях и пр.
nsportal.ruРебенок в неполной семье
Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№36, июль-август 2010).
Как вырастить ребенка в неполной семье? Эта проблема, к сожалению, актуальна для православной среды ненамного меньше, чем для людей невоцерковленных. Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Стоит прислушаться к советам профессионального психолога.
Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать — и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги. И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.
Как возникла неполная семья?
Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни — разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:
- Кто отсутствует в семье?
- Как долго?
- В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
- Кем был заменен отсутствующий родитель?
- Каким был отсутствующий родитель?
- Каким является присутствующий родитель?
- Каков сам ребенок?
Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье — тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…
Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать.
Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.
Особенности воспитания в неполной семье
Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.
Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.
Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.
Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, — правдивости и искренности воспитателя.
Кроме того, не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.
О трудностях отцов-одиночек
У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребенка грудью… А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.
И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.
Повторный брак
К повторному браку нельзя относится однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений — новый брак нежелателен.
Потребности ребенка для здорового развития
У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.
Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем
Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.
Второй круг: потребность социального учения
И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.
Третий круг: эмоциональные потребности
И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.
Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь
Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?
Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.
Подводим итоги
Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.
materinstvo.ruЧем «страшна» неполная семья для ребенка?
Каковы причины детской агрессии, асоциального поведения подростков, развития зависимостей от психоактивных веществ, самоповреждений, суицидальных попыток? В каждом списке факторов, влияющих на возникновение проблемного поведения детей, мы без труда обнаружим, что один из них – неполная семья.
Предлагаю отделить зерна от плевел и разобраться, так ли и чем страшна неполная семья для ребенка.
А судьи кто?
Как правило, пренебрежительные суждения по типу «там ребенка воспитывает одна мама, папа неизвестно где» я слышу от людей, состоящих в браке. Не то чтобы они долго думали над этой фразой, скорее она произносится на автомате – родителями, педагогами, заведующими дошкольных организаций, директорами школ. Эта деструктивная установка способствует стигматизации семьи как «не достаточно хорошей». И это несмотря на периоды в истории России, когда неполная семья означала гибель одного из родителей при защите своей страны, делая эту семью героической.
Как будто в случае развода или принятия решения о самостоятельном материнстве или отцовстве вам выдают открытку: «Поздравляем, вы стали семьей группы риска». К слову, в ту же «группу риска» вы попадаете, если вздумаете вступить во второй брак (ничем ведь не угодишь!) или удочерить/усыновить ребенка.
Несмотря на то, что с каждым годом таких семей становится больше, миф о вреде неполной семьи очень живуч. Объективно, если мы хотим списать неполные семьи как недостаточно пригодные для воспитания детей, как в Спарте, слишком много людей придется сбрасывать со скалы. Значит, термин «нормальная семья» пора пересмотреть. Если норма – это допустимый диапазон, нам придется признать, что неполная семья может рассматриваться как вариант нормы.
Как вы лодку назовете…
Поговорим про термин. «Неполная» семья звучит как обделенность, ущербность, как некая предполагаемая пустота, вакантное место в семье. В силу обстоятельств ребенок воспитывается одним родителем.
Представьте, если в паре родителей существует более или менее равное разделение обязанностей в сферах заботы о ребенке, ведении хозяйства, обеспечении дохода, то родитель, воспитывающий ребенка один, фактически берет на себя полную ответственность за все эти сферы, и во многих случаях вполне успешно справляется с ней. Если это возможно, подтягивая ресурсы родных, друзей, бывших супругов, а иногда безо всякой помощи. Но вместо признания усилий или моральной поддержки, часто слышит только упреки-клише в свой адрес «что вы хотите, неполная семья».
В книге Ю. Гусевой «Нежные мальчики, сильные девочки» приводится более адекватный и гуманный термин. Предлагается определять семью исходя из родителя, который берет ответственность за ребенка – соответственно материнская семья (мама + ребенок или дети) и отцовская семья (папа + ребенок или дети). Согласитесь, гораздо приятнее жить в материнской семье, чем в «неполной».
Мама – главное слово в каждой судьбе
Часто сами матери, оказывающиеся в условиях, когда они с ребенком один на один, испытывают затруднения и сомнения в своих педагогических родительских силах. Причиной может быть как социальное давление («срочно ищи кого-нибудь», «кому ты нужна будешь с ребенком»), негативное влияние мифов о неполной семье, так и финансовые сложности.
Изучая вопрос о влиянии неполной семьи на ребенка, я вспомнила доклад А. А. Реана, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, который прозвучал в 2018 году на Всероссийской конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся», организованной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность . Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:
- Ребенку необходимо чувствовать хороший уровень контроля и внимания со стороны матери (да, именно матери); дети, совершавшие преступления, описывают уровень материнского контроля как недостаточный, отсутствующий, себя как «недисциплинированных» – внешний контроль очень важен для психики ребенка, т. к. все, что мы проконтролировали снаружи, постепенно переходит на внутренний контроль самого ребенка. Любопытно, что подростки воспринимают снижение контроля со стороны родителей, «уважение свободы ребенка» как отсутствие заботы, внимания и эмоционального контакта.
- У ребенка очень важно формировать положительное отношение к матери; негативное отношение к матери перерастает в негативное отношение с другим людям и в негативное отношение к нормам права (!) – так что если вы слышите, как человек негативно отзывается о своей матери, это тревожный симптом в любом возрасте.
- Именно мать является эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, а бабушка выбирается в наперсники в два раза чаще, чем дедушка; степень влияния членов семьи выглядит так: мать – 57,5%, отец – 23,7%, бабушка – 8,2%, дедушка 4,3%, старшие братья/сестры – 6,2%. Следовательно, именно мама оказывает наибольшее влияние на личность ребенка, в идеале – мама, с которой ребенок в отношениях близости и доверия.
- Положительно влияет на формирование законопослушного поведения сохранение традиции семейных ужинов; оказывается, совместный вечерний прием пищи (5-7 раз в неделю) делает детей более устойчивыми к формированию зависимостей от курения, алкоголя и наркотических веществ.
Следовательно, ключевой фигурой, влияющей на ребенка, является мама: хорошо контролирующая, имеющая доверительные отношения с ребенком, сохраняющая традицию семейного ужина и воспитывающая ребенка/детей в уважении к ней.
Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.
Счастье – это когда все дома?
И последнее. К сожалению, полная семья не дает вам никаких гарантий относительно того, как сложится жизнь (в том числе семейная) у ребенка. Можно сколько угодно сохранять двух родителей в деструктивной семье, конфликтной семье, семье с психологическим или физическим насилием. Но думать, что эти отношения родителей не скажутся на ребенке, по меньшей мере, наивно. В то же время есть успешные люди, создавшие крепкие семьи, несмотря на то, что сами были воспитаны в материнских или отцовских семьях, или в детском доме.
Нам придется сместить фокус внимания с количества членов семьи на качество взаимоотношений между ними. Если дома у ребенка члены семьи рады друг другу, он уверен, что у него есть надежный тыл, поддержка, понимание со стороны взрослых – эта семья счастливая, и не важно – отцовская она, материнская или в ней двое родителей.
Важно не количество членов семьи, а то, насколько адекватны и психологически комфортны семейные отношения.
www.psyh.ruЧетыре проблемы, с которыми сталкиваются дети из неполных семей в будущем
Воспитание в неполной семье не может не сказываться на характере ребенка. Хотя мать (а в некоторых случаях и отец) стремятся заменить собой и другого родителя, существуют определенные функции, которые восполнить они никак не могут – просто по той причине, что их носителями является человек другого пола, и для полноценного развития малышу нужны двое родителей.
Однако не всегда ситуация складывается так, что семья может быть сохранена. Например, справедливым и рациональным решением жены является уход от мужа-тирана, присутствие которого вредит и ей, и ребенку. Какой бы ни была обстановка, воспитание в неполной семье всегда сказывается на психике детей определенным образом. Даже будучи взрослыми, такие люди могут все еще проявлять черты характера, которые намеренно или ненамеренно прививались им дома. Об этих личностных качествах и проблемах в поведении тех, кто рос в неполных ячейках общества, сегодня мы и поговорим.
Немного статистики (согласно данным по российским семьям)
Но для начала уделим внимание цифрам. Согласно статистике, только на территории Российской Федерации 5 из 17 млн семей являются неполными, то есть воспитываются матерями-одиночками. Именно такие данные предоставляет уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. А также в 600 тысячах семей дети воспитываются отцами-одиночками. Еще одна, не менее горькая, цифра – в домах ребенка сейчас находятся порядка 60 тыс. детей.
Как видно, количество достаточно внушительное. Но неполные семьи, дети-сироты и малыши без попечения – проблема, существовавшая на постсоветском пространстве во все времена. Учитывая этот факт, можно не удивляться, сколько уже взрослых людей вырастают с набором психологических качеств, отличающих их от тех, кто вырос в полноценных семьях.
Неполных ячеек общества становится больше не только на постсоветском пространстве, но и по всему миру. К примеру, в Великобритании 1 из 5 детей воспитывается только матерью (в редких случаях – одним отцом).
Взгляд отечественных специалистов на проблему
Однако социологи обеспокоены не только самим фактом распространенности неполных ячеек общества, но и тем, каким образом данный феномен воспринимается в социуме. Считалось, что если ребенок (в особенности мальчик) растет без отца – это крайне негативно сказывается на его воспитании, мешает его полноценной адаптации в обществе, так как у ребенка отсутствует модель мужского поведения. Если раньше феномен неполной семьи считался исключением, то теперь преобладает точка зрения, что совершенно нормально для женщины растить ребенка одной.
Сейчас ученые не столь обеспокоены количеством таких ячеек общества. Анализ данных показывает, что для малышей важно не фактическое присутствие отца, а то, каким образом родитель включен в процесс воспитания. Иными словами, отец может посещать ребенка, встречаться с ним, принимать участие в его жизни. При этом психологи подчеркивают: малыши больше страдают не в неполных семьях, а в тех, где они постоянно становятся свидетелями родительских ссор.
Теперь рассмотрим, с какими трудностями, по мнению зарубежных ученых, могут столкнуться уже взрослые дети, которые воспитывались в неполных семьях.
1. Безответственность или гиперответственность
Западные исследователи считают, что такой человек определенно имеет сложности с таким качеством характера, как ответственность. Когда ребенок воспитывается в неполной семье, он нередко сам стремится заменить отсутствующего родителя. Нередко наблюдается ситуация, когда сын пытается стать опорой для матери. Или дочь берет на себя ответственность за младших братьев и сестер.
Ситуация подобного плана только поощряется родителем. Взрослого можно понять – ведь без поддержки супруга ему необходимо зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить ребенка. Однако это не может на влиять на развитие малыша. Иногда случается так, что чадо, наоборот, своим поведением бунтует против сложившегося положения вещей, становится слишком избалованным. Особенно часто это происходит, когда мать все силы и внимание бросает на то, чтобы угодить чаду, делает его центром своей жизни.
“Ребенок-помощник” — враг самому себе
В итоге ребенок вырастает или гиперответственным человеком, или же, наоборот, совершенно халатным. Можно подумать, что высокий уровень надежности – хорошее качество. Да, но не для самого человека. Уже будучи взрослой, такая личность будет “удобной” для кого угодно – для собственной семьи, начальства, друзей. Этот человек всегда останется работать сверхурочно, посидит с ребенком подруги или заберет огромного мастифа у знакомого на время отпуска. И не беда, что четвероногий гость занимает полквартиры. Ведь ответственности у такого человека – хоть отбавляй, и поэтому никому отказать он не может.
2. Агрессивность
Многие западные психологи полагают, что еще одна из отличительных черт тех, кто вырос в неполной семье, – это повышенная конфликтность, раздражительность. Вызывается агрессия не чем иным, как недостатком любви. Особенно часто от данного качества страдают дети, воспитываемые матерью и имеющие еще нескольких братьев или сестер. В таких семьях всегда наблюдается дефицит внимания и любви. Один родитель не только не может дать им всего этого, так как малышей слишком много, а он – один. Взрослый также нередко проводит все время на работе, и поэтому уделять внимание у него не получается даже тем детям, которых в глубине души он считает своими любимчиками. Итог печален: чадо вырастает замкнутым, агрессивным.
3. Недостаток дисциплины
Нередко те дети, которые воспитываются одной лишь матерью, страдают от неумения контролировать себя, свой повседневный график. Жизнь в неполной семье часто бывает нестабильной. Мать приходит с работы поздно. Иногда вместо того, чтобы получить помощь с уроками, ребенок должен сам помогать взрослому с выполнением домашних дел. В результате, как уже говорилось, он вырастает хорошим исполнителем, гиперответственным сотрудником – однако вовсе не тем человеком, который может дисциплинировать себя самого. Как бы парадоксально это ни казалось, ребенок из неполной семьи нередко бывает крайне недисциплинированным.
У него нет внутреннего чутья, которое указывало бы ему, что необходимо делать ради личного блага в каждый отдельный момент времени. Поэтому можно только поражаться, как исполнительность на работе у таких взрослых сосуществует с полнейшим безразличием к собственной жизни. Такой человек может, к примеру, не покупать себе новых вещей или же редко посещать стоматолога. Иногда юноши и девушки из неполных семей желают начать обучение в вузе по определенной специальности. Но у них не хватает целеустремленности, чтобы достичь поставленной цели, довести задачу до ума. Получить диплом таким молодым людям нередко так и не удается.
4. Склонность к психологическим манипуляциям
fb.ru